Характер музыкального произведения.




Г

Тема:

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

https://www.youtube.com/watch?v=jFTcjShRiAY

Видеоурок по теме.

https://www.myshared.ru/slide/1002790/

Презентация по теме урока

Фолькло́р (англ. «народная мудрость») — народное творчество.

Чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

➢ календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

➢ семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

➢ окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа.

На основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси.

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие. Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Видео прослушивание

https://www.youtube.com/watch?v=nEnrLma49vk

Русская народная песня:

Матушка матушка, что во поле пыльно

Выполнить анализ музыкального произведения.

 

Тема дочери Тема матери взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) Покорность, смирение с безвыходной ситуацией Песня звучит напряжённо, в миноре.

 

Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд.

Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.

Слушание музыки:

Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина»

Видео прослушивание.

https://www.youtube.com/watch?v=BkKIMwCCp6U

Выполнить музыкальный анализ.

Обращение к народному творчеству помогает слушателю

Почувствовать национальную принадлежность музыки.

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

 

Домашнее задание:

1.Записываем в тетради число, тему урока.

2.Всё, что выделено жирным шрифтом переписываем в тетрадь.

3.Прослушиваем музыкальные произведения и выполняем анализ по структуре.

4.Текст песни «Изгиб гитары жёлтой» разучиваем, поём.

 

https://www.youtube.com/watch?v=x6Cl9ySyZpY

Сдаём тетради через классных руководителей.

 

Структура анализа музыкального произведения.

Характер музыкального произведения.

(словарь эмоционально – образного содержания музыки)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: