Принцип «подтачивания» пирамиды Гейнриха в СМБД





В настоящее время такие серьезные нарушения безопасности движения, как аварии, крушения, происшествия не дают возможности проводить точный прогноз, планировать снижение аварийности и управлять несоответствиями и инцидентами. Несчастные случаи на любой из дорог — это почти «незримая вещь», наступающая (к счастью для железнодорожников и к несчастью для статистиков) довольно редко. Масштаб этой случайности — системный показатель. Поэтому в рамках СМБД предлагается переход к «более точному» статистическому анализу инцидентов и несоответствий, по результатам которого можно осуществлять прогнозирование риска несчастных случаев и планирование корректирующих действий по улучшению операционных процессов.

Менеджмент безопасности движения на основе пирамиды Гейнриха Каким же образом объединить планирование аварийности с управлением безопасностью движения? Иными словами, как использовать управление СМБД на основе пирамиды Гейнриха?Управлять безопасностью движения невозможно без планирования аварийности процессов грузовых и пассажирских перевозок. Форма планирования зависит от используемого способа управления. Рассмотрим особенности управления безопасностью движения в ОАО «РЖД» и формы планирования при использовании пирамиды Гейнриха. При управлении безопасностью движения возможны три способа. 1) Реактивное управление — управленческие воздействия формируются как реакция на крупные происшествия (схема 3). Принцип реактивного управления безопасностью движения

Метод реактивного управления заключается в проведении расследования причин происшествий, а также планировании корректирующих действий. Основной недостаток реактивного управления заключается в том, что сигналом для проведения работ по улучшению операционных процессов грузовых и пассажирских перевозок является крупное происшествие, которое можно отнести к верхнему уровню пирамиды Гейнриха — несчастным случаям.
Управление безопасностью движения при реактивном управлении направлено на обеспечение установленного уровня безопасности движения с помощью проведения ревизий с целью проверки ревизорским аппаратом соблюдения правил безопасности движения.
Работы по улучшению безопасности движения носят неплановый характер из-за высокой степени неопределенности появления происшествий. Вот почему не планируются конкретные виды работ по улучшению отдельных операционных процессов. В таких ситуациях используется централизованное планирование общего бюджета, используемого для оперативной ликвидации последствий происшествий. 2) Проактивное управление на основе технических аудитов — регулярное планирование технических аудитов элементов СМБД для выявления вероятности ее безопасной работы (схема 4). Принцип проактивного управления СМБД на основе технических аудитов


Производственно-транспортная система ОАО «РЖД» объединяет различные операционные процессы, выполняемые на различных уровнях управления. Особенность процессов заключается в наличии у каждого из них вариабельности (изменчивости), обусловленной как контролируемыми, так и неконтролируемыми причинами.
Технические аудиты направлены на выявление несоответствий в операционных процессах на основе статистики определенных показателей (рисков). Объемы технических аудитов представляют собой детерминированные значения, легко поддающиеся расчету и планированию.
По результатам технических аудитов выявляются причины и планируются корректирующие действия. Конкретные корректирующие действия определяют по фактическим результатам, полученным в ходе технического аудита.
Таким образом, при проактивном управлении с использованием технических аудитов владельцем операционного процесса составляются два вида планов:

а) план проведения технических аудитов с фиксированием получаемых результатов функционирования процесса и предоставлением доказательств нахождения процесса в управляемом состоянии — в «зеленой» зоне управления (схема 5); Определение статуса корректирующих действий для улучшения процесса

б) план корректирующих действий, направленных на устранение выявленных несоответствий в случае выхода показателей процесса из управляемой («зеленой») зоны в «желтую» зону (когда управление процессом переходит от владельца процесса под контроль ревизора безопасности); в плане указываются ресурсы, необходимые для устранения несоответствий и возврат процесса в «зеленую» зону управления. При этом выделение необходимых ресурсов может осуществляться децентрализованно, что повышает эффективность их использования для корректирующих действий.

При проактивном управлении на основе технических аудитов процедуры планирования носят более обоснованный и рассчитываемый характер по сравнению с реактивным управлением. Мера неопределенности планируемых объемов существенно меньше. Планирование технических аудитов упрощает выделение бюджетов на их проведение и осуществление корректирующих действий на уровне дорог.

Комплексный показатель безопасности Устойчивость соотношений в пирамиде Гейнриха позволяет также оценить вероятностные характеристики нарушений безопасности «верхнего уровня». В качестве основного показателя предлагается использовать интенсивность аварий и крушений в единицу времени. Данную интенсивность можно оценить как линейную комбинацию трех оценок на основе пирамиды. Результатом будет являться комплексный показатель безопасности (КПБ):

где λ а — интенсивость несчастных случаев;λ и — интенсивость инцидентов;λ н — интенсивость несоответствий;
К и и К н — коэффициенты отношений числа инцидентов и несоответствий к числу несчастных случаев, соответственноПо своей сути комплексный показатель безопасности — это оценка риска крушений и аварий на основе оценки риска всех событий. Оценка будет тем точнее, чем точнее классификатор нарушений безопасности, используемый при построении пирамиды Гейнриха, учитывает причинно-следственные связи.
Важно отметить, что КПБ позволяет установить численные критерии допустимости риска для событий «верхнего уровня» и далее развернуть их по остальным слоям.
Комплексный показатель безопасности может использоваться и для планирования технических аудитов, а также для оценки улучшений после выполнения планов корректирующих действий. Успешные планы корректирующих действий должны исключать в будущем инциденты и несоответствия, что приводит к пропорциональному сокращению (или исключению) несчастных случаев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: