Перечень практических навыков и умений, которыми студент должен овладеть после прохождения учебно-производственной практики
«Помощник палатной сестры»
- Раздача лекарственных средств;
- Наружное применение лекарственных средств (втирания, смазывание, пластырь);
- Закапывание глазных, ушных капель;
- Ингаляционное применение лекарственных средств (аэрозольные формы);
- Применение ректальных и вагинальных свечей;
6. Сбор шприца для однократного применения, набор лекарственного вещества из ампулы;
7. Разведение и набор твердого вещества из флакона;
8. Внутрикожная инъекция;
9. Подкожная инъекция;
10.Внутримышечная инъекция;
11.Сбор мочи для общего анализа, анализа мочи по Нечипоренко, пробы по Зимницкому;
12.Сбор кала для копрологического исследования;
13.Сбор мокроты для общего исследования. Мазок из носа.
14.Постановка очистительной клизмы;
15.Промывание желудка толстым зондом.
Критерии оценки навыков и умений по итогам профессиональной практики «Помощник палатной медсестры»
(при дифференцированном зачете)
№ п/п | Навыки и умения, критерии оценки | Пошаговая оценка в баллах | |
1. | Раздача лекарственных средств. | 4,0 | |
1. внимательно читает этикетку на упаковке и сверяет с записью в листе назначений; | 0,5 | ||
2. раздает лекарственные средства у постели больного; | 0,5 | ||
3. контролирует прием лекарства больным; | 0,5 | ||
4. контролирует прием средств до еды - за 15 минут до приема пищи; после еды – через 15 минут после приема пищи; натощак – утром за 20-60 минут до завтрака; снотворные средства раздает за 30 минут до сна; | 0,5 | ||
5. если лекарство нужно давать несколько раз в сутки, соблюдает соответствующие интервалы; | 0,5 | ||
6. контролирует наличие не предусмотренных планом лечения лекарственных препаратов на тумбочке у больного; | 0,5 | ||
7. делает отметку в истории болезни после получения больным лекарства. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
2. | Наружное применение лекарственных средств (втирания, смазывание, пластырь). | 4,0 | |
1.Втирание: правильно выбирает участок кожи больного (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бедер, боковые поверхности грудной клетки, живот) и моет участок кожи больного с мылом; | 0,5 | ||
2. наносит необходимое количество мази или жидкости на кожу и втирает до высыхания кожи (30-40 минут); | 0,5 | ||
3. учитывает наличие противопоказаний: воспалительные изменения кожи, сыпь и др. | 0,5 | ||
4. наносит мазь на салфетку и прикладывает ее к пораженному участку, накрыв сверху полиэтиленом и укрепив; в некоторых случаях (2% нитромазь) мазь не втирает в кожу, а накрывает полиэтиленовой пленкой для лучшего всасывания; | 0,5 | ||
5. смазывание: проводит ватным тампоном, смоченным в лекарстве, по ходу роста волос; | 0,5 | ||
6. пластырь накладывает на обезжиренную спиртом кожу, вырезав его по размерам; снимает пластырь постепенно, начиная с одного края, предварительно смочив его спиртом; | 0,5 | ||
7. присыпкой обрабатывает места опрелостей; | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
3. | Закапывание глазных, ушных капель | 4,0 | |
1. предварительно тщательно моет руки, использует только стерильное лекарство; | 0,5 | ||
2. влажными тампонами снимает выделения с глаз, вытирая веки в направлении от внутреннего угла к наружному (если это необходимо); просит больного смотреть вверх; | 0,5 | ||
3. закапывает нужное количество в нижний конъюктивальный мешок, не касаясь капельницей глаза; | 0,5 | ||
4. просит больного закрыть глаз и повращать глазное яблоко. | 0,5 | ||
5. для введения капель в ухо подогревает капли; | 0,5 | ||
6. укладывает больного на бок, оттягивает ушную раковину вверх и назад; | 0,5 | ||
