Долговременная зрительная память.





Память.

Память – это процесс организации прошлого опыта , делающий возможным его использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Играет большую роль в процессах обучения и живет в протяженном времени (есть прошлое, настоящее и будущее).

Синильные психозы(старческие) – не узнавание себя в зеркале.

Виды памяти:

1. По наличию цели:

Произвольная (есть цель),

Непроизвольная (нет цели).

 

2. По использованию средств:

Непосредственное,

Опосредованное.

 

3. По времени хранения:

Долговременная ,

Кратковременная,

Оперативная.

4. По характеру психической активности:

Образная (зрительная, слуховая, двигательная),

Словесная,

Эмоциональная.

Направления развития памяти в онтогенезе:

1. Рост объема запоминаемого материала;

2. Увеличение прочности удержания;

3. Постепенное формирующееся умение пользоваться средствами.

2 точки зрения об образной памяти глухих:

1) Слово отрицательно сказывается на запоминании зрительных образов;

2) Слово как средство запоминания.

Первое психологическое исследование памяти у глухих детей провели в России в 1911 году.

Непроизвольная зрительная память.

Т.В.Розанова

Методика: запоминание места расположения предмета.

Для дошкольников начинаем с 6 предметов, постепенно увеличивая до 16.

Переворачиваем и показываем карточки ребенку в хаотичном порядке.

На карточках должны быть изображены предметы, которые известны ребенку.

После того, как ребенок всё назвал мы перемешиваем карточки, отдаем в руки ребенку и он должен их разложить так, как они лежали.

Глухие дети хуже запоминают места расположения предметов (дошкольники и 1-й класс).

От нормально слышащих отстают по этому критерию на 1 год. Ко 2-му классу догоняют нормально слышащих и уже не отстают.

Причина отставания: зрительный образ у глухих не достаточно точный и дифференцированный. Дети путают предметы близкие по изображению.

Точность и прочность образов.

     
     

Даем ребенку карточки как в предыдущем опыте. Но после перемешивания не отдаем ребенку. Он должен рассказать, какая карточка где лежала(на решетке

 

Чем сложнее процесс, тем больше отставание.

У глухих детей внутригрупповое различие больше, чем у нормально слышащих.

Кто-то отстает сильно, у кого-то норма.

Вывод: глухие не опережают нормально слышащих, но компенсация у них осуществляется.

Произвольное запоминание наглядного материала.

Подбираем пары карточек, связанные по смыслу между собой( 20 пар).

Дети стремятся воспроизвести их парами. Запоминание основано на смысловых связях.

Слышащие дети называют сразу пару, а у глухих между членами пары наступает пауза.

Картошка – морковь.

У глухих больше распавшихся пар.

Картошка..кисточка..краска..морковь.

У всех детей были замены. У глухих замены были более далекими по смыслу.

В этом плане у них отставание на 1-1,5 года.

Вывод: у глухих системы образов менее дифференцированы и менее прочны.

Долговременная зрительная память.

М.М. Нудельман.

Подобрал 4 необычные картинки, которые дети должны были запомнить и нарисовать.

Например: дом с вросшей в землю крышей, ботинок с очень вытянутым носом.

1 раз рисуют сразу.

2 раз через 6 дней.

3 раз через 30 дней.

(во 2-й и 3-й раз карточки уже не показывают детям)

Получили 3 вида рисунков:

1) Тождественные (главное – передать особенность),

2) Подчеркнутые (чрезмерное выделение этой особенности),

3) Сглаженные (просто дом, просто ботинок, особенность не изображена).

Слышащие.

1 раз: 75 % тождественных рисунков, 25 % подчеркнутых и 1% сглаженных.

3 раз: 50 % тождественных рисунков.

Глухие.

1 раз: 25 % тождественных рисунков, 50 % подчеркнутых и 25 % сглаженных.

3 раз: 0 % тождественных рисунков.

Общие направления развития образной памяти:

1) Совершенствование процессов зрительного восприятия;

2) Совершенствование всей интеллектуальной деятельности глухих детей, особенно развивать наглядно-образное мышление;

3) Развитие образной памяти:

· Создание условий для непроизвольного запоминания наглядного материала,

· Помочь ребенку овладеть приемами опосредованного запоминания (анализ, отличительных признаков, группировка по существующим признакам);

4) Развитие речи (жестовая речь как средство запоминания образов, развитие словесной речи как средство запоминания образов).

Особенности словесной памяти.

1. Особенности запоминания слов;

2. Особенности запоминания предложений и текстов;

3. Словесная память.

Запоминание слов.

Словесная память глухих имеет тоже смысловой характер.

Различия: наличие замены.

У слышащих замены имеют смысловой характер.

У глухих 3 типа замены:

1. Замены по внешнему образу слова (угол-уголь, шарф-шкаф);

2. Замены по смыслу (кисть - краска, голубь -крыло);

3. Самый трудный тип. Смысловая близость сочетается с внешним сходством (вобрали-собрали, остальные- остался ).

Характер замен связан с этапом обучения.

Глухие дети по-разному запоминают слова, относящиеся к разным грамматическим категориям.

Существительные запоминают лучше.

Прилагательные хуже.

Глаголы очень плохо.

Главная причина плохого запоминания слов – особенности первичного образа слова.

· Зрительный,

· Считывание с губ.

Ребенок хорошо запоминает основу слова. В приставках, суффиксах и окончаниях он делает перестановки.

Для глухого ребенка слово – не единое целое. Он затрачивает усилия на фиксацию последовательности элементов.

Отстает в умении пользоваться средствами для запоминания (это характерно и для словесной памяти).

Средства часто имеют упрощенный вид.

Запоминание предложений и текстов.

Д.М.Маянц.

Предложение и текст для глухого не единое целое, а цепочка слов.

Особенности:

1. Глухие воспроизводят предложение с пропущенными словами;

2. Часто воспроизводят только часть предложения;

3. Используют перестановку слов.

Текст – сложное иерархически организованное целое.

Текст для глухих – это не единое целое.

Глухие стремятся к максимально точному запоминанию и воспроизведению.

И.М.Соловьев.

Этапы запоминания текстов(тексты арифметических задач для 4 класса):

1. Распространяющийся тип запоминания (механическое заучивание);

2. Охватывающий тип запоминания (ребенок уже понял основной смысл текста, понял и запомнил ключевые слова);

3. Всё понял и запомнил.

Чем выше уровень развития речи, тем лучше запоминание.

Глухие переходят на 3-ю стадию только в 7-8 классе (по Соловьеву).

Сплав механического и смыслового запоминания отрицательно сказывается на длительном хранении словесного материала.





Читайте также:
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.021 с.