Составила воспитатель: Пятанова Татьяна Сергеевна.
Цель: Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.
Задачи: Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания и дойти к заветной цели.
Предварительная работа: Познакомить детей с историей возникновения праздника Пасхи. Рассказать историю про пасхальные яйца и почему их красят. «Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос воскрес!». В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла в дар ему яичко. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет». Рассматривание картин о праздновании Пасхи. Рассматривание старых открыток на Пасху (интернет ресурс, Разучивание и проведение русских народных игр на пасху, разучивание песен, чтение стихов, рассказов. Изготовление пасхального дерева, гирлянд, гостинцев – имбирное печенье в виде яйца, курочки, купола, колокола, Кулич (помощь родителей).
Что потребуется для проведения квеста:
1. Курочка – игрушка; курочка, сделанная своими руками; распечатанная картинка;
2. Яичко из картона с пасхальным поздравлением;
3. Контейнер от киндер-сюрприза с подсказкой, завернутый в несколько слоев фольги;
4. На листе А4 рисуем два яичка высотой примерно 5-10 см. На одном рисуем подсказку (стиральная машина), на другом — цыпленка. Свечкой (можно восковым мелком) наносим на яички толстый слой воска, а затем закрашиваем гуашью;
5. Монетка, чтобы стереть слой гуаши;
6. Контейнер от киндера в панцире из соды. Делаем смесь из соды с небольшим количеством воды, можно добавить немного ароматизатора и красителя, обмазываем этой смесью контейнер с подсказкой и даем высохнуть;
7. Уксус или вода с лимонной кислотой, пипетка;
8. Воздушные шары (4 штуки), в один из них кладем подсказку;
9. Пазл с загадкой.
10. Подарки для детей.
Письмо от курочки:
«Случилась беда! В мое гнездо пробрался хитрый лис. Он украл пасхальный подарок, и целую корзину с крашеными яйцами, а вы так старались! Что же теперь делать? Как же вы будете праздновать Пасху без яичек?
Случилось это совсем недавно. Значит лис ещё не успел съесть все яйца и мы обязательно их найдем! Лис так метался по квартире в поисках выхода, что растерял половину яичек. А вы ведь знаете, что на Пасху с давних пор происходят разные чудеса. Я уверена, что добрый ангел-хранитель не оставит нас в беде и обязательно поможет. Я заметила, что первое яичко лис обронил около пасхального дерева».
Напоминаем или рассказываем детям историю про пасхальные яйца:
Первое пасхальное яйцо преподнесла Мария Магдалина императору Тиберию. После чудесного воскрешения Иисуса Христа она пришла к римскому императору со словами: «Христос Воскресе!» В те времена нельзя было приходить с пустыми руками, поэтому она принесла ему в дар яичко. Однако Тиберий не поверил ее словам, возразив, что никто не может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. Лишь только последнее слово слетело с его губ, как яйцо действительно приняло алый цвет.
Идем к пасхальному дереву и находим контейнер от киндер-сюрприза, завернутый в несколько слоев фольги (его можно повесить на веточку, а можно положить рядом).
Дети, смотрите, кажется это одно из пасхальных чудес. Яички, который обронил лис, превратились в подсказки, нам нужно только их расшифровать.
Ребенок разворачивает фольгу и достает подсказку. На подсказке написано слово « ПОДОКОННИК » в зеркальном отображении (для малышей не обязательно в зеркальном).
Варианты подсказок (указан ориентировочный возраст детей):
- для детей до 2,5 лет подсказки может читать мама;
- для детей от 2,5 до 5 лет подсказки могут быть в виде фото того места, в котором лежит яичко;
- для детей, которые только научились читать, подсказки могут быть в виде слов, для тренировки навыка чтения;
- для детей, которые читают достаточно хорошо, подсказки можно зашифровать;
- если играют несколько детей, то лучше в каждом месте прятать столько яичек, сколько детей играют.
На подоконнике находим 2 картонных яичка. Монеткой стираем верхний слой, на одном яичке будет изображение цыпленка, а на другом нарисована подсказка – «СТИРАЛЬНАЯ МАШИНКА».
В стиральной машинке находим яичко в панцире из соды. Даем ребенку чашечку с уксусом или воду с лимонной кислотой и пипетку. Освобождаем яичко от содовой оболочки, наблюдаем за реакцией и комментируем процесс.
В контейнере следующая подсказка «ШАРИК» в виде отдельных букв, ребенок собирает слово.
Находим шарики. Ребенок лопает воздушные шарики и находит 4 подсказки. Подсказка в виде рисунков или слов – СТАКАН, КУЛИЧ, ТАРЕЛКА, ВИЛКА. Ребенок находит лишнее слово – кулич.
Около куличей находим большой ПАЗЛ разрезанный на несколько частей (чем старше ребенок, тем больше частей у пазла).
Собираем пазл, отгадывает загадку и находит корзину с крашеными яичками, картонное яичко с поздравлением от курочки и подарки для детей.
Похоже, что мы вовремя проснулись, и лис не успел скрыться вместе с украденным. Пойдемте к курочке, обрадуем её и покажем всё, что нашли. Пока дети открывают подарки, читаем им пасхальное поздравление от курочки. Угощаемся пасхальными яйцами и устраиваем чаепитие с куличом.