7. закапывает несколько капель, не вводя капельницу в наружный слуховой проход. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
4. | Ингаляционное применение лекарственных средств (аэрозольные формы) | 4,0 | |
1. снимает с баллончика защитный колпачок и поворачивает его вверх дном; | 0,5 | ||
2. хорошо встряхивает баллончик с аэрозолем; | 0,5 | ||
3. просит больного сделать глубокий выдох; | 0,5 | ||
4. просит больного охватить мундштук губами; | 0,5 | ||
5. просит больного сделать глубокий вдох, на высоте которого нажать на дно баллончика; | 0,5 | ||
6. просит больного задержать дыхание на несколько секунд, вынуть мундштук и медленно выдохнуть; | 0,5 | ||
7. после ингаляции надевает на баллончик защитный колпачок | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
5. | Применение ректальных и вагинальных свечей. | 4,0 | |
1. перед введением лекарственных веществ в прямую кишку, делает больному очистительную клизму; | 0,5 | ||
2 тщательно моет руки, надевает перчатки; | 0,5 | ||
3. укладывает больного на бок с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами; | 0,5 | ||
4. левой рукой раздвигает ягодицы, смазывает область заднего прохода жидким вазелином; | 0,5 | ||
5. правой рукой вводит узким концом всю свечу за наружный сфинктер прямой кишки; | 0,5 | ||
Для введения вагинальной свечи 6. просит больную принять положение на корточках или лежа на спине с согнутыми коленями; | 0,5 | ||
7. правой рукой узким концом вводит свечу во влагалище. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
6. | Сбор шприца для однократного применения, набор лекарственного вещества из ампулы. | 4,0 | |
Владеет навыками сбора шприца для однократного применения, набора лекарственного вещества из ампулы и флакона и разведения твердого вещества: 1. предварительно обрабатывает руки: моет с мылом предплечья, левую и правую кисти и межпальцевые промежутки. Тщательно промывает фаланги. Закрывает кран правым или левым локтем, высушивает руки; | 0,5 | ||
2. обрабатывает руки двумя ватными шариками, смоченными спиртом: ладонная поверхность, межпальцевые промежутки и тыльная поверхность левой, затем правой рук; | 0,5 | ||
3. вскрывает пакет с одноразовым шприцем со стороны поршня и внимательно читает этикетку на лекарстве (название, срок годности); | 0,5 | ||
4. перед вскрытием ампулы, стучит по шейке так, чтобы весь раствор оказался в широкой части ампулы; | 0,5 | ||
5. надпиливает ампулу пилочкой по шейке и обрабатывает ее шариком со спиртом, отламывает узкий конец ампулы; | 0,5 | ||
6. в левую руку берет ампулу, зажав ее между указательным и средним пальцами, а в правую - шприц, и осторожно введя в нее иглу, набирает необходимое количество лекарственного вещества; | 0,5 | ||
7. закрепив иглу, поднимает шприц вертикально на уровне глаз, выпускает воздух и первую каплю лекарственного вещества, проверяя проходимость иглы. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
7. | Разведение и набор твердого вещества из флакона | 4,0 | |
1. предварительно читает надпись на флаконе; удаляет алюминиевую крышку нестерильным пинцетом; | 0,5 | ||
2. набирает в шприц необходимое количество растворителя; | 0,5 | ||
3. прокалывает пробку иглой и вводит растворитель; | 0,5 | ||
4. снимает флакон вместе с иглой с подыгольного конуса и встряхивает флакон, добиваясь растворения порошка; | 0,5 | ||
5. надевает иглу с флаконом на подыгольный корпус шприца и, подняв флакон вверх дном, набирает содержимое флакона в шприц; | |||
6. снимает флакон вместе с иглой с подыгольного конуса шприца, надевает иглу для инъекций; | 0,5 | ||
7. проверяет проходимость иглы, пропустив немного раствора через иглу, выпускает воздух из шприца и первую каплю раствора на кончике иглы; | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
8. | Внутрикожная инъекция | 4,0 | |
Владеет навыками внутрикожной инъекции: 1. заранее готовит шприц с иглой, лекарство, этиловый спирт, ватные тампоны; | 0,5 | ||
2. набирает в шприц необходимую дозу р-ра лекарственного вещества; | 0,5 | ||
3. предлагает пациенту занять удобное положение (сесть, лечь), информирует пациента о лекарстве, которое будет вводить; | 0,5 | ||
4. после надевания перчаток, обрабатывает место инъекции на передней поверхности предплечья ватным шариком, смоченным спиртом, делая движения в одном направлении. Ждет, пока спирт высохнет; | 0,5 | ||
5. натянув кожу в месте инъекции, вводит в кожу только конец иглы срезом вверх параллельно коже так, чтобы скрылся только ее просвет; | 0,5 | ||
6. левую руку переносит на поршень шприца и, надавливая на него, вводит 0,1 мл лекарственного вещества; | 0,5 | ||
7. извлекает иглу; прижимает к месту инъекции тампон стерильной ваты, смоченной спиртом и использованные ватные шарики и шприц складывает в лоток.; | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
9. | Подкожная инъекция | 4,0 | |
1.правильно выбирает область инъекции (верхняя треть наружной поверхности плеча, подлопаточная область, переднебоковая поверхность бедра, боковая поверхность брюшной стенки); заранее готовит одноразовый шприц, иглу диаметром 0,5 мм и длиной 16 мм, лекарство, этиловый спирт, ватные тампоны; | 0,5 | ||
2. набирает в шприц необходимую дозу лекарственного вещества; | 0,5 | ||
3. надев перчатки, обрабатывает место инъекции двумя ватными шариками со спиртом: вначале большую зону, затем место инъекции; | 0,5 | ||
4. левой рукой большим и указательным пальцем берет кожу в складку, в основание которой под углом 45º к поверхности кожи резким движением вводит иглу срезом вверх на глубину 15 мм; указательным пальцем придерживает канюлю иглы; | 0,5 | ||
5. левую руку переносит на поршень и, надавливая на него, вводит лекарственное средство. Шприц из руки в руку не перекладывает; | 0,5 | ||
6. извлекает иглу, придерживая за канюлю; место вкола прижимает стерильной ваткой, смоченной спиртом, через которую производит легкий массаж места инъекции; | 0,5 | ||
7. укладывает шприц в специальный контейнер. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
10. | Внутримышечная инъекция | 4,0 | |
1.правильно выбирает место инъекции (верхненаружный квадрант ягодичной мышцы, латеральная широкая мышца бедра, дельтовидная мышца плеча); правильно укладывает больного: лежа на животе (носки внутрь) или на боку (верхняя нога разогнуто в бедре и колене); информирует пациента о вводимом лекарстве; | 0,5 | ||
2. готовит лекарство: протирает резиновую пробку флакона ваткой со спиртом или надпиливает шейку и отламывает верхушку ампулы; | 0,5 | ||
3. снимает защитный колпачок с иглы, вводит во флакон объем воздуха, равный объему лекарства, который нужно извлечь из флакона; Набирает в шприц необходимую дозу лекарственного вещества и удаляет воздух из шприца; | 0,5 | ||
4. надевает перчатки и обрабатывает ватным шариком, смоченном в спирте, место инъекции: вначале большую поверхность верхненаружного квадранта, потом - непосредственно место инъекции; | 0,5 | ||
5. натягивает кожу между большим и указательным пальцами, вкалывает иглу под углом 90º достаточно глубоко, чтобы она прошла через подкожно-жировой слой и вошла в мышцу, оставив 2-3 мм ее над кожей; | 0,5 | ||
6. левую руку переносит на поршень и медленно, плавно вводит лекарственное средство (предварительно убеждается, что игла на напопала в сосуд); | 0,5 | ||
7. вынимает иглу и, не отнимая стерильной ваты от кожи, делает легкий массаж места инъекции и снимает перчатки. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
11. | Сбор мочи для общего анализа, анализа мочи по Нечипоренко, пробы по Зимницкому. | 4,0 | |
1. правильно инструктирует больного о подготовке к исследованию мочи: техника гигиенической процедуры подмывания для женщин, техника сбора 100-200 мл мочи из средней порции (для ОАМ и пробы по Нечипоренко), 8 порций для пробы по Зимницкому; показывает место, где необходимо оставить флакон с мочой; | 0,5 | ||
2. готовит чистый сухой флакон 250 мл с крышкой, прикрепляет к нему направление (ОАМ, анализ мочи по Нечипоренко); | 0,5 | ||
3. готовит 8 сухих флаконов для пробы по Зимницкому (на каждом флаконе указывает номер порции и время сбора мочи); | 0,5 | ||
4. при сборе анализа по Зимницкому ночью будит пациента для мочеиспускания каждые 3 часа, проверяя соответствие времени и номера порции на флаконе; | 1,0 | ||
5. отправляет собранную мочу в клиническую лабораторию до 9 утра (не позднее, чем через 1 час после того, как была собрана); все 8 флаконов доставляет в лабораторию; | 0,5 | ||
6. полученные результаты вклеивает в историю болезни; | 0,5 | ||
7. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
12. | Сбор кала для копрологического исследования | 4,0 | |
1. готовит чистый сухой стеклянный флакон из-под пенициллина с пробкой и полоской лейкопластыря, деревянную палочку. | 0,5 | ||
2. прикрепляет к флакону направление на исследование; | |||
3. знакомит больного с правилами взятия кала: «Сразу после дефекации взять палочкой из нескольких участков 5-10 г кала без примесей мочи и воды и поместить их во флакон, закрыть флакон и оставить на полу в санитарной комнате, палочку опустить в дезинфицирующий раствор. | 0,5 | ||
4. знает, что копрологическое исследование не проводится после клизмы, свечей, приема внутрь красящих веществ, слабительных, после рентгеновского исследования желудка. | 0,5 | ||
5. палочки держит в 3% растворе хлорной извести 2 часа | 0,5 | ||
6. кал доставляет в лабораторию не позднее 8 часов после сбора, добавляет в него консервант (5-10% хлорамина) и сохраняет при температуре 3-5 °. | 0,5 | ||
7. доставляет собранный материал в клиническую лабораторию; полученные результаты вклеивает в историю болезни; | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
13. | Сбор мокроты для общего анализа. Взятие мазка из носа. | 4,0 | |
сбор мокроты: 1. готовит чистую сухую градуированную банку светлого стекла, оформляет направление и прикрепляет к банке; | 0,5 | ||
2. правильно инструктирует пациента: «Вам необходимо собрать для исследования утреннюю мокроту. В 8 часов утра, натощак, почистите зубы и тщательно прополощите рот водой. Сделайте несколько глубоких вдохов или дождитесь позыва на кашель. Откашляйте мокроту в эту банку (всего 3-5 мл), закройте ее крышкой и оставьте в специальном ящике в санитарной комнате. При кровоточивости десен зубы не чистите, просто прополощите рот водой или р-ром соды. | 0,5 | ||
3. накануне вечером отдает больному подготовленную емкость; | 0,5 | ||
4. полученные результаты вклеивает в историю болезни; | 0,5 | ||
мазок из носа 5. заранее готовит стерильную пробирку с сухим ватным тампоном, оформляет и прикрепляет направление; знакомит пациента с предстоящей процедурой; усаживается напротив больного и просит его слегка запрокинуть голову; | 0,5 | ||
6. берет закрытую пробирку в левую руку, а правой рукой извлекает тампон из пробирки так, чтобы пальцы касались только пробки с тампоном; вводит тампон сначала в левый, а затем в правый носовые ходы; | 0,5 | ||
7. не прикасаясь тампоном к наружной поверхности пробирки, опускает в нее тампон; как можно быстрее доставляет пробирку с сопроводительным документом в лабораторию (предельное время хранения в холодильнике не более 2-3 ч). | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
14. | Постановка очистительной клизмы | 4,0 | |
1. готовит таз, фартук, клеенку, перчатки, кружку Эсмарха, воду, вазелин; надевает фартук и перчатки, сообщает пациенту о предстоящей процедуре; | 0,5 | ||
2. в кружку Эсмарха наливает 1-1,5 л воды необходимой температуры и выпускает через вентиль слива немного воды, затем вентиль закрывает; кружку подвешивает на стойку, наконечник смазывает вазелином; | 0,5 | ||
3. на покрытую клеенкой кушетку укладывает пациента на левый бок, просит его вытянуть левую ногу вдоль кушетки, а правую согнуть в колене и подтянуть к животу, максимально расслабиться и во время введения воды дышать глубоко, ртом, не напрягаясь. Объясняет больному, что он должен постараться задержать в кишечнике воду как можно дольше; | 0,5 | ||
4. большим и указательным пальцами левой руки раздвигает ягодицы, правой рукой вводит наконечник в анальное отверстие, продвигая еего на 3-4 см в прямую кишку по направлению к пупку, а затем на глубину 8-10 см параллельно позвоночнику; | 0,5 | ||
5. вентиль кружки Эсмарха приоткрывает, но так, чтобы вода не вытекала слишком быстро, т.к. это может вызвать боль. Если вода не поступает в кишечник, поднимает кружку выше или изменяет положение наконечника,или заменяет его, т.к. он может быть забит каловыми массами; | 0,5 | ||
6. после введения воды в кишечник закрывает вентиль и извлекает наконечник; | 0,5 | ||
7. если процедура выполняется в палате, подает больному судно; по окончании процедуры снимает перчатки и моет руки. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 | ||
15. | Промывание желудка толстым зондом | 4,0 | |
1. готовит толстый желудочный зонд (100-120 см, диаметр 10-15 мм), (определяет длину введения зонда: рост больного минус 100 см), резиновую трубку длиной 70 см и стеклянную соединительную трубку диаметром не менее 8 мм, воронку емкостью 1 л, жидкое вазелиновое масло, таз или ведро для промывных вод, ведро с чистой водой комнатной температуры (10-12 л) и литровую кружку, роторасширитель, языкодержатель и металлический напальчник, резиновые перчатки, клеенчатые фартуки. | 0,5 | ||
2. усаживает больного, заводит его руки за спину и фиксирует их полотенцем или простыней, на себя и на больного надевает фартуки; встает сзади больного или сбоку от него; | 0,5 | ||
3. вводит роторасширитель или 2-й палец левой руки с надетым напальчником между коренными зубами пациента, голову его отводит слегка назад; на корень языка больного правой рукой кладет слепой конец зонда, смазанный вазелином или смоченный водой. Просит больного сделать глотательное движение и глубоко дышать через нос; | 0,5 | ||
4. после глотательного движения пациента продвигает зонд в пищевод (делает это медленно, чтобы зонд не закрутился); | 0,5 | ||
5. введя зонд до определенной метки, присоединяет воронку и опускает ее до колен больного. Если из воронки начинает выделяться желудочное содержимое, значит положение зонда правильное, если нет, изменяет положение зонда, продвинув его назад или вперед; | 0,5 | ||
6. продолжая держать воронку на уровне колен больного, наливает в нее 1 л воды; | 0,5 | ||
7. медленно поднимает воронку вверх. При достижении воды устья воронки, опускает ее ниже уровня колен пациента. Содержимое воронки выливает в таз, промывание проводит до абсолютно чистых промывных вод; по завершении промывания воронку отсоединяет, зонд извлекает из желудка и промывает их с наружной и внутренней сторон. | 0,5 | ||
8. по ходу объясняет свои действия больному, используя терпеливый и доброжелательный тон, давая больному возможность задавать вопросы. | 0,5 |
|