Для студентов заочной формы обучения 2013-2017 годов набора




Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Практические занятия
Становление древнерусской литера- туры (конец X— первая половина XI в.).        
Литература Киевской Руси (вторая половина XI-XII в.)        
Литература периода раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XIII-XV вв.)        
Московская литература XIV-XV вв.        
Новгородская, псковская, тверская литература XV в.        
Литература Московского царства (XVI в.)        
Литература первой половины ХVП в.        
Литература второй половины ХVII в.        
Итого:        

 

III. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (или модулю)

Программа курса

Введение. Теоретические проблемы курса.

Древнерусская литература — начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерус­ской литературы. Ее объем и специфические особенности: рукопис­ный характер, традиционность, анонимность, взаимосвязи с фольк­лором, деловой и церковной письменностью. Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм, государственное строитель­ство, народное единство и героизм, утверждение высоких нравст­венных идеалов. Характер историзма, публицистичность. Худо­жественный метод древнерусской литературы, система жанров, тес­ная связь жанров и стилей.

Особенности средневекового мировоззрения. Религиозный харак­тер древнерусской литературы. Роль Библии, творений отцов Церкви. Нравственные основы христианского вероучения и их отраже­ние в литературе. Почитание Святой Троицы. Христианская антропология.

Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древне­русской литературы. Ее роль в развитии литературного языка. Взаимодействие древнерусского и старославянского языков. Лите­ратура и письменность. Понятие литературного памятника. Руко­пись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Критика текста: научное установление родства списков и первоначального текста памятника. Эволюция писчего материала и письма. Древнерусские почерки и орнаментика рукописей. Определение по этим данным места и времени создания списка. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника. Литературные центры Древней Руси.

Краткие сведения по источниковедению древнерусской литературы. Значение трудов Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова. Достижения литературоведческой науки XX в. в исследовании древнерусской литературы. Курс лекций А. С. Орлова, учебник Н. К. Гудзия, работы И. П. Еремина, В. П. Адриановой-Перетц, Д. С. Лихачева. Зарубежные исследователи древнерусской литературы (Л. Мюллер, К.-Д. Зееманн, Р. Пиккио, С. Мат-хаузерова и др.). Проблема периодизации древнерусской литературы (традиционная историческая периодизация и попытки ее преодоления).

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(КОНЕЦ X — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XI в.)

Возникновение древнерусской литературы. Место и роль фольклора в формировании литературы. Вопрос о начале письменности у восточных славян. Политическое и культурное значение принятия христианства Киевской Русью. Культурные и литературные связи Руси с Византией, южными и западными славянами, со странами Западной Европы и Востока.

Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канониче­ские книги и апокрифы. Содержание и форма апокрифов, их тема­тические разновидности. Связь апокрифов с фольклором. Популярность «отреченных» книг на Руси.

Тематические и стилистические особенности переводных житий и житийных сборников («Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики»). Значение переводных житий. Роль житийного жанра в средневековом обществе.

Исторические хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола. «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Сборник афоризмов «Пчела».

Отбор и характер перевода иноязычных памятников, их значение для развития древнерусской литературы.

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XI — XII в.)

Основные темы и жанры оригинальной русской литературы XI-XII вв., быстрый рост мастерства и своеобразия. Роль Киево-Печерского монастыря в развитии письменности и литературы.

«Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники. Возникновение летописных сводов на осно­ве устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Редакторские приемы составителей летописных сводов. Гипотезы А. А. Шахматова, В. М. Истрина, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова. Историософия собирателей «Повести временных лет». Характер миросозерцания летописцев: защита идеи единства Русской земли в борьбе со степными кочевниками, политической и религиозной независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. Отражение в летописи общественных интересов и противоречий эпохи.

