Память.
Память – это процесс организации прошлого опыта, делающий возможным его использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Играет большую роль в процессах обучения и живет в протяженном времени (есть прошлое, настоящее и будущее).
Синильные психозы(старческие) – не узнавание себя в зеркале.
Виды памяти:
1. По наличию цели:
Произвольная (есть цель),
Непроизвольная (нет цели).
2. По использованию средств:
Непосредственное,
Опосредованное.
3. По времени хранения:
Долговременная,
Кратковременная,
Оперативная.
4. По характеру психической активности:
Образная (зрительная, слуховая, двигательная),
Словесная,
Эмоциональная.
Направления развития памяти в онтогенезе:
1. Рост объема запоминаемого материала;
2. Увеличение прочности удержания;
3. Постепенное формирующееся умение пользоваться средствами.
2 точки зрения об образной памяти глухих:
1) Слово отрицательно сказывается на запоминании зрительных образов;
2) Слово как средство запоминания.
Первое психологическое исследование памяти у глухих детей провели в России в 1911 году.
Непроизвольная зрительная память.
Т.В.Розанова
Методика: запоминание места расположения предмета.
Для дошкольников начинаем с 6 предметов, постепенно увеличивая до 16.
Переворачиваем и показываем карточки ребенку в хаотичном порядке.
На карточках должны быть изображены предметы, которые известны ребенку.
После того, как ребенок всё назвал мы перемешиваем карточки, отдаем в руки ребенку и он должен их разложить так, как они лежали.
Глухие дети хуже запоминают места расположения предметов (дошкольники и 1-й класс).
От нормально слышащих отстают по этому критерию на 1 год. Ко 2-му классу догоняют нормально слышащих и уже не отстают.
|
Причина отставания: зрительный образ у глухих не достаточно точный и дифференцированный. Дети путают предметы близкие по изображению.
Точность и прочность образов.
Даем ребенку карточки как в предыдущем опыте. Но после перемешивания не отдаем ребенку. Он должен рассказать, какая карточка где лежала(на решетке
Чем сложнее процесс, тем больше отставание.
У глухих детей внутригрупповое различие больше, чем у нормально слышащих.
Кто-то отстает сильно, у кого-то норма.
Вывод: глухие не опережают нормально слышащих, но компенсация у них осуществляется.
Произвольное запоминание наглядного материала.
Подбираем пары карточек, связанные по смыслу между собой(20 пар).
Дети стремятся воспроизвести их парами. Запоминание основано на смысловых связях.
Слышащие дети называют сразу пару, а у глухих между членами пары наступает пауза.
Картошка – морковь.
У глухих больше распавшихся пар.
Картошка..кисточка..краска..морковь.
У всех детей были замены. У глухих замены были более далекими по смыслу.
В этом плане у них отставание на 1-1,5 года.
Вывод: у глухих системы образов менее дифференцированы и менее прочны.
Долговременная зрительная память.
М.М. Нудельман.
Подобрал 4 необычные картинки, которые дети должны были запомнить и нарисовать.
Например: дом с вросшей в землю крышей, ботинок с очень вытянутым носом.
1 раз рисуют сразу.
2 раз через 6 дней.
3 раз через 30 дней.
(во 2-й и 3-й раз карточки уже не показывают детям)
|
Получили 3 вида рисунков:
1) Тождественные (главное – передать особенность),
2) Подчеркнутые (чрезмерное выделение этой особенности),
3) Сглаженные (просто дом, просто ботинок, особенность не изображена).
Слышащие.
1 раз: 75 % тождественных рисунков, 25 % подчеркнутых и 1% сглаженных.
3 раз: 50 % тождественных рисунков.
Глухие.
1 раз: 25 % тождественных рисунков, 50 % подчеркнутых и 25 % сглаженных.
3 раз: 0 % тождественных рисунков.
Общие направления развития образной памяти:
1) Совершенствование процессов зрительного восприятия;
2) Совершенствование всей интеллектуальной деятельности глухих детей, особенно развивать наглядно-образное мышление;
3) Развитие образной памяти:
· Создание условий для непроизвольного запоминания наглядного материала,
· Помочь ребенку овладеть приемами опосредованного запоминания (анализ, отличительных признаков, группировка по существующим признакам);
4) Развитие речи (жестовая речь как средство запоминания образов, развитие словесной речи как средство запоминания образов).
Особенности словесной памяти.
1. Особенности запоминания слов;
2. Особенности запоминания предложений и текстов;
3. Словесная память.
Запоминание слов.
Словесная память глухих имеет тоже смысловой характер.
Различия: наличие замены.
У слышащих замены имеют смысловой характер.
У глухих 3 типа замены:
1. Замены по внешнему образу слова (угол-уголь, шарф-шкаф);
2. Замены по смыслу (кисть - краска, голубь -крыло);
3. Самый трудный тип. Смысловая близость сочетается с внешним сходством (вобрали-собрали, остальные- остался).
|
Характер замен связан с этапом обучения.
Глухие дети по-разному запоминают слова, относящиеся к разным грамматическим категориям.
Существительные запоминают лучше.
Прилагательные хуже.
Глаголы очень плохо.
Главная причина плохого запоминания слов – особенности первичного образа слова.
· Зрительный,
· Считывание с губ.
Ребенок хорошо запоминает основу слова. В приставках, суффиксах и окончаниях он делает перестановки.
Для глухого ребенка слово – не единое целое. Он затрачивает усилия на фиксацию последовательности элементов.
Отстает в умении пользоваться средствами для запоминания (это характерно и для словесной памяти).
Средства часто имеют упрощенный вид.
Запоминание предложений и текстов.
Д.М.Маянц.
Предложение и текст для глухого не единое целое, а цепочка слов.
Особенности:
1. Глухие воспроизводят предложение с пропущенными словами;
2. Часто воспроизводят только часть предложения;
3. Используют перестановку слов.
Текст – сложное иерархически организованное целое.
Текст для глухих – это не единое целое.
Глухие стремятся к максимально точному запоминанию и воспроизведению.
И.М.Соловьев.
Этапы запоминания текстов (тексты арифметических задач для 4 класса):
1. Распространяющийся тип запоминания (механическое заучивание);
2. Охватывающий тип запоминания (ребенок уже понял основной смысл текста, понял и запомнил ключевые слова);
3. Всё понял и запомнил.
Чем выше уровень развития речи, тем лучше запоминание.
Глухие переходят на 3-ю стадию только в 7-8 классе (по Соловьеву).
Сплав механического и смыслового запоминания отрицательно сказывается на длительном хранении словесного материала.