Прочитайте текст.
Берлинскаянаступательная операция проходила с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Она завершилась капитуляциейфашисткойГермании и привела к победеСоветскогоСоюза в ВеликойОтечественнойвойне.
Выполнитеанализвыделенного слова по схеме:
1) Определитьлексическоезначение слова в контексте.
2) Если слово многозначное, указатьегозначения.
3) Установить тип лексическогозначения: прямое - илипереносное.
4) Охарактеризовать вид переносного значения (еслизначениепереносное).
5) Построитьсинонимический ряд для слова в данномзначении.
6) Подобратьантонимическую пару к данному слову.
7) Определить, являетсяли слово исконнорусскимилизаимствованным; еслизаимствованное – изкакогоязыка.
8) Установить принадлежностьанализируемого слова к общеупотребительнойлексикеилилексике, ограниченной в употреблении.
9) Определить, являетсяли слово устаревшим.
10) Указать, входитли в состав фразеологизм.
1.2. Выполнитезадание. Сгруппируйтестихотворение А.С. Пушкина по тематическому принципу (5*2=10 баллов).
«Я вас люблю...», «Мойпервый друг, мой друг бесценный…», «*К Чаадаеву», «Арион», «19 октября», «Осень». «Вновь я посетил…», «Вольность», «Я помнючудноемгновение…», «Пророк», «Зимнееутро», «На холмах грузи лежитночнаямгла…», «Я памятник себе воздвигнерукотворный…», «Поэту», «Зимний вечер», «Пора, мой друг, пора…», «Эхо», «Воглубинесибирских руд…».
1.3. О какихлитературоведческихпонятиях (терминах) идётречь? (5*2=10) баллов).
а) один изтропов - художественноепроизведение, усиливающеекакиелибокачестваилирезультатыпоступков и эмоциональновоздействующее на читателя;
б) относительно короткий текст, помещенный автором перед произведениемилиегочасть и кратковыражающийидейныйсмысл, основноесодержание;
|
в) художественныйприёмнамеренногоискажениячеголибо, нарушениепропорцийизображаемого мира, причудливоесоединение фантастики с жизнеподобием;
г) один изосновныхродовлитературы, в которомхудожественный мир литературногопроизведенияотражаетвнутренниепереживания героя;
д) дополнительныйэлементкомпозиции, частьлитературногопроизведения, отдельная от основного повествования и следующаяпослеегозавершения для сообщениячитателюдополнительныхсведений.
1.4. Выполнитезадание (5 баллов).
В поэтическомтекстенайдитедеепричастие. По каким признакам выего узнали?
Крылышкуязолописьмомтончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежныхмного трав и вер.
- Пинь, пинь, пинь!
- Тарарахнулзинзивер. (В. Хлебников)
2-й уровень (2 задание по 15 и 25 = 40 баллов)
2.1. Пользуясьлогикой, исходяизконтекста, синтаксическойструктурыпредложения, ритмастихотворений и художественнойзадачи, восстановитепропущенныефрагменты в данных цитатах (впишитепропущенные слова; части речи могутбытькакзнаменательные, так и служебные). Аргументируйтесвойвыбор, назовитериторическийприём, определитехудожественную роль фигур (5+5+5=15 баллов).
1. Изстихотворения А. Вознисенского «Ностальгия по настоящему»
_____чёрная вода из______,
_____ржавая настоявшаяся,
_____красная вода из______,
Я дождусь пойдётнастоящая.
2. Изстихотворения Б.Пастернака «Единственныедни»
__ любящие, каквосне,
Друг к друг тянутсяпоспешней,
__ на деревьях в вышине
Потеют от тепла скворешни.
|
__ полусоннымстрелкамлень
Ворочатся на циферблате,
__ дольшевекадлится день,
__ не кончаютсяобъятье.
3. Изрубаи Омара Хайяма
Коль хочешь, подскажу, как в жизниклад _________,
Средьбедствиймировыхдушевный лад ___________:
_____ надо от вина ничем не отвлекаться,
_____ наслаждения весь векподряд ______________.
Прочтите текст и выполнитезадания (25 баллов).
Я возвращался с охоты и шёл по аллеисада. Собака бежалавпередименя.
Вдругонауменьшиласвои шаги и стала красться, какбызачуяв перед собойдичь. Я глянулвдольаллеи и увидел молодого воробья с желтизнойоколоклюва и пухом на голове. Он упализгнезда (ветер сильно качалберёзыаллеи) и сиделнеподвижно, беспомощнорастопыриведвапрораставшиекрылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, каквдруг, сорвавшись с близкого дерева, старыйчерногрудыйворобейкамнемупал перед самойеёмордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнулраза два в направлениизубастойоткрытой пасти.
Он пригнулспасать, он заслонилсобойсвоёдетище… но всё егомаленькоетело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовалсобой!
Какимгромадным чудовищем должнабылаемуказаться собака!
И всё-таки он не могусидеть на своей, безопаснойветке…
Сила, сильнееего воли, сбросилаего от туда.
МойТрезоростановился, попятился… Видно, и он призналэту силу.
Я поспешилотозватьсмущённого пса – и удалился, благоговения.
Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героическойптицей, перед любовнымеёпорывом.
Любовь, думал я, сильнеесмерти и страхасмерти. Толькоею, тольколюбовьюдержится и движетсяжизнь.
(И.С. Тургенев «Воробей»).
1) Найдите в текстефактуальную, концептуальную и имплицитную (скрытую, подтекстовую) информации (6*3-18 баллов)
2) Какпроявляется в рассматриваемомтексте когезия (связностьтекста) (7б.)?
3-й уровень. Творческоезадание (1 задание – 30 баллов)
Напишитесочинение-рассуждение на тему «Чтонужновзять с собой, отправляясь в жизненный путь»
*Постарайтесь широко представить свой круг чтения
Всего: 100 б.