«Повесть временных лет» и фольклор: отзвуки обрядовой поэзии, топонимических легенд, преданий, связанных с могильниками, дружинной поэзии, сказок, пословиц, поговорок. «Повесть времен­ных лет» как «жанр-ансамбль». Историческая повесть и сказание в летописи («Повесть об ослеплении Василька Теребовльского»). Приемы изображения исторических событий, «воинский» стиль летописи. Элементы агиографии. Язык и стиль «Повести времен­ных лет». Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.

Ораторская проза XI-XII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона — выдающийся памятник красноречия XI в. Публицистиче­ская направленность «Слова»: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси и ее государственной и рели­гиозной самостоятельности. Композиция и стиль «Слова о Законе и Благодати»: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмиче­ская организация речи.

Торжественные «слова» Кирилла Туровского (вторая половина XII в.). «Слово на новую неделю по Пасхе». Лирико-драматический характер «слов» Кирилла Туровского, элементы символического пейзажа.

«Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося государ­ственного деятеля Древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении». Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения».

Житийная литература. Своеобразие начального этапа формиро­вания национальной агиографии. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Осуждение княжеских братоубийственных распрей и за­щита родового старшинства в системе княжеского наследования. Черты сходства и отличия «Сказания» от канонических житий. «Страстотерпчество» как особый тип святости. Элементы истори­ческого повествования в «Сказании». Приемы изображения положи­тельных и отрицательных героев. Стиль «Сказания». «Чтение о жи­тии и погублении Бориса и Глеба», написанное Нестором. Жанро­вые и стилистические особенности «Чтения». «Житие Феодосия Печерского», созданное Нестором, как преподобническое житие. Осо­бенности композиции, приемы изображения центрального героя.

Киево-Печерский патерик. История создания, основные редакции. Идейная направленность, прославление Киево-Печерского мона­стыря и его подвижников. Отражение монастырского быта и ха­рактера взаимоотношений монастыря с князьями. Сюжетное свое­образие патериковых новелл. Пушкин о патериковых рассказах. Их литературное значение.

«Хождение» как литературный жанр. «Хождение игумена Дании­ла в Святую землю». Широта интересов Даниила. Изображение христианских святынь и чувств паломника в «Хождении». Чувство родиньг.. «Хождении». Легендарно-апокрифические элементы «Хо­ждения».

«Слово о полку Игореве». История открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности «Слова». Ведущие представители скептического направления. Достижения современной науки в из­учении «Слова». Историческая основа памятника и хронологиче­ское его приурочивание. «Слово» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идея «Слова» — единение русских князей для защиты Руси от вражеских нападений. Сюжет и композиция. Мес­то и роль исторических, публицистических и лирических отступле­ний в раскрытии основной идеи «Слова». Образная система памят­ника: изображение князей, природы, образ Русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпи­ческой песни. Проблема автора «Слова». Типологические связи «Слова о полку Игореве» со средневековым эпосом других народов («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» «Песнь о Нибелунгах», «Витязь в барсовой шкуре»). Идейно-художественное своеобразие «Слова», его мировое значение.

Переводные воинские повести: «Александрия» и «Девгениево деяние». Проблема положительного героя в этих повестях и харак­тер его изображения. «История Иудейской войны» Иосифа Фла­вия. Идейно-художественные особенности переводных дидактиче­ских повестей об Акире Премудром и Варлааме и Иоасафе.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ (XIII-XV вв.)

Возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новго­родской земле; их связь с традициями Киева. Начало формирова­ния великорусской, украинской и белорусской народностей. Значе­ние этого процесса для становления и развития национальных культур, в частности литературы.

«Моление Даниила Заточника». Две редакции и проблема их соотношения. Антибоярская направленность «Моления». Проблема жанра. Роль смехового начала. Элементы сатиры. Апология князя и сильной княжеской власти. Новые критерии в определении обще­ственной ценности человека. Особенности стиля «Моления», книж­ные и устнопоэтические традиции. Вопрос о социальной принад­лежности автора «Моления».

Галицко-Волынская летопись как памятник литературы Юго-За­падной Руси. Жизнеописание Даниила Романовича Галицкого. Галицкая летопись и «Слово о полку Игореве», особенности ее поэтического стиля. Своеобразие Волынской летописи.

Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. Трагическое в литературе о татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке» (1223). Фольклорные мотивы «Повести». «Повесть о разорении Батыем Рязани» (1237). Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. Изображение князей и княжеской дружины. Эпический характер образа народного мстителя — Евпатия Коловрата. Композиция и стиль «Повести».

Поучения Серапиона Владимирского, отражение и оценка в них событий, связанных с татарским нашествием. Художественное свое­образие поучений Серапиона Владимирского.

Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе («Житие Меркурия Смоленского», «Сказание об убие­нии в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора»).

Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Слово о погибели Русской земли». Гражданский и пат­риотический пафос «Слова» и формы его выражения. «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-ге­роя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития в памятнике.

Переводная повествовательная литература XIII-XIV вв. «Сказа­ние об Индийском царстве».

Московская литература XIV-XV вв.

Возвышение Москвы в XIV в. Отражение в литературных памятниках роли Москвы — политического центра, объединяющего русские земли. Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и ее изображение в литературе. Летописные повести о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище»: источники и стиль.

Поэтическая повесть о Куликовской битве — «Задонщина». Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Сходство и различие обоих памятников. Художественное своеобразие стиля «Задонщины», связь с устной народной поэзией. Развитие жанра истори­ческой повести в московской литературе конца XIV — начала XV в. «Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша» и «По­весть о Темир-Аксаке».

Подъем национального самосознания в конце XIV — начале XV в. Усиление культурных связей Руси с южнославянскими странами.

Идея Киевского наследства. Риторико-панегирический стиль русской агиографии. Изменение жанровой, композиционной и образ­ной структуры жития. «Слово о житии и преставлении Димитрия Ивановича, царя русского», его политическая направленность и стилистическое своеобразие.

Творчество Епифания Премудрого. Стиль «плетения словес». «Житие Стефана Пермского», написанное Епифанием Премудрым. Прославление Стефана Пермского, просветителя-миссионера коми-пермяцкого населения Урала. Принципы изображения человека в житии. Композиционная структура и особенности стиля. «Житие Сергия Радонежского». Воплощение нравственного идеала эпохи. Троице-Сергиев монастырь в истории русской культуры.

Общая характеристика творчества Пахомия Логофета — агиографа, представителя византийско-славянского панегирического стиля. «Исхожение» на Ферраро-Флорентийский собор. Описание городов Западной Европы.

«Повесть о взятии Царьграда» в 1453 г. Нестора-Искандера. Ос­новные идеи и художественные средства их выражения. Характер изображения царя Константина и султана Магомета. Картины боя в «Повести».

Проблема пределов и границ царской власти в «Повести о Мутьянском воеводе Дракуле» и «Повести об Иверской царице Динаре». Соотношение исторического факта и художественного вымысла. Принципы изображения центральных героев.

Новгородская литература XV в.

Защита прав Новгорода на политическую и церковную само­стоятельность. Новгородское летописание и показ в нем полити­ческой и общественной жизни феодальной городской республики, общерусские тенденции. Ересь «стригольников». Отражение борь­бы против этой ереси в «Повести о новгородском посаднике Щи-ле». Антимосковская тенденция в «Сказании о чуде от знамения иконы Богородицы». Культ архиепископа Иоанна в Новгороде и значение этого культа. «Повесть о путешествии архиепископа Ио­анна на бесе в Иерусалим». Изображение в «Повести» быта высшего новгородского духовенства. Фольклорные мотивы «Повести». Сказания о конце Новгорода. «Повесть о новгородском белом клобуке». Идея преемственности церковной власти от Рима к Новгороду. Ересь «жидовствующих», ее рационалистическое содержание и отражение в литературе.

Псковская литература

Характер псковских летописей. «Повесть о Довмонте Псковском». «Повесть о Псковском взятии». Критическое изображение великого князя Московского и его наместников. Образ «пресветлого града Пскова». Лиризм и драматизм в «Повести».

Тверская литература

Роль архиепископа Арсения в истории тверской литературы (Арсениевская редакция Киево-Печерского патерика). «Слово похвальное» тверскому князю Борису Александровичу инока Фомы. Критерии оценки деятельности тверского князя. Тверские житийные повести («Повесть об убиении Михаила Ярославича Тверского»). «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Описание Индии, личность путешественника. Патриотизм Афана­сия Никитина, общерусский характер его произведения. Особен­ности языка и стиля «Хожения».

ЛИТЕРАТУРА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА (XVI в.)

Расцвет публицистики в первой половине XVI в. Полемика «иосифлян» и «заволжских старцев» во второй половине XV — на­чале XVI в. и ее отражение в публицистике. Решение вопроса о происхождении знаков царского достоинства и генеалогии москов­ских правителей в повестях о «Вавилонском царстве» и «Сказании о князьях Владимирских». Политическое и художественное значе­ние повестей. Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Различие их литературных и идейных позиций. Публицистические сочинения Ивана Пересветова: «Челобитная», «Сказание о царе Константине и Магмет-салтане». Политический идеал Пересветова. Антибоярская направленность его сочинений. Программа общественных преобразований, необходимых для укрепления централизованной власти. Стиль публицистических памфлетов Пересветова. Письма Андрея Курбского к Ивану Грозному; выражение в них идеологии опального боярства. Стиль писем Курбского. Разоблачение Курбским тирании Ивана Грозного в «Истории о великом князе Московском».

Иван Грозный как писатель. Его письма к Курбскому и послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие литературные произведения второй половины XVI в. «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария — свод памятников древнерусской литера­туры. Литературные элементы «Домостроя»: повествовательные, бытовые эпизоды, просторечие.

«Повесть о Петре и Февронии». История создания повести, авторство Ермолая-Еразма, жанровое своеобразие, общественные тенденции. Фольклоризм. Приемы изображения центральных героев, идеального женского характера. Темы ума и супружеской верности. Элементы агиографического стиля в «Повести». Разрушение жи­тийного канона.

Объединительные тенденции в московском летописании. Воскре­сенская летопись. Никоновский летописный свод и его «лицевая» редакция. «Степенная книга» и ее политическое значение. Сочета­ние публицистических, исторических и агиографических элементов.

«Казанский летописец»: историко-публицистическая концепция, своеобразие стиля, связь с фольклором. Исторические песни о взя­тии Казани и об Иване Грозном.

«Сказание о киевских богатырях», его связь с господствующей тенденцией эпохи — возвеличиванием Московского царства. Фольк­лорная насыщенность памятника.

ЛИТЕРАТУРА «ПЕРЕХОДНОГО ВЕКА» (XVII СТОЛЕТИЕ)

 

Литература первой половины ХУП в.

Литература периода Смуты и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Отражение в этой литературе социальных противоречий эпохи. Тема патриотизма. Использование грамот, посланий, «подметных писем».

«Повесть 1606 года» и «Иное сказание». Отражение боярской идеологии. Народная оценка событий в песнях о Ксении Годуновой и Гришке-расстрижке. «Новая повесть о преславном Российском царстве», повести о Скопине-Шуйском, «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства». «Сказание» Авраамия Палицына. Описание многомесячной обороны Троице-Сергиевой лавры. «Летописная книга» С. И. Шаховского, приписываемая И. М. Катыреву-Ростовскому. Народ в изображении Авраамия Палицына и С. И. Шаховского. Новые принципы изображения характеров исторических деятелей. Обновление форм историческо­го повествования. Использование элементов виршевой поэзии.

Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы. Изменение традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. «Житие Юлиании Лазаревской». Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI — начала XVII в. Приемы раскрытия характера героини. Стиль «Жи­тия». Сказание об Унженском кресте.

Историческая повесть первой половины XVII в. «Повесть об Азов­ском осадном сидении донских казаков». Демократизация жанра исторической повести, связь с устной народной поэзией и отноше­ние к книжной традиции. Новый герой повести. Совмещение в повести патриотического отношения к Русскому государству с оп­позицией к московским боярам и дворянам.

Литература второй половины ХУII в.

Эволюция жанра исторической повести. Повести о начале Москвы.

Значительное усиление светских элементов в связи с процессом обмирщения литературы. Борьба старого и нового во всех сферах общественной и культурной жизни. Усиление экономических и культурных связей России с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Деятель­ность в Москве украинских и белорусских писателей, книги укра­инских и белорусских типографий в Москве. Развитие школьного образования.

Появление в русской литературе новых родов и жанров: виршевой поэзии, драмы, бытовой повести, сатиры. Барокко в русской литературе второй половины XVII в. Различные точки зрения на проблемы барокко в русской литературе XVII в. Переходный ха­рактер литературы XVII в. (от Средневековья к Новому времени).

Бытовая повесть второй половины XVII в. «Повесть о Горе-Злочастии». Отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Характер художественного обобщения. Связь «Повести» с устным народным творчеством. Книжные элементы.

«Повесть о Савве Грудцыне». Широта охвата действительности. Приемы раскрытия характера центрального героя. Роль и место любовной интриги в сюжете «Повести». Исторические и бытовые элементы; демонологические мотивы. Соотношение традиции и но­визны в идейном содержании «Повести», ее жанре и стиле.

«Повесть о Фроле Скобееве». Изображение нового героя. Связь повести с жанром плутовского романа. Своеобразие стиля.

«Повесть о Карпе Сутулове». Образ купеческой жены Татьяны. Особенности жанра «Повести».

Демократическая сатира (смеховая литература) второй половины XVII в. Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров в русской литературе. Мотив богатства и бедности, осмеяние неправедных судей и судебной волокиты в повестях о «Шемякином суде» и «Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Характер комизма в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Калязинской челобитной», «Притче о бражнике», «Повести о Куре и Лисице», «Повести о попе Савве», «Празднике кабацких ярыжек». Приемы и средства сатиры. Использование пародийных форм деловой и церковной письменности, аллегорической сатиры.

Переводная литература XVII в. Изменение ее характера. Ориентация на Запад. Сборники назидательных повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния». Анекдотические и шуточные повести «Апофегматы», «Фацеции». Переводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре Златых ключей.

Сказочная «Повесть о Еруслане Лазаревиче» — обработка восточного сюжета в казачьей среде.

Раскол в русской церкви, его религиозное, культурное и социальное значение. Старообрядческая литература XVII в. Протопоп Аввакум и его сочинения. Личность Аввакума и его мировоззрение. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», отражение в нем социальных явлений эпохи. Литературные приемы Аввакума на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиогра­фические сюжеты, сатира и юмор. «Житие» Аввакума как образец раннего автобиографического жанра. Эстетическая позиция Авва­кума в современных ему спорах об иконописании. Новаторство Аввакума в области языка и стиля. Тургенев, Горький об Аввакуме.

Стихотворство второй половины XVII в. Причины возникновения стихотворства, его истоки. Досиллабические вирши.

Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. Своеобразие панегирических виршей Симеона Полоцкого; сатиры «Купецтво» и «Монах». Творчество учеников и последователей Симеона Полоцкого: Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Зарождение придворного театра и его репертуара. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драмы конца XVII в. Злободневность проблематики «комедии» и художественные приемы ее раскрытия. Интермедии и их отношение к школьной драме.

Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов, сюжетов и жанров древнерусской литературы писателями XVIII, XIX и XX вв. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: