Цель и задачи Службы ранней помощи
Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Задачами Службы ранней помощи являются:
. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.
. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
3. Ранняя помощь ребенку и семье:
- создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
- междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:
- раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.
|
5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты
. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.
Основные принципы работы Службы ранней помощи
1. Семейно-центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников Службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.
. Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.
. Партнерство - установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
. Добровольность - решение об обращении в Службу ранней помощи и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.
. Открытость - служба ранней помощи отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.
. Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы ранней помощи, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.
. Уважение к личности - сотрудники Службы ранней помощи уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники Службы принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
|
Штаты и функциональные обязанности сотрудников Службы.
Все специалисты междисциплинарной команды имеют единую продолжительность рабочей недели - 40 часов.
§ Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов - 1 час
§ При необходимости проводятся совместные приемы несколькими специалистами, продолжительность приема - 1 час.
§ Индивидуальные занятия, продолжительность - 1 час.
§ Продолжительность занятий в группе - 1,5 часа.
§ Домашнее визитирование - 2 часа.
§ Работа с видеоматериалами, методической литературой, документацией - 2 часа в неделю.
§ Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами районной службы. Продолжительность обсуждения - 2 часа в неделю.
В рабочее время междисциплинарной команды специалистов включается:
систематическое прохождение курсов по повышению квалификации в области раннего вмешательства и по отдельным специальностям;
работа по распространению идей раннего вмешательства среди населения и персоналa медицинских и детских дошкольных учреждений района (участие в конференциях, семинарах, встречи с персоналом);
работа по обеспечению преемственности между службой раннего вмешательства и ДДУ района (посещение ДДУ с целью совместной разработки и построения индивидуальных программ для детей, перешедших в ДДУ из службы ранней помощи)
|
Все специалисты службы ранней помощи должны:
· Соблюдать этические нормы.
· Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях.
· Знать закономерности развития ребенка.
· Иметь базовые знания по раннему вмешательству.
· Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни.
· Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.
· Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.
Социальный работник (социальный педагог)
Направление работы социального работника:
. Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).
. Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий).
. Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи).
. Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.
5. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.
Целевые группы в программах раннего вмешательства.
Целевой группой являются семьи с маленькими детьми, имеющими установленное отставание в одной или нескольких областях развития или нарушения, которые с высокой вероятностью приводят к задержкам развития, например:
• генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);
• двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;
• множественные нарушения;
• нарушения аутистического спектра;
• сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения);
• дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д.).
Часто проблемы развития ребенка связаны с его социальным окружением и высоким социальным риском, к которому относится употребление родителями ребенка алкоголя и наркотиков, наличие у родителей ребенка психических расстройств или интеллектуальных нарушений и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Опыт программ раннего вмешательства показывает, что с данными целевыми группами программы поддержки могут быть также очень эффективными и востребованными, так как позволяют обеспечить максимальное развитие ребенка при соответствующей поддержке его семье.
Доказано, что программы раннего вмешательства позволяют значительно улучшить будущее детей и их семей. Кроме того, имеются данные о высокой экономической эффективности программ раннего вмешательства.
Развитие программ раннего вмешательства имеет под собой целый ряд теоретических предпосылок и базируется на современных исследованиях.
Для того чтобы обеспечить эффективную программу раннего вмешательства, необходимо следовать базовым принципам, на которых должны строиться программы и о которых более подробно будет рассказано в следующей главе.
Заключение
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка - дошкольный и школьный - уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.
Основные цели создания системы ранней помощи:
) охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.
) диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.
) подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Опыт программ раннего вмешательства показывает, что с данными целевыми группами программы поддержки могут быть также очень эффективными и востребованными, так как позволяют обеспечить максимальное развитие ребенка при соответствующей поддержке его семье.
Доказано, что программы раннего вмешательства позволяют значительно улучшить будущее детей и их семей. Кроме того, имеются данные о высокой экономической эффективности программ раннего вмешательства.
генетический социальный помощь дети
Библиотический список
1. Лильин, Е.Т. Детская реабилитология (избранные очерки) / Е.Т. Лильин, В.А. Доскин. - М.: ВОС, 1999. - 307 с.
2. Не дай цветку сломаться. Из опыта работы реабилитационного центра коррекционной педагогики «Сломанный цветок» / В.И. Ширинский, Л.С. Алексеева, А.П. Руссавская, Г.И. Репринцева. - М.: НИИ семьи, 1997. - 167 с.
. Бадалян, Л.О. Невропатология: учебник / Л.О. Бадалян. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
Глоссарий
Абилитация - система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
Раннее вмешательство - это максимально полное и комплексное сопровождение обучения и воспитания ребенка до 3 лет.