История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века




 

Практическое занятие № 1

 

Поэтика повести И.А. Бунина «Деревня»

 

1. История создания повести.

2. Сюжет и композиция. Ослабленность сюжета. Роль факта. Сюжет у И.А. Бунина и А.П. Чехова. Деталь в повести. Сцепление и контраст как способы построения. Диалоги, их роль в повести.

3. Формы авторского присутствия и проблема авторской позиции.

4. Образная система произведения. Место Молодой в образной системе.

5. Смысл названия и финала повести.

 

Терминологический минимум: род, жанр, повесть, поэтика, сюжет, композиция, деталь, образная система.

Тексты

Бунин И.А. Деревня // Собр. соч.: В 6 т. М., 1987–1988. Т. 3.

Литература

1. Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

2. Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

3. Гейдеко В. А. Чехов и И. Бунин. М., 1976.

4. Кучеровский Н. И. Бунин и его проза. Тула, 1980.

5. Нинов А. «Деревня» Бунина и русская литература // Вопросы литературы. 1970, № 10. С. 56–78.

6. Волынская А. Диалог в повести Бунина «Деревня» // Филологические науки. 1976. № 6.

7. Смирнова Л.А. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991.

 

Практическое занятие № 2

Роль сюжета в постижении идеи повести

А.И. Куприна «Поединок»

 

1. А.И. Куприн и традиции русского реализма ХIХ века. История создания и публикации повести.

2. Тема пробуждения общественного сознания человека.

3. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира.

4. Сюжет и фабула в повести. «Игра» как один из важных приемов сюжетной организации повести («бал», подготовка к смотру, смотр, офицерский суд и т.д.). Разные герои в этой игре.

5. Ромашов и Хлебников. Прием «рифмовки» героев.

6. Романтические тенденции реализма А.И. Куприна.

 

Терминологический минимум: реализм, романтизм, традиция, тема, фабула, утопия.

Тексты

Куприн А.И. Поединок // Собр. соч.: В 9 тт. М., 1970 – 1973. Т. 4.

Литература

1. Афанасьев В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. Л., 1972.

2. Волков А.А. Творчество А.И. Куприна. М., 1981.

3. Михеев Л. «Меткий и без излишества щедрый»: О языковой манере автора «Поединка» // Русская речь. 1990. № 3.

4. Запевалов В.Н. Всероссийская научная конференция «А.И. Куприн и русская литература ХIХ – ХХ веков» // Русская литература. 1996. № 2. С. 220 – 223.

 


Практическое занятие № 3

 

Идейно-художественное своеобразие повести

Л. Андреева «Губернатор»

 

1. Историко-социальная основа повести, история создания.

2. Экспрессионизм как творческий метод писателя.

3. Художественный конфликт произведения, его особенности.

4. Проблемы смысла жизни, ее ценностных ориентаций в повести.

5. «Типичность людей» и «типичность положений» в повести.

6. Бытие человека в мысли как доминанта в изображении главного героя.

 

Терминологический минимум: экспрессионизм, художественный конфликт.

Тексты

Андреев Л.Н. Губернатор // Повести и рассказы: В 2 т. М., 1971. Т. 4.

Литература

1. Воровский В. Из истории новейшего романа. Эстетика, литература, искусство. М., 1975.

2. Иезуитова Л. Творчество Л. Андреева. Л., 1976.

3. Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

4. Русская литература ХХ века (1890-1910) / Под ред. проф. С.А. Венгерова. В 2 кн. Кн. 2. Леонид Николаевич Андреев. М., 2000. С. 33– 69.

5. Соколов А. Г. Реализм и экспрессионизм в прозе и драматургии Л. Андреева // История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1999. С. 379–398.

6. Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева. Зарождение и развитие русского экспрессионизма // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 1999.

 

Практическое занятие № 4

«Жизнь Василия Фивейского» Л. Андреева

1. Жанровое своеобразие произведения. Особенности сюжета. Связь с библейской легендой об Иове.

2. Проблема греха и возмездия. Вася-идиот в структуре произведения.

3. Роль приемов экспрессионизма в художественной структуре произведения. Примеры из текста.

Терминологический минимум: жанр, легенда, сюжет, неореализм, экспрессионизм, прием, образ.

Тексты

Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского // Повести и рассказы: В 2 т. М., 1971. Т. 4.

Литература

1. Басинский П. Поэзия бунта и этика революции: Реальность и символ в творчестве Л. Андреева // Вопросы литературы. 1989. № 10.

2. Михеичева Е.А. Жанровые особенности «библейских рассказов» Л. Андреева // Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1990.

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1999. Реализм и экспрессионизм в прозе и драматургии Л.Н. Андреева. С. 379 – 398.

 

 


Практическое занятие № 5

 

Русский символизм

1. Рождение русского символизма. Философские истоки эстетической теории символистов. Русская традиция и опыт французской поэзии.

2. Манифесты русского символизма.

3. Символ и образ. Метафоризм как основа образной системы символизма.

4. Теургия, божественная элегия и демиургия в художественно-философской системе символизма.

5. Старшие и младшие символисты.

6. Теургия и принцип «верности вещам».

Терминологический минимум: модернизм, символизм, символ, образ, метафора, теургия, демиургия.

Тексты

1. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. / Сост. И.Т. Крук. Л., 1991. С. 460 – 464.

2. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии // Там же. С. 464-468.

3. Иванов Вяч. Мысли о символизме // Там же. С. 468 – 470.

4. Блок А. О лирике. Вечера «искусств». Без божества, без вдохновенья // Там же. С. 470 – 483.

5. Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Там же. С. 483 – 486.

8. Брюсов В. Ключи тайн // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М., 1973. Т. 6. М., 1975.

Литература

1. Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1975.

2. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь А. Блока. Куйбышев, 1969.

3. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

4. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и др. Статья «Символизм». М., 1987.

5. Белый А. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.

6. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост. и вступ. ст. Л.А. Сугай, М., 1994.

7. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1999. Модернизм. Модернистские течения 1890-1910-х годов. С. 219 – 312.

8. Иванов Вяч. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., 1916.

9. История русской литературы. ХХ век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана. В. Страда, Е. Эткинда. М., 1995.

10. Пайман А. История русского символизма. М., 1998.

 

 

Практическое занятие № 6

 

Художественное воплощение темы Родины

в лирике А. Блока

 

1. Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» – лирический идеал А. Блока, стремление поэта к чистоте и гармонии.

2. Идеализация образа Родины в лирике А. Блока.

3. Образ народной Руси. Неразрывность связи судьбы России с личной судьбой поэта. Художественные приемы создания образа Родины («Россия», «Родина», «Русь»).

4. Цикл «На поле Куликовом» как образец исторического мышления поэта. Идея неразрывности связи прошлого, настоящего и будущего России. Символизм образов цикла.

5. Идейная и художественная эволюция образа России в лирике А. Блока.

 

Терминологический минимум: лирика, образ, цикл, символ, художественные приемы.

Тексты

Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Россия. Родина. Русь. На поле Куликовом // Собр. соч.: В 6 т. Л., 1980-1984. Т. 1.

Литература

1. Соловьев В. Поэт и его подвиг. М., 1971.

2. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1980.

3. Орлов В. Александр Блок. М., 1976.

4. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1975.

5. Максимов Д. Русские поэты начала ХХ века. Л., 1986.

6. Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.

7. Русская литература ХХ века (1890-1910) / Под ред. проф. С.А. Венгерова. В 2-х кн. Кн. 2. Александр Блок. М., 2000. С. 99 – 117.

 

Практическое занятие № 6

Жанровое своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»

1. История создания поэмы. Общественно-политическая позиция А. Блока, его отношение к революции.

2. Проблема автора в поэме. Анализ авторской позиции. Способы авторского присутствия в произведении. Соотношение авторского голоса с иными голосами в поэме.

3. Соотношение сюжета и содержания в поэме. Роль и место сюжетной схемы в идейно-художественной структуре произведения.

4. Полифонизм как способ изображения сложности и противоречий революционной эпохи.

5. Сочетание эпического, лирического и драматического начал в поэме. Роль разговоров, реплик, вопросов, возгласов, призывов в художественном воссоздании картины послереволюционного мира.

6. Споры о жанре поэмы.

7. Развитие действия в поэме от хаоса к внутреннему единству «первобытного, стихийного безразличия» к гармонии.

8. Роль финала поэмы.

Терминологический минимум: жанр, поэма, сюжет, полифонизм, эпическое, лирическое, драматическое.

Тексты

Блок А. Двенадцать // Собр. соч.: В 6 т. Л., 1980 – 1984. Т. 3.

Литература

1. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». Л., 1979.

2. Долгополов Л.К. А. Блок. М., 1980.

3. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1975.

4. Пьяных М. Слушайте революцию. Поэзия Блока советской эпохи. Пособие для учителя. М., 1980.

5. Глинин Г.Г. Авторская позиция в поэме Александра Блока «Двенадцать». Астрахань, 1993.

6. Глинин Г.Г. Автор и герой в поэмах А. Блока. Астрахань, 2000. С. 236 – 372.

7. Глинин Г.Г. Лирическая поэма в творчестве А. Блока. Материалы к спецкурсу. Астрахань, 2000.

Практическое занятие № 8

Художественное осмысление революции в поэме

В. Хлебникова «Ночной обыск»

1. Изображение революции в творчестве В. Хлебникова. Хлебников и футуризм.

2. Поэма А. Блока «Двенадцать» и «Ночной обыск» В. Хлебникова – два осмысления революции:

а) соотношение сюжета и содержания в поэмах;

б) святое и разбойное в отряде матросов;

в) Христос у А. Блока и Бог у В. Хлебникова;

г) символика в поэмах.

3. Авторская позиция в поэме В. Хлебникова. Проблема автора.

4. Сочетание эпического, лирического и драматического начал в поэме.

5. Смысл эпиграфа и роль финала. «Закон Возмездия».

 

Терминологический минимум: футуризм, словотворчество, сюжет, символ.

Тексты

1. Блок А. Двенадцать // Собр. соч.: В 6 т. Л., 1980 – 1984. Т. 3.

2. Хлебников В. Ночной обыск // Велимир Хлебников. Творения / Сост., подг. текста и комм. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М., 1986. С. 317-331.

3. Д. Бурлюк, А. Крученых,В Маяковский, В. Хлебников. Пощечина общественному вкусу // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. И.Т. Крук. Л., 1991. С. 492.

4. А. Крученых, В. Хлебников. Слово как таковое // Там же. С. 493.

5. Д. Бурлюк, Е. Гуро, Н. Бурлюк и др. Садок судей II. Предисловие // Там же. С. 495.

6. В. Маяковский. Теперь к Америкам! // Там же. С 496.

7. В. Маяковский. О разных Маяковских // Там же. С. 497.

Литература

1. Велимир Хлебников. Творения / Сост., подг. текста и комм. В.П. Григорьева и А.Е. Парниса. М., 1986.

2. Степанов Н.Л. В. Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975.

3. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983.

4. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986.

5. Григорьев В.П. Будетлянин. М., 2000.

6. Струнин В.И. Поэма «Ночной обыск» – миф и действительность // Поэтический мир В. Хлебникова. Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград, 1990. С. 24 – 32.

7. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1990.

8. Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911-1998. Сост.: В.В. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. М., 2000.

9. Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века / VI Международные Хлебниковские чтения (8 – 11 сентября): Научные доклады. Статьи. Тезисы. Астрахань, 1998.

10. Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысаячелетий / VII Международные Хлебниковские чтения (7 – 9 сентября 2000 г.): Научные доклады. Статьи. Тезисы. Астрахань, 2000.

 

 

Практическое занятие № 9

 

Художественное своеобразие дореволюционного

творчества В. Маяковского

1. В. Маяковский и футуризм. Поиск новых форм. Поэзия и живопись («Я сам»).

2. Протест против буржуазной действительности в стихотворениях В. Маяковского («Адище города», «Нате», гимны и др.).

3. Антивоенная тема ранней лирики поэта («Вам», «Война объявлена» и др.).

4. Художественные особенности интимной лирики дореволюционного периода («Послушайте» и др.).

5. Трагедия «Владимир Маяковский»: проблема личности и мира.

 

Терминологический минимум: футуризм, тоническая система стихосложения, размеры, тема, трагедия, рифма, строфика, ритм.

Тексты

Маяковский В. Я сам. Лирика. Сатира. Владимир Маяковский // Собр. соч.: В 6 тт. М., 1973. Т. 1.

Литература

1. Перцов В.О. Маяковский. Жизнь и творчество. Т. 1 – 2. М., 1972.

2. Метченко А.И. Творчество В. Маяковского. М., 1954.

3. Метченко А.И. Маяковский. М., 1964.

4. Пицкель Ф.Н. Маяковский. Художественное постижение мира. М., 1979.

5. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. Театр. 1989. № 7 – 10.

6. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

7. Михайлов А. Мир Маяковского. Взгляд из 80-х. М., 1990.

 

Практическое занятие № 10

 

Концепция лирического героя в поэме

В. Маяковского «Облако в штанах»

1. История создания и публикации поэмы. «Облако в штанах» и футуризм. «Уже в шестнадцатом году «Облако» Маяковского разгуливало в штанах его собственного покроя, а не в детских трусиках футуризма» (Б. Лившиц).

2. Жанр поэмы. Соотнесенность «я» лирического героя с реальным «я» поэта.

3. Противоречие между «я» и миром и способы его художественного решения.

4. Особенности метафоры в поэме.

5. Своеобразие композиции поэмы.

6. Смысл заглавия.

Терминологический минимум: футуризм, жанр, лиро-эпическая поэма, лирический герой, метафора, композиция.

Тексты

1. Маяковский В. Облако в штанах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1973. Т. 1. С. 61 – 81.

2. Маяковский В. Я сам // Там же. Т. 1. С. 3 – 22.

Литература

1. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

2. Харджиев Н. Комментарии к поэме «Облако в штанах» // Русская речь. 1991. № 5.

3. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. Л., 1989.

4. Кацис Л. «В курганах книг, похоронивших стих…» // Вопросы литературы. 1989. № 11.

5. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1999. С. 338 – 364.

Практическое занятие № 11

 

Особенности художественного метода

раннего творчества А. Ахматовой

1. А. Ахматова и акмеизм. Особое место поэта в акмеизме.

2. Сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая»: особенности художественного метода поэта:

а) «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман» (Б. Эйхенбаум);

б) характер «вещной» символики и роль детали;

в) «камерность» и «драматургичность» поэтического А. Ахматовой, особенности языка;

г) полифонизм ранней лирики поэта;

д) своеобразие восприятия А. Ахматовой народной поэтической традиции и традиции русской классической лирики (Пушкин, Баратынский, Тютчев, Некрасов).

3. Жанровое своеобразие ранней лирики А. Ахматовой: эпичность, драматичность, роль монолога и диалога.

 

Терминологический минимум: акмеизм, художественный метод, символ, деталь, полифонизм, традиция.

Тексты

1. Ахматова А. Вечер. Четки. Белая стая // Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

2. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. И.Т. Крук. Л., 1991. С. 483 – 486.

3. М. Кузмин. О прекрасной ясности // Там же. С. 490 – 492.

4. С. Городецкий. Некоторые течения в современной русской поэзии // Там же. С. 486 – 490.

5. О. Мандельштам. Утро акмеизма // Осип Мандельштам. «Сохрани мою речь…»: Лирика разных лет. Избранная проза. М., 1994. С. 381 – 386.

Литература

1. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. М., 1973.

2. Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. М., 1967.

3. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сборник статей. Л., 1986.

4. Эйхенбаум Б.М. Роман-лирика // О литературе. Работы разных лет. М., 1987.

5. Гаспаров М.Л. Стих Ахматовой: четыре его этапа // Литерературное обозрение. 1989. № 5.

6. Клинг О.А. Своеобразие эпического в лирике А. Ахматовой // Филолог. науки. 1989. № 6.

7. Картавин Н. Анна Ахматова и «серебряный век» // Новый мир. 1989. № 7.

8. Мочульский К. Поэтическое творчество Анны Ахматовой // Литературное обозрение. 1989. № 5.

9. Бронская Л.И. «Лирический дневник» Анны Ахматовой как лирико-эпическое жанрообразование // Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1990.

10. В. Гиппиус. Анна Ахматова // Литературная учеба. 1989. № 3.

 

Практическое занятие № 12

Особенности поэзии О. Мандельштама

1. О. Мандельштам и русская поэзия начала ХХ века. Отказ от мифологизации.

2. «Одичность» поэзии О. Мандельштама. Аскетизм образности. Взгляд на вещи с «дистанции». Античность в поэзии.

3. Мандельштам и акмеизм.

4. Особенности композиции сборника «Камень». Требование «прекрасной ясности» и «вечности» образов. Стихи О. Мандельштама как «поэзия поэзии».

Терминологический минимум: мифологизм, акмеизм, композиция, книга стихов, сборник.

 

Тексты

Мандельштам О. Камень // Собр. соч.: в 4 т. / Под ред. Г.П. Струве и Б.А. Филиппова. М., 1991 (репринт с амер. изд. 1967). Т. 1.

Литература

1. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Осип Мандельштам. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М., 1990.

2. Бродский И. Сын цивилизации // Звезда. 1989. № 8.

3. Мец А.Г. О составе и композиции первой книги стихов О.Э. Мандельштама «Камень» // Русская литература. 1988. № 3.

4. Бухштаб Б. Поэзия Мандельштама // Вопросы литературы. 1989. № 1.

5. Вопросы литературы. 1991. № 1.

6. Колобаева Л. «Место человека во вселенной…» (философия личности и видение мира в поэзии О. Мандельштама) // Вестник Моск. ун-та. Серия. Философия. 1991. № 2.

7. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века М., 1999. О.Э. Мандельштам. С. 312 – 338.

 

Практическое занятие № 13

 

Поэтика романа А. Белого «Петербург»

1. Ритмическая проза А. Белого.

2. «Петербург» и предшествующая традиция. Интертекст: реминисценции, аллюзии, цитаты в романе (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и др.), «ничего не доказывающие ссылки на важные имена». Место пародии в романе.

3. Особенности композиции романа. «Сумбурный роман» с отпечатками гениальности» (А. Блок).

4. Символика романа. Художественное пространство и время.

5. Условность и реальность в романе.

6. Роман как часть замысла «Восток и Запад». Восток или Запад в романе.

7. Смысл финала романа.

8. «Петербург» и русский авангард ХХ века.

 

Терминологический минимум: ритмическая проза, интертекст, аллюзия, реминисценция, цитата, композиция, символ, хронотоп, авангард.

Тексты

1. Белый А. Петербург // Сочинения: В 2 т. М., 1990.

2. Мемуары: На рубеже веков. Начало века. Между двух революций. М., 1990.

Литература

1. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

2. Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. М., 1988.

3. Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988.

4. Юркина Л.А. Проблематика романа А. Белого «Петербург» // Филологические науки. 1988. № 4.

5. Русская литература ХХ века (1890 – 1910) / Под ред. проф. С.А. Венгерова. В 2-х кн. Кн. 2. Андрей Белый. М., 2000. С. 151 – 204.

6. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века М., 1999.. С. 278 – 283.

 

 

Практическое занятие № 15

 

Проблематика и поэтика драмы А.М. Горького «На дне»

1. Драма «На дне» в контексте творчества А.М. Горького 1893 – 1902 годов. История создания драмы.

2. Социальная проблематика произведения.

3. «На дне» как драма действия; логика развития фабулы.

4. «На дне» как новая драма.

5. Сюжет и композиция.

6. Образы Луки и Сатина в связи с фабулой драмы. Конкретно-бытовое и символическое значение образа ночлежки.

7. Философская проблематика драмы.

8. Жанровые особенности драмы и их значение в решении идеологического конфликта в пьесе.

9. Противоречивость позиции автора.

 

Терминологический минимум: контекст, проблематика, драма, фабула, сюжет, композиция, символ, жанр, конфликт, образ.

Литература

1. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. Идеи и образы. М., 1968.

2. Бялик Б.А. Горький-драматург. М., 1977.

3. Мережковский Д.С. Не святая Русь (религия Горького) // Мережковский Д. Акрополь. М., 1991. С. 304 – 314.

4. Бройде М. Странник Лука в пьесе М. Горького «На дне»: Правда образа против тенденции автора // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 17. С. 14 – 15.

5. Долженков П.Н. Существует только человек: О пьесе А.М. Горького «На дне» // Литература в школе. 1990. № 5. С. 39 – 49.

6. Троицкий В. Ю. Пьеса М. Горького «На дне» // Литература в школе. 1998. № 8. С. 44.

7. Ханов В.А. Драма Горького «На дне»: идейные истоки, проблема пути // Литература в школе. 1996. № 4. С. 48 – 59.

8. М. Горький: pro et contra: Личность и творчество М. Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890 – 1910-е годы: Антология / Вступ. ст., сост., примеч. Ю.В. Зобнина. СПб., 1997.

 

 


Список стихотворений для заучивания

 

1. В. Брюсов. Ассаргадон. Каменщик (1901 г.). Сонет к форме. Творчество.

Мы встретились с нею случайно. Довольным. Грядущие гунны.

Юному поэту.

 

2. А. Блок. Из циклов «Стихи о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом» (1-2 стих.). Фабрика. Россия. Незнакомка. Сытые. Девушка пела в церковном хоре. В ресторане. О весна без конца и без края. Ночь, улица, фонарь, аптека. Скифы. О доблестях, о подвигах, о славе. О, я хочу безумно жить. Барка жизни встала. Цитаты из «Двенадцати» (любая главка).

 

3. В. Маяковский. Ночь. А вы могли бы. Нате. Послушайте. Вам. Лиличка. Цитаты из «Облака в штанах» (законченный отрывок).

 

4. С. Есенин. Пороша. С добрым утром. Выткался на озере алый свет зари. Гой ты, Русь моя родная. Край любимый, сердцу снятся. Не бродить, не мять в кустах багряных.

 

5. В. Хлебников. Там, где жили свиристели. Гонимый – кем, почем я знаю.

Годы, люди и народы. Когда умирают кони – дышат.

Русь, ты вся поцелуй на морозе. Свобода приходит нагая.

Сегодня снова я пойду. Ночь, полная созвездий.

Еще раз, еще раз я для вас – звезда. Весны пословицы и скороговорки.

 

6. А. Ахматова. Сероглазый король. Песня последней встречи. Сжала руки под темной

вуалью. Дверь полуоткрыта. Сердце к сердцу не приковано.

Проводила друга до передней. Настоящую нежность не спутаешь

ни с чем. Ты письмо мое, милый, не комкай.

Мне голос был. Мужество. И упало каменное слово.

7. И. Северянин. Увертюра. Это было у моря. Выйди в сад. Месяц гладит камыши.

На островах. Эгополонез.

8. М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано. Идешь, на меня похожий.

Над городом, отвергнутым Петром. В огромном городе моем - ночь.

Вот опять окно. Имя твое – птица в руке.

9. К. Бальмонт. Я – изысканность русской медлительной речи. Лунный свет.

Двойная жизнь

10. А. Белый. Родина (1908). Отчаяние. В полях. Осень.

11. Д. Бедный. Мой стих. Басня (1-2 по выбору).

12. О. Мандельштам. Воздух пасмурный влажен и гулок.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

13. Б. Пастернак. Петербург. Эхо. Сестра моя – жизнь.

Февраль. Достать чернил и плакать.

14. И. Анненский. Среди миров. Миражи. Сентябрь.

15. З. Гиппиус. Надпись на книге. Песня. Все кругом.

16. Д. Мережковский. Парки. Дома и призраки людей.

17. Н. Гумилев. Заблудившийся трамвай. Жираф. Старый конквистадор.

Еще не раз вы вспомните меня.

18. М. Волошин. Одиссей в Кеммерии. Коктебель.

19. Н. Клюев. Я надену черную рубаху. Отверженной.

20. Ф. Сологуб, М. Кузмин, Вяч. Иванов, С. Городецкий (по 1 – 2 стих.).

 

Список произведений для чтения

 

1. А.М. Горький. Макар Чудра. Девушка и Смерть. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Челкаш. Мальва. Коновалов. Супруги Орловы. Бывшие люди. Фома Гордеев. Трое. Мать. Человек. Сказки об Италии. По Руси. Лето. Исповедь. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Варвары. Враги. Последние. Васса Железнова. Зыковы.

 

2. А.С. Серафимович. На льдине. На плотах. Маленький шахтер. На Пресне. Мертвые на улицах. Похоронный марш. У обрыва. Зарево. Бомбы. Стрелочник. Город в степи.

 

3. В.В. Вересаев. Товарищи. Без дороги. Лизар. На повороте. К жизни. Ванька. К спеху. Записки врача. Загадка. На эстраде. Литературные воспоминания.

 

4. А.И. Куприн. Молох. Свадьба. Бред. Гамбринус. Поединок. Морская болезнь. Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь. Листригоны. Штабс-капитан Рыбников. Изумруд. Яма.

 

5. А.Н. Толстой. Приключение Растегина. Заволжье. Чудаки. Хромой барин. Наваждение. День Петра. Сборник стихов «За синими реками».

 

6. И.А. Бунин. Антоновские яблоки. Суходол. Деревня. Захар Воробьев. Иоанн Рыдалец. Перевал. Сны Чанга. Братья. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыханье. Танька. Сборник стихов «Листопад».

 

7. Л.Н. Андреев. Жили-были. Петька на даче. Иуда Искариот. Большой шлем. Красный смех. Полет. У окна. В подвале. Мысль. Бездна. Тьма. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи повешенных. Губернатор. Царь-Голод. Жизнь Человека. К звездам.

 

8. В.В. Маяковский. Облако в штанах. Владимир Маяковский. Человек. Флейта-позвоночник. Война и мир. Сатира (гимны).

 

9. А.А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме. На поле Куликовом. Ямбы. Страшный мир. Возмездие. Соловьиный сад. Роза и крест. Балаганчик. Двенадцать.

 

10. В.Я. Брюсов. Юношеское. Шедевры. Это – я. Третья стража. Граду и миру. Венок. Сны человечества. Последние мечты.

 

11. И.С. Шмелев. Распад. Гражданин Уклейкин. Вахмистр. Иван Кузьмич. Человек из ресторана.

 

12. Б. Зайцев. Голубая звезда и 2-3 рассказа.

 

13. А. Белый. Петербург. Серебряный голубь.

 

14. А. Ремизов. Взвихренная Русь.

 

15. З. Гиппиус. Рассказы (2 – 3).

 

16. Ф. Сологуб. Мелкий бес.

 

 

Список литературы

 

1. Русская литература ХХ века. 1890-1910 / Под ред. проф. С.А. Венгерова. В 2 кн. М.: Издательский дом «ХХI век – Согласие», 2000. Кн. 2. 472 с.

2. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л.: Сов. писатель, 1981. 400 с.

3. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века. Л.: Наука, 1984. 351 с.

4. Ильин И.А. О тьме и просвещении, книга художественной критики. Куприн, Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991.

5. История русской литературы в 4 т. Т. 4. Л.: Наука, 1984. С. 233 – 755.

6. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М.: Наука, 1975. 279 с.

7. Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ века. М., наука, 1975. 414 с.

8. Орлов В. Перепутья: Из истории русской поэзии начала ХХ века. М.: Худ. лит., 1976. 366 с.

9. Орлов В. Перекресток: Поэты начала века // Избранные работы: В 2 т. И. 1. Л., 1982. С. 376 – 538.

10. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: 4-е изд,. доп. и перераб. М.: Высшая школа. 1999. 432 с.

11. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974.

12. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

13. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

14. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

15. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.

16. Баевский В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980 гг. Компендиум. М.: Интерпракс, 1994.

17. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. Пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко, ком. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.

18. Хенрик Баран. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник: Авториз. пер. с англ. / Предисловие Н.В. Котрелева; Общ. ред. Н.В. Котрелева и А.Л. Осповата. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Универс», 1993. 368 с.

19. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М., 1997. 384 с.

20. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и др. М., 19967. 752 с.

21. Кэрлот Х.-Э. Словарь символов. М., 1994. 608 с.

22. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Издательская группа «Прогресс» – «Литера», 1995. 704 с.

23. Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: Пособие для студентов / Сост. И.Т. Крук. Л.: Просвещение, 1991. 511 с.

24. Богомолов Н.А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Издательство «Водолей», 1999. 640 с.

25. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. 176 с.

26. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост.

В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 2000. 480 с.

27. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

29. Павел Басинский, Сергей Федякин. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века и первой эмиграции. М., Academia, 1998. 528 с.

 

Монографии и статьи

 

1. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева. Л., 1976.

2. Жирмунский В.М. Творчества Анны Ахматовой. Л., 1973.

3. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Книга для учителя. М., 1991.

4. Павловский А.И. Куст рябины. Л., 1989.

5. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1978.

6. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». М., 1971.

7. Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1997. 479 с.

8. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М., 1980. 784 с.

9. Кучеровский Н.М. И Бунин и его проза. Тула, 1980.

10. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М., 1991.

11. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

12. Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрей Белого. М., 1990.

13. Харджиев Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

14. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского // Театр. 1989. № 8 – 10.

15. Хейт Аманда. Анна Ахматова Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания. Письма А. Ахматовой. М., 1991.

16. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

17. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М., 1983.

18. Григорьев В.П. Будетлянин. М., 2000. 816 с.

19. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.

20. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М., 2000. 880 с.

21. Крутикова Л.В. А.И. Куприн Л., 1971.

22. Крюкова А.М. Л.Н. Толстой и русская литература. М., 1990.

23. Гаспаров М.Л. Избранные статьи.М., 1995. 476 с.

24. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. 727 с.

25. Лосская В. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии ХХ века. Париж – Москва, 1999. 318 с.

26. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы // Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова. М., 1987. 464 с.

27. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

28. Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

29. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М., 1985.

30. Пастернак Е. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М., 1989.

31. Федоров А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л., 1984.

32. Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995.

33. Куприянов И.Т. Судьба поэта: Жизнь и поэзия М. Волошина. Киев, 1978.

34. Волков А.А. А.С. Серафимович: Очерк жизни и творчества. М., 1969.

35. Николай Гумилев: Исследования и материалы; Библиография / Сост. М.Д. Эльзон, Н.А. Грознова. СПб., 1994.

36. Альфонсов В.В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

37. Богомолов Н.а. М.А. Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995.

38. Литературное наследство. М., 1991 – 1996 Т. 98. Кн. 1-2.

39. Эллис. Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. Томск, 1996.

40. Азадовский К.М. Николай Клюев. Л., 1990.

 

 

Основные библиографические указатели общего характера

по литературе конца ХIХ – начала ХХ века

 

1. Тарасенков А.К. Русские поэты ХХ века: 1900 – 1955. М., 1966. 486 с.

2. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. М.-Л., 1963. 514 с.

3. Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев М., 1989 – 1994. Т. 1 – 3.

4. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней) т. 2. Выпуск 22 – 30. СПб., Семеновская Типо-Литография з. (И. Ефрона), 1891. 422с.

5. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых. Берлин, 1876. 346 с.

6. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: Библиографический указатель: Общая часть / Под ред. К.Д. Муратовой. СПб., 1993.

7. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 – 1940. Писатели русского зарубежья / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 1997.

8. Русские писатели: Библиографический словарь: В 3 т. М., 1989 – 1994.

 

 

Мемуары

 

1. Серебряный век. Мемуары. М., 1990.

2. Воспоминания о «Серебряном веке» / Сост. и автор предисловия В. Крейд. М., 1993.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: