По итогам митинга (публичного мероприятия)
«В защиту озера Байкал», 24 марта 2019 г.,
прошедшего в 60 городах России.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, граждане России: экологи, общественные организации, гражданские активисты, представители науки и социально-ответственного бизнеса, жители Байкальского региона и жители России –
ОБРАЩАЕМСЯ к Вам, Гражданин Президент!
Байкал – Международное Достояние, Гордость России; уникальное, эндемичное Озеро, внесѐнное в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Уважаемый̆ Владимир Владимирович! Просим Вас обратить пристальное внимание на события, происходящие в настоящее время на озере Байкал, его Природной территории.
Осенью 2018 года на берегу Байкала в районе поселка Култук Слюдянского района началось строительство завода по розливу байкальской воды преимущественно для экспорта в Китай, вызвавшее огромный общественный резонанс.
Основными причинами резонанса стали: 1. Обеспокоенность граждан из-за возможного экологического ущерба ценной природной территории - Таловским болотам и примыкающему мелководному участку Байкала, а также возможного ущерба всему озеру, уже находящемуся в состоянии экологического кризиса; 2. Фактические нарушения при проведении процедуры общественных обсуждений и возможные нарушения при получении земельного участка для строительства; 3. Обеспокоенность граждан из-за усиливающегося агрессивного присутствия в регионе китайского бизнеса и его ощутимого негативного воздействия на окружающую среду (лесной комплекс, сельское хозяйство, «байкальский» туризм), а также тот факт, что эксплуатировать природный ресурс стратегического значения (байкальской воды) было позволено иностранной компании. 4. Включение природного участка Центральной Экологической Зоны Байкальской Природной территории (ЦЭЗ БПТ) - Таловских болот – в границы населенного пункта (поселок Култук); 5. Включение завода в список региональных инвестиционных проектов, что позволяет иностранной компании не платить налог с прибыли первые несколько лет.
|
Помимо самого экологического кризиса на Байкале, у ученых и общественности вызывает обеспокоенность неэффективность проводимых мер по его охране. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал» реализуется с 2012 года. Программа рассчитана до 2020 года и призвана улучшить экологическую обстановку в районе озера Байкал. Она предусматривает существенное сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в Байкал, решение проблемы отходов деятельности целлюлозно-бумажного комбината и т. д. Однако экологическая обстановка в районе озера Байкал не только не улучшилась, но продолжает ухудшаться.
Негативное воздействие на экосистему озера в значительной мере оказывают следующие факторы:
1. Загрязнение воды. Большое количество нефтепродуктов, фекалий, минеральных форм азота ежегодно попадает в Байкал. Учёные предупреждают, что способность озера к самоочищению находится на критически низком уровне.
a. Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками с прибрежной зоны. Серьезную опасность для экосистемы Байкала представляет постепенное заболачивание мелководных и заплесковых зон, на которые избыточно воздействуют биогенные соединения азота и фосфора. Они попадают в прибрежное мелководье озера в результате плохой очистки (или отсутствия очистки) сточных вод. Дополнительным источником биогенов в неочищенных и недоочищенных стоках являются моющие средства с фосфатами. Последнее происходит вследствие интенсивного развития туризма в прибрежной зоне озера и строительства здесь дач и коттеджей, и часто без канализованных сборов бытовых стоков и отходов, и тем более без очистки стоков. Такие стоки вызывают ускоренное эвтрофирование прибрежной зоны, сопровождающееся массовыми заболеваниями и гибелью байкальских эндемиков и бурному росту нетипичных для байкальской экосистемы водорослей рода спирогира, а также появлению синезеленых водорослей, способных вырабатывать опасные для здоровья токсины. Это само по себе можно считать экологическим кризисом в прибрежной зоне, поскольку данная ситуация наносит ущерб биологическому разнообразию и существенно снижает качество воды. Спирогира покрыла уже большую часть прибрежной зоны озера.
|
b. Большой объем загрязняющих веществ попадает в озеро из р. Селенга, Чикой, Хилок и других притоков, куда сбрасываются отходы металлургических, деревообрабатывающих и строительных предприятий, предприятий по переработке кожи и по добыче полезных ископаемых, бытовые сточные воды. На большинстве предприятий очистные сооружения давно устарели и не справляются со своей задачей, поэтому в воду попадают различные химические вещества, нефтепродукты и агрохимикаты.
По результатам Прокурорской проверки в Центральной Экологической Зоне (ЦЭЗ) полноценно не работает ни одно очистное сооружение. Ни на одних очистных сооружениях не соблюдались утвержденные нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в стоках, поступающих в Байкал. Очистные сооружения г. Улан-Удэ изношены более чем на 90%. Необходима реконструкция очистных сооружений с применением современных технологий, адаптированных к условиям региона. Приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. N 63 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал" предписывает очищать стоки практически до дистиллированной воды. Имеющиеся схемы очистки не позволяют выполнить эти нормы. А новые очистные слишком дороги в эксплуатации и не предлагается никаких вариантов рекомендуемых и адаптированных технологий к условиям региона, которые соответствовали бы требованиям. Из-за этого сейчас стоки, сбрасываемые в Байкал, проходят только первичную очистку, либо не проходят ее вообще. В некоторых местах установлены новые очистные сооружения, но не введены в эксплуатацию полностью. Большинство объектов гостиничного бизнеса и коттеджей, являющиеся большим источником бытовых стоков в Байкал, на данный момент не имеют собственных очистных сооружений или выхода к муниципальной канализации. Соответственно усовершенствование очистных сооружений в нескольких местах не сможет решить проблему. Необходимо найти специальные решения, подходящие для Байкала.
|
c. Сбросы нефтесодержащих балластных вод с судов. По данным МЧС на 2015 г по Байкалу курсирует больше 18 тыс. маломерных, а также почти 700 более крупных судов. За последние несколько лет количество судов всех классов существенно увеличилось и точное их количество неизвестно из-за отсутствия контроля. Большинство судов не сдает скопившиеся хозяйственно-бытовые и нефтесодержащие воды отходы на специальные пункты, а сбрасывает их прямо в озеро (что запрещено). Основная причина в том, что пункт приема вод на переработку на озере только один и владельцы судов оказываются в безвыходном положении. Одним из решений проблемы стала бы установка на суда очистных сооружений. Такое постановление президент России подписал ещё в 2010 году. Но фактически оно до сих пор не выполняется в связи с большими затратами на модернизацию. Другое решение – запуск большего числа судов, принимающих подсланевые и фекальные воды на переработку.
2. Широкомасштабные незаконные рубки леса, в том числе и в водосборном бассейне озера Байкал. Масштабные лесные пожары. Между тем, от сохранения лесов напрямую зависит состояние озера. Лес поддерживает полноводность рек, впадающих в Байкал, сохраняя пополняемость воды и стабильность уровня озера, а корни деревьев предотвращают эрозию почв.
3. Утечка токсичных соединений с промплощадки и шламонакопителей Байкальского ЦБК. Промплощадка не рекультивируется, отходы БЦБК до сих пор создают угрозу экологической безопасности Байкала, проблема ликвидации накопленного ущерба решается медленно. Отходы комбината размещены на берегу. При разрушении хранилищ или схода селевых потоков, миллионы тонн отходов могут попасть в озеро. На лицо и коррупция. Деньги из федерального бюджета, выделенные на переработку отходов БЦБК и рекультивацию промплощадки, были освоены, однако решение не было найдено.
4. Неконтролируемый массовый туризм. В непосредственной близости от Байкала и его притоков проживает более 80 тысяч человек, плюс ежегодно приезжает более миллиона туристов. На берегу Байкала расположено огромное число турбаз и гостиниц. Бытовые стоки из них поступают прямо в озеро. Также, большое количество туристов предпочитают отдых «дикарем». В некоторых местах подверженная эрозии почва не выдерживает больших потоков людей и превращается в пустыню. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что земли по берегам Байкала в больших количествах скупаются и застраиваются мини-гостиницами и хостелами.
5. Слабо налажена либо отсутствует система сбора, вывоза и переработки бытового мусора из прибайкальских посёлков. Очистка от бытовых отходов в близлежащих к Байкалу городах и селах проходит крайне неудовлетворительно, в отдельных случаях она и вовсе отсутствует. В результате массового неорганизованного и безнадзорного туризма возникают стихийные свалки, в том числе и на территории национальных парков. Большое количество мусора остается на берегах, а затем неизбежно попадает в озеро.
6. Массовая передача в собственность или аренду земельных участков на берегу Байкала, их бессистемная застройка гостиницами вместо жилых домов, заявленных в документации. Ситуацию усугубляет программа «дальневосточного гектара».
7. Экологический мониторинг за состоянием экосистемы Байкала производится разрозненно разными институтами. Недостаточная консолидация, отсутствие общей мониторинговой программы. Недостаточное финансирование научных мониторинговых программ.
Практический результат
Выполнение ниже указанных мер приведет к следующим положительным изменениям:
Улучшение экологической обстановки в районе озера Байкал, уменьшение антропогенной нагрузки на озеро, сохранение объекта всемирного наследия, улучшение качества жизни местных жителей, сохранение редких и эндемичных видов животных и растений, улучшение имиджа РФ на международном уровне, как страны способной ответственно обращаться и сохранять объекты всемирного наследия.