Контроль за функционированием гирокомпаса «Вега-М» при заступлении на вахту:
Контроль функционирования гирокомпаса на ходу судна возложен на помощника капитана, несущего ходовую вахту. И предусматривает выполнение комплекса мер по проверке гирокомпаса, а в случае обнаружения отказа в схеме принятие своевременных энергичных мер по обеспечению навигационной безопасности судна.
При наступлении ни ходовую вахту вахтенный помощник капитана контролирует:
режим работы гирокомпаса (должно гореть табло " Гирокомпас");
— курс судна по прибору ВГ-ЗВ и магнитному компасу;
— поправки обоих приборов:
— широту места и се наименование, которые введены в прибор ВГ-ЗВ:
— показания шкал и режим работы интегратора: тумблер "Выкл. двиг. ИК" должен быть включен:
— исправность схемы сигнализации прибора ВГ-6 при нажатой кнопке 3 (6SB1) “Контроль” (рис. 7) сигнальные лампы в этом приборе должны загораться.
— режим работы индукционного лага и значение вводимой от лага скорости: шкала скорости прибора ВГ-ЗВ должна находиться в положении "Лаг", а контроль осуществляют по показаниям шкал лага и вольтметра в приборе ВГ-ЗВ; если лаг не сопряжен с компасом, то значение скорости выставляют вручную по шкале скорости и контролируют по вольтметру прибора ВГ-ЗВ; при этом должно гореть табло “Ручной ввод V” прибора ВГ-ЗВ:
— отметку времени на курсограмме на момент приема вахты, которую должен выполнить сменяющийся помощник капитана:
— положение переключателя "Питание ДСР-2" прибора 2ЗК: переключатель должен находиться в положениях "Стабилизир." или "Судовая сеть":
— четкость записи курса и четверти:
— состояние сигнальных табло: должно гореть табло “Гирокомпас”, может также гореть табло "Ручной ввод V";
— согласованность показаний всех находящихся на ходовом мостике репитеров с показаниями прибора ВГ-ЗВ.
Во время стоянки у причала обязанности по штурманскому контролю за работающим гирокомпасом выполняет судовой специалист, в заведование которого входит данный курсоуказатель Несмотря на то. что оперативный контроль на ходу судна или стоянке его на якоре возложен на вахтенного помощника, судовой специалист обязан дважды в сутки обходить помещения, в которых установлены приборы комплекта, и проверять следующие параметры:
— температуру и общий уровень шума в гиропосту, отсутствие посторонних звуков и запахов, исправность вентиляции, температур) агрегата:
— температуру прибора ВГ-1Б: признаками его перегрева до срабатывания сигнализации являются помутнение прозрачной части колпака и значение температуры, превышающее 50 о:
— величину напряжений между фазами с помощью переключателя 2SA1 ''Контроль" и вольтметра 2PV1',
— показания сигнальных табло в приборах ВГ-1 А, ВГ-2А, ВГ-ЗА:
— согласованность показаний всех репитеров и прибора BI -ЗА;
— показания шкал интегратора в приборе ВГ-6;
— исправность сигнальной системы прибора ВГ-6;
— исправность курсографа 23Т: наличие бумажной ленты, согласованность записи четвертного и курсового перьев, наличие судовых отметок времени;
— показания шкал широты и скорости в приборе ВГ-ЗА;
— режим функционирования индукционного лага и сопряжение лага с гирокомпасом.
В течение ходовой вахты вахтенный помощник обязан:
- постоянно контролировать курс судна по прибору ВГ-ЗВ;
- ежечасно, а также после каждого поворота судна производить сличение показаний магнитного компаса и прибора ВГ-ЗВ;
- контролировать работу всех репитеров, сличая их показания с показаниями прибора ВГ-ЗВ;
- контролироватьввод скорости в прибор ВГ-ЗВ по показаниям вольтметра 3PV и периодически контролировать показания сигнальных табло этого прибора; табло “Гирокомпас” должно постоянно гореть;
- при изменении скорости судна, когда лаг не используется, в течение 3 мин после маневра, необходимо ввести новое значение скорости в прибор ВГ-ЗВ;
- контролировать бесперебойную работу курсографа, своевременно делать необходимые отметки времени на курсограмме; при изменении источника питания двигателя лентопротяжного механизма необходимо об этом сделать запись на курсограмме;
- один раз в течение вахты откорректировать ввод широты с учетом ее наименования;
- один раз в течение вахты определить поправку гирокомпаса и убедиться в ее стабильности в пределах зоны нечувствительности, если поправка взята спустя полтора — два часа после маневра;
- при постановке судна на якорь с разрешения капитана остановить лентопротяжный механизм курсографа, и сделать соответствующую отметку на курсограмме.
- регистрировать в вахтенном журнале случаи всех отказов в любой системе гирокомпаса.
-
21. Подготовка к пуску, пуск и остановка гирокомпаса “Гюйс”
1). Подготовка гирокомпаса “Гюйс” базовой комплектации к пуску.
В процессе подготовки гирокомпаса к пуску необходимо выполнить следующие операции:
1. В пульте (ПО) установить
- переключатели "Скорость" — в положение "О";
- переключатели "Широта" — в положение "О";
![]() |
- ручку "Освещение" с гравировкой – в среднее положение.
![]() |
2. В блоке электроники (БЭ) открыть крышку и установить тумблер “ГК-ГА” в положение “ГК”.
3. В центральном приборе (ЦП) ручку с гравировкой установить в среднее положение.
2). Пуск гирокомпаса “Гюйс” базовой комплектации.
1. Подать напряжение питания постоянного тока 24 B в БЭ, включив внешний источник питания постоянного тока 24 B.
2. Установить на ПО переключатели "Широта" (верхним переключателем устанавливают десятки градусов в диапазоне 0—80°, а нижним — единицы градусов в диапазоне 0—9°) в положение, соответствующее значению широты места судна.
3. Включить гирокомпас нажатием кнопки "Старт" на ПО (кнопка "Старт" должна засветиться). Кнопками "Север" и "Юг" на ПО выбрать полушарие; нажать и отпустить кнопку "Север" в северном полушарии, кнопку "Юг" — в южном полушарии (соответствующая кнопка должна засветиться). Записать время включения. На цифровом табло ПО должно высветиться значение, соответствующее азимутальному положению гироблока относительно ДП судна на момент включения.
4. Процесс прихода гироблока в меридиан происходит автоматически. Время прихода — в пределах от 25 до 120 мин (это значение зависит от начального угла отклонения гироблока от меридиана и начальных условий запуска (температуры, угла наклона, широты места нахождения судна)). Окончанием процесса прихода гирокомпаса в меридиан считают момент, когда засветится зеленый светодиод "Готовность" на передней панели ПО. При этом погрешность курса относительно меридиана составит не более Г.
Точный приход гирокомпаса в меридиан с погрешностью не более 0,35° sec φ будет осуществлен не более, чем через 2 ч после начала свечения индикатора "Готовность", в зависимости от условий плавания.
3). Выключение гирокомпаса.
Выключение гирокомпаса осуществляют нажатием кнопки “Стоп” на передней панели ПО и последующей установкой тумблера в БП в положение “Откл.”