СС. А. 22. Демонстрирует простую функциональную игру, поднося ко рту чашку или ложку.




На ранних стадиях формирования игровых навыков дети исследуют предметы, беря их в рот, трогая или смотря на них. Немного позже они пробуют их трясти, бить, ронять и бросать. Затем дети пытаются осознать, как окружающие их предметы соотносятся друг с другом - они составляют их вместе, вкладывают один предмет в другой, ставят один на другой. Все эти умения рассматриваются в разделе "Тонкая моторика". Здесь же мы останавливаемся на следующем этапе развития - способности использовать предметы по назначению.

Повседневный опыт дает детям представление о назначении тех или иных предметов быта. Если во время еды ребенок познакомился с чашкой и ложкой, то через некоторое время он сможет показать вам, как они используются. Данный параграф посвящен проверке умения ребенка использовать предметы по назначению или умения имитировать их использование.

 

Как оценить.

Способ: Дайте ребенку во время игры несколько предметов бытового назначения, например, чашку, ложку и расческу.

Результат положительный если играя, ребенок показывает, каково назначение этих предметов: подносит чашку и ложку ко рту, пытается расчесывать волосы.

 

Примечание:.

Вы можете помочь малышу научиться этому, если во время игры дадите ему подходящие предметы и сами займетесь их использованием вместе с ним. Называйте свои действия: "Пью сок", "Причесываюсь". Это идеальные условия для проведения игр, требующих соблюдения очередности - сначала ваша очередь причесываться, потом - малыша и так далее. Время использования функциональных предметов в играх с куклами придет несколько позже (смотри параграф СС.А. 40), но уже сейчас для того, чтобы дать ребенку об этом первое представление, можно потихоньку начать вводить в игры, требующие соблюдения очередности, куклы и плюшевых зверей.

Умение соблюдать очередность рассматривается в следующем параграфе.

 

СС.А.23 ИГРАЕТ В МЯЧ, ТОЛКАЯ ЕГО ОБРАТНО МАМЕ

В такого рода игре мы проверяем умение ребенка соблюдать очередность. Это умение имеет решающее значение для развития игровых навыков, взаимодействия с окружающими, и главное, для развития речи. В действительности, на том уровне развития, о котором мы говорим сейчас, все три упомянутых навыка так тесно переплетены друг с другом, что разделить их можно лишь умозрительно.

Подробно умение соблюдать очередность рассматривается в главе 2 книги 3. Здесь же мы приводим несколько соображений, касающихся игр, полезных для формирования этого умения. Мы советуем вам ввести в обиход несколько разных игр. Если ваш малыш пока не в состоянии катить или бросать мяч, можно по своему усмотрению выбрать какой-нибудь другой вариант игры в мяч.

 

Как оценить.

Материалы: теннисный мяч или мяч чуть большего размера.

Способ: Покатите мяч к малышу и предложите ему покатить или толкнуть его в вашу сторону.

Результат положительный, если ребенок несколько раз ответит вам своими действиями.

 

Примечание:

Обратитесь к главе 2 книги 3, где обсуждается вопрос о том, как научить ребенка соблюдать очередность.

 

СС.А.24 ИГРАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО (ВБЛИЗИ ВЗРОСЛОГО) В ТЕЧЕНИЕ 15-20 МИНУТ

Это развитие умения, которому был посвящен параграф СС.А.16. Проверяется и оценивается это умение так, как указано в этом параграфе.

Вообще ребенок овладевает этим умением в 9-12 месячном возрасте. Проверять и оценивать его имеет смысл только в том случае, если навыки тонкой моторики вашего малыша соответствуют уровню развития 9 месячного ребенка, и кроме того, если ваш малыш достаточно подвижен, чтобы суметь дотянуться до разбросанных вокруг него предметов. (Под этим понимается способность ребенка дотягиваться до игрушек, лежа на животе, или еще более высокий уровень развития навыков общей моторики).

Малыш, не достигший этого уровня развития, может быть, сможет играть 20 минут и дольше, не занимаясь только самим собой. Это, конечно, великое благо для родителей! Однако в этом случае критерии, используемые в данном параграфе, не годятся для проверки достижения им 9-12 месячного уровня развития.

 

СС.А.33 КИДАЕТ ИГРУШКИ, ИНОГДА ИГРАЯ, ИНОГДА - ЧТОБЫИХ ОТБРОСИТЬ ОТ СЕБЯ

Родителям знаком период, когда дети все бросают. Большинство детей, достигнув уровня развития, соответствующего 12-15 месяцам, проходят через этот период. Поэтому он может считаться одной из вех развития.

 

Как оценить.

Способ: Понаблюдайте за своим ребенком в течение продолжительного периода времени.

Результат положительный, если малыш будет бросать игрушки, играя, или в тех случаях, когда они ему не нужны.

 

Примечание:

Не стоит беспокоится, если ваш ребенок не проходит через эту фазу. Не нужно специально учить его кидать игрушки, как будто это обязательный элемент поведения. В этом случае полезнее научить ребенка действиям, которые имеют прямой смысл: бросать мяч, отталкивать от себя ненужные предметы или качать головой в знак того, что он хочет отказаться от них, а со временем и говорить: "нет".

 

СС.А.34 "ВЫДЕЛЫВАЕТСЯ", ЧТОБЫПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Такое поведение ребенка типично для определенного периода развития. Как и в предыдущем случае, этому не нужно специально учить.

 

Как оценить.

Способ: Понаблюдайте за малышом в течение продолжительного периода времени, особенно тогда, когда в доме, кроме членов семьи, есть другие люди, или когда вы сами не можете заниматься ребенком.

Результат положительный, если малыш, чтобы привлечь к себе внимание, начинает "выделываться". Для этого у него есть самые разные способы: он может издавать непривычные звуки или как-нибудь забавно двигаться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: