Политика Франции в области внешнеторгового регулирования




Московский государственный областной гуманитарный институт

Реферат

на тему:

 

 

“ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ”

 

Выполнил: студент 5курса фак-та

Иностранных языков франц отд.

Отделение 502гр

Перфильева А.А.

 

 

Орехово-зуево 2010

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Основные показатели экономического развития…………………………5

§2.Отраслевая структура хозяйства ……………………………………………9

§3.Финансово-кредитная система страны…………………………………….16

§4.Политика Франции в области внешнеторгового регулирования……….26

§5. Трансформация валютной системы: переход к евро и его последствия..29
§6. Место Франции в международном разделении труда …………………..39

Заключение ……………………………………………………………………42

Литература…………………………………………………………………….43

 

Введение

На протяжении многих столетий Франция служит одной из «несущих конструкций» европейского «дома», да и всей международной системы в целом. Экономические процессы, происходящие во Франции, оказывают воздействие на общеевропейский и мировой экономический и культурный климат. Европу и остальной мир невозможно представить без Франции, но и Франция не существует вне европейского и глобального контекста. Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, зани­мая седьмое место среди всех стран мира — 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населе­ния (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй­ственного производства Западной Европы. Поэтому изучение современной экономической политики Франции необходимо рассматривать не только с точки зрения влияния на экономику страны, но и с точки зрения глобальных процессов интеграции.

Важнейшими итогами ХХ века стали радикальная модернизация экономики – от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре, затем к экономике услуг и модификация варианта участия в мирохозяйственных связях – от вывоза ссудного капитала к вывозу промышленных товаров с постепенным усилением акцента на изделиях высокой степени обработки, а с начала 80-х годов – к массовому экспорту производительного капитала. Перемены шли рука об руку с коренной трансформацией национального хозяйственного механизма. Впрочем, в силу действия ряда факторов, в том числе внешнеэкономических, этот процесс во Франции отличался заметной спецификой, которая начала исчезать лишь в самое последнее время.

§1. Основные показатели экономического развития.

В XXI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По уровню ВВП на душу населения и удельному весу в мировом промышленном производстве Франция в 2001 г. занимала 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте – 4-е. При этом французская экономика представляет собой «экономику услуг», доля которых в ВВП в 2002 г. составила 71%. На доли же промышленности и сельского хозяйства во Франции приходится 26% и 3%, соответственно.

Франция является лидером по производству сельскохозяйственной продукции среди всех европейских стран. Кроме этого, высоко конкурентоспособными на мировой арене выступают такие сектора французской экономики, как транспорт и телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленности, банковские услуги, страхование, туризм и, конечно же, производство традиционных товаров роскоши (кожаные изделия, модная одежда, парфюмерия, вина и т.д.). Машиностроение, в частности, производство автомобилей, электроника, металлургия также относятся к числу наиболее развитых отраслей французской экономики.
Важно отметить, что в последние годы темпы роста реального валового продукта и промышленного производства во Франции превышали соответствующие показатели в среднем по странам Еврозоны. Это наблюдалось на фоне более низких уровнях инфляции и государственного долга по сравнению с другими западноевропейскими странами. При этом темпы экономического роста увеличивались в 1999-2000 гг., во многом за счет расширения мирового спроса, достигнув в конце этого периода отметки 3,8%. Однако замедление темпов роста мировой экономики в 2001-2002 гг. привело к замедлению французского экономического роста: реальный ВВП в 2002 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом лишь на 1,1%, что, тем не менее, превышает среднеевропейский показатель. Аналогично, несмотря на сокращение промышленного производства в 2002 г. на 0,3%, как показывают исследования, уже в декабре 2002 г. улучшились оценки текущей ситуации и будущих условий, данные французскими производителями промышленной продукции.1 Несмотря на атмосферу всеобщей неопределенности, господствующей в мире в настоящее время, многие французские специалисты сохраняют положительные прогнозы касательно производства потребительских товаров и продукции пищевой промышленности. Рост в этих отраслях и должен предотвратить падение промышленного производства.

В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции – один из самых высоких в Европе. В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем 35% валовой прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же ставка налога на прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели не платят и столь высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей.
Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена провело частичную или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний. Но, тем не менее, доля государства во французской экономике по-прежнему высока. Государственные расходы превышают 53% ВВП, это гораздо выше среднего уровня в странах ОЭСР – 38%. Государство все еще обладает контрольным пакетом около 1500 компаний, в том числе таких французских гигантов,

как «Франс телеком», «Эр Франс», «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», «Рено». Государство остается доминирующим в сфере общественного транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой степенью бюрократизации и коррупции отрицательно сказывается на положении французских компаний в Европе.
Важной особенностью экономического развития Франции является и высокая безработица, о чем было подробно изложено в предыдущей главе. Поощрение введения частичной занятости, снижение выплат в фонды социального страхования для работников с низкой квалификацией, договоры об инициативном найме, поощрение к сокращению рабочего времени на договорной основе – в каждом из этих случаев речь шла о необходимости стимулировать предприятия к отказу от представления, что сокращение численности работающих повышает эффективность управления. Была сокращена рабочая неделя с 39 до 35 часов, в целях компенсации этого сокращения предприниматели вынуждены были увеличить количество работников. Однако такое, во многом искусственное, расширение занятости на фоне сокращения производительности труда привело к усилению экстенсивного характера роста французской экономики: соотношение вклада в экономический рост производительности труда и занятости изменилось в пользу последней. В целом это нельзя считать хорошей новостью, поскольку производительность является фактором, который в долгосрочной перспективе обеспечивает экономический рост и повышение уровня жизни.
Вместе с тем, правительственным кругам становится ясно, что в условиях См.1. https://www.economy.gov.ru (электронное издание журнала «Бизнес Уик»)

 

европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде «французской модели» с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором уже невозможно. Правительство Раффарена явно собирается перейти от стимулирования спроса к стимулированию предложения, что будет означать опору на доходную часть бюджета и сокращение расходов. В этой связи правоцентристы намереваются провести откладывавшиеся ранее реформы, изменить систему налогообложения, улучшив положение предприятий, средних и высших групп доходополучателей, держателей сбережений. Однако потерпевшие поражение на выборах 2002 г. социалисты жаждут вернуться во власть и будут использовать для этого все возможные средства. Первая же попытка Раффарена ввести изменения в налоговую сферу путем выравнивания ставки подоходного налога вызвала очень острую реакцию социалистов и близких к ним средств массовой информации: правоцентристов обвинили в попытке лишить подоходный налог распределительной функции. Поэтому трудно сказать, хватит ли Раффарену и Шираку политической воли и поддержки населения для осуществления задуманных реформ.

§2.Отраслевая структура хозяйства Франция – экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Широкое развитие получили такие прогрессивные отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, производство строительных материалов. Ряд отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика, информатика, ракетостроение.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобиль­ная промышленность является одной из основ национальной про­мышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответствен­но 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка[1].

В нефтяную отрасль входят более 120 предприятий. Количество персонала, работающего на них, составляет 44,5 тысяч человек. Нефтяная промышленность проводит большую работу по установке нефтяного оборудования за рубежом. Французские фирмы получили 25% оборота в Африке и 22% в Северном море. В Северной Америке французские фирмы практически не представлены, они связывают свои надежды с Южной Америкой. Они начали проведение некоторых работ в Мексике. Для страны характерна высокая концентрация производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности. Сфера услуг. Сферауслуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французскойэкономики, где занятость продолжает расти – это услуги. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активныхв перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж - 13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики. Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международнойспециализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимойпродукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире – после США, ФРГ, Японии. Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (около 65% всего оборота), особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель. Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. В 1994 г. во французской экономике было зарегистрировано 2866,6 тыс. мелких и 32,3 тыс. средних предприятий. Большинство из указанных предприятий сосредоточено в торговле и сфере услуг. В промышленности Франции насчитывается 31,3 тыс. мелких и средних предприятий (95% всех промышленных фирм). Эффективность многих французских мелких и средних предприятий обеспечивается узкой специализацией их деятельности, выпуском продукции малыми сериями, ограниченным ассортиментом производимых изделий, а также их способностью быстро реагировать на изменения в производстве и на рынке. Вместе с тем мелкие и средние фирмы сталкиваются с большими трудностями: с постоянной нехваткой собственных и заемных средств, конъюнктурными колебаниями экономики, конкуренцией со стороны других фирм, плохим знанием рынка и недостатками управления предприятием. В результате – огромное число банкротств (в 1995 г. около 40 тыс. фирм исчезли), причем 15% предприятий разоряются уже после первого года жизни, а 50% - после трех лет существования. Но вместе с тем появляется еще большее количество новых фирм, так что ежегодно их число увеличивается более чем на 10%. В этом постоянном встречном потоке проявляется неустойчивость мелкого бизнеса. Но далеко не все мелкие и средние предприятия работают на свободный рынок, многие из них связаны с крупными компаниями субподрядными соглашениями и действуют по заказам и спецификациям этих фирм.

В 1995 г. во Франции было зарегистрировано около 3 тыс. крупных промышленных предприятий. Наибольшее количество крупных промышленных предприятий действуют в таких отраслях, как электронная и электротехническая промышленность (152 фирмы) и машиностроение (119). На долю крупных промышленных предприятий приходилось в 1994 г. 57,5% продаж, 42,2% занятых, 73,1% экспортных продаж и 67,7% капиталовложений.1 Важным фактором экономики и внешней торговли Франции является значительный вес государственного сектора. Некоторые предприятия во Франции были национализированы в 1946 г. (“Рено”) и имеют статус государственных предприятий. Вторая волна национализации пришлась на 1981 – 1982 годы. При этом национализированные фирмы действуют в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству либо непосредственно, либо через национализированные банки и финансовые организации. Государственные компании действуют в основном в отраслях, имеющих важное значение для экономики страны, или в отраслях, требующих больших капиталовложений и в которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства капитала: в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической промышленности, производстве вооружений, добыче и переработке нефти и газа, черной металлургии. Ряд

французских промышленных и торговых компаний являются членами Франко-российской палаты и имеют представительства в Москве. Черная и цветная металлургия. Ведущим французским продуцентом и экспортером в этой отрасли продолжает оставаться государственная сталелитейная компания “Юзинор-Сасилор”. На предприятиях компании в 1994 г. было произведено 5,2 млн. т стали, что составляет 29,1% ее производства в стране. В середине 90-х годов “Юзинор-Сасилор) обеспечивала более 98% национального экспорта в данной отрасли. Лидером французской цветной металлургии является государственная компания “Пешинэ”, на долю которой приходится 93,2% всего производимого в стране алюминия. Автомобильная промышленность во Франции отличается очень высокой степенью монополизации. На крупнейшие автомобильные компании “Рено” и “Пежо” приходится более 90% продаж и почти 100% экспорта в отрасли. Лидирующее положение на французском рынке автомобилей занимает государственная автомобильная компания “Рено”, национализированная в 1946 г. (на ее долю в 1994 г. приходилось 49,3% произведенных во Франции автомобилей). В 1994 г. экспорт компании в натуральном выражении составил 795,6 тыс. автомобилей, или около 46% национального экспорта.

См.1 Состояние французской экономики в конце 90-х годов // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2000. - №5. - С. 34.

Частная автомобильная компания “Пежо” практически не уступает государственной “Рено”. В1994 г. экспорт компании в натуральном выражении составил 935,26 тыс. автомобилей, или около 54% национального экспорта. Электротехническая промышленность. Крупнейшим продуцентом и экспортером электроники и электротехники во Франции является “Компани женераль д’электрисите” (с 1981 по 1986 г. – государственная компания, в 1987 г. – реприватизирована). На предприятиях компании занято около 53% всех работающих в отрасли. В химической промышленности действует значительное количество крупных предприятий, что связано с необходимостью значительных капиталовложений в производство. Крупнейшей в отрасли является государственная химическая компания “Рон-Пулэнк”, национализированная в 1981 г. Среди крупнейших промышленных компаний Франции занимала 14-е место. Среди парфюмерно-косметических фирм, которых на французском рынке действует около 300, абсолютным лидером является компания “Л’Ореаль”, входящая по величине консолидированных продаж (20,1 млрд. франков в 1995 г.) в число 10 крупнейших химических компаний страны. Пищевкусовая промышленность Франции насчитывает около 3,9 тыс. фирм, из них 3,5% приходится на долю крупных, а 14,6% - средних предприятий. Большую роль в этой отрасли играют производственные кооперативы. Крупнейшей пищевкусовой компанией является БСН, которая по величине консолидированных продаж в 1995 г. занимала 23-е место в списке ведущих промышленных компаний Франции. Крупные торговые фирмы. Во Франции насчитывается более 506 тыс. торговых фирм, в том числе около 81 тыс. фирм специализируются на оптовой и 425 тыс. – на розничной торговле. На долю крупных компаний в 1995 г. приходилось 45% торгового оборота страны. Основной особенностью Франции является преобладание независимых национальных частных торговых компаний. Среди 20 крупнейших французских компаний к независимым относятся 16 фирм, две торговые фирмы входят в промышленно-финансовые группы, одна фирма – дочерняя крупной американской торговой компании “Каргил” и одна торгово-сбытовой филиал крупнейшей государственной сталелитейной компании “Юзинор-Сасилор”. На экспортно-импортных операциях специализируются шесть компаний: КФАО, “Интерагра”, “Валор-Асье”, СКОА, “Каргил”, “Жан Суффле”. Крупнейшей торговой компанией является “Каррефур”. Это единственная французская компания, входящая в десятку крупнейших торговых фирм страны – членов ЕС. §3.Финансово-кредитная система страны Банки и банковское дело Кредитно-финансовая система Франции управляется законом от 20 июня 1984 г. Все кредитные учреждения страны (более 35 тыс.) включены в единую структуру. Исключение составляют Государственное казначейство, Банк Франции и Специализированный финансовый институт почтовой службы Франции. Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки. Во Франции законом от 1945 г. были национализированы четыре наиболее крупных депозитных банка, которые впоследствии при слиянии были преобразованы в три банка: “Банк насьональ де Пари” (БНП), “Креди Лионнэ”, “Сосьете женераль”. А законом от 1982 г. – два крупных деловых банка: “Париба”, “Индосюэз”. В настоящее время во Франции насчитывается более 370 коммерческих иинвестиционных банков с общим числом занятых более 250 тыс. По закону от 1984 года все они были объединены в Ассоциацию французских банков. В это число входят 35 крупных национализированных банков, а также около 120 их филиалов, 74 французских частных банка и 151 частный банк, контролируемый иностранным капиталом. Рассмотрим основные виды банков во Франции. Наиболее значительной категорией кредитных учреждений являются коммерческие банки. Эти банки чаще всего организованы в форме акционерных предприятий. Их деятельность заключается в приеме бессрочных вкладов для предоставления краткосрочных кредитов. Однако они могут расширить сферу своей деятельности: 1) приобретая капиталы в виде вкладов или займов; 2)предоставляя займы на более длительный срок; 3) принимая участие в капитале других предприятий; 4) организуя эмиссию и размещение ценных бумаг; 5)осуществляя управление имуществом за счет клиентуры. 1Во французских банках собственный капитал складывается из двух частей -это базовые и дополнительные средства. Наряду с собственным капиталом впассивы банка включаются привлеченные средства – депозитные и недепозитные. Кредитные операции являются самой большой группой статей банковских активов. Наиболее распространенные виды кредитования: для финансирования текущих эксплуатационных нужд предприятий, их инвестиций и расходов частных лиц на потребление и инвестирование. Инвестиционные банки являются специальными организациями, предназначенными для помощи предприятиям в финансировании их вложений и способными осуществлять долгосрочные и среднесрочные операции. К этой категории банков относятся: частные банки, которые специализируются на финансовых консультациях, управлении имуществом, а также международном перемещении капиталов французских предприятий (например, “Эропеэн дэ банк а Пари”); промышленные банки, подразделяющиеся на деловые банки, предназначенные для участия в деятельности предприятий, и банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для помещения средств в предприятия. Финансовые компании представляют собой организации, которые собирают относительно стабильные капиталы (облигации, боны, банковские займы) для их размещения с малой степенью риска в краткосрочные займы под залог ценных бумаг и в долгосрочную аренду. Свои долгосрочные обязательства ипотечные банки осуществляют в основном в виде ипотечных займов предприятиям или частным лицам. Роль банков развития заключается в объединении общественных или частных фондов для финансирования операций, которые не могут быть рентабельными в короткий срок. Примером может служить созданный в 1919 году банк “Креди насьональ”, активно участвующий в кредитовании внешнеторговых операций. Кроме банков в кредитно-финансовой системе Франции существуют и другие институты. Принятый в 1983 году закон определяет сберегательные кассы как “кредитные учреждения, не имеющие цели получения прибылей”. См.1 Кураков Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2000.- С.122С 1971 года сберкассы уполномочены выдавать займы частным лицам, а с 1978 года – выдавать чековые книжки. Существует 440 ординарных сберкасс, осуществляющих операции в определенных географических секторах. Во Франции действует сеть национальных сберкасс под эгидой государственной почтовой организации ПТТ. Государственные сберкассы предоставляют три вида услуг: счета по сберегательным книжкам, срочные боны и почтовые чеки. Во Франциисуществует 28 специализированных кредитных институтов, сгруппированных в 1984 г. в Объединение специализированных финансовых учреждений. К ним относятся такие организации, как: “Креди фонсье де Франс”, специализирующийся на кредитовании строительства и считывающий более 50 агентств с общим числом занятых 3,6 тыс. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельностибанков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должноосуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной. При поднятии процента затрудняется коммерческий кредит и снижается масштаб инвестиций в предпринимательском секторе. Банк Франции способен воздействовать на предпринимательскую деятельность путем введения ограничений на размер процентных ставок по операциям коммерческих банков в виде минимальной и максимальной границы процентных ставок. Способ регулирования действий коммерческих банков Банком Франции состоит в установлении норм обязательныхрезервов. Банковская коммерческая сеть выдает кредиты и осуществляетинвестиции, вкладывая деньги в ценные бумаги на денежные суммы, во много раз превышающие тех сумм, которыми она располагает. Налогообложение Для развитых стран в настоящее время характерно активное вмешательство государства во все сферы экономической жизни. Основными инструментами при этом являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Система налогов и сборов влияет на структуру и динамику производства, его размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, образуя рычаги для воздействия на экономику через расходные части бюджетов. При помощи налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить полную свободу товарному рынку. В связи с образованием 1 января 1993 года единого внутреннего рынка ЕС и в условиях осуществления программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровняналогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций. Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 1993 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных – 61% всех поступлений. В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам. Подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения. Налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится. Налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. В этом случае они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным. НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, кондитерские изделия, а также электроэнергия и телевизионная реклама. К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Таможенные пошлины взимаются с цены товара. Перейдем к подоходным налогам. Рассмотрим налоги, уплачиваемые предприятиями. Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведенными для производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34%. Если предприятие в отчетном году понесло убытки, то они могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет. Каждое предприятие обязано ежегодно составлять детальную декларацию о доходах и представлять ее в налоговое ведомство в течение трех месяцев после составления ежегодного бухгалтерского отчета. Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете Франции превышает 18%. Налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Налогообложению подлежит фискальная единица – семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Для одиноких фискальной единицей является один человек. Под доходами понимаются все денежные поступления, полученные в течение отчетного года. В это понятие входят: зарплата, премии и вознаграждения, пенсия, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, прибыль от операций с ценными бумагами. Подоходный налог на физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Общее социальное отчисление, установленное законом о финансах в 1994 г., составляет 1,1% всех доходов от движимого и недвижимого имущества. Во Франции действуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим недвижимым имуществом. Так, прибыль, полученная в результате продажи по высокой цене недвижимого имущества, включается в доход, подлежащий налогообложению в году фактической продажи. Но при этом от налога освобождаются доходы, полученные от продажи основного жилища, от первой продажи жилища, а также от продажи жилища, находящегося в собственности не менее 32 лет. Различная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Максимальная ставка используется, если этот срок был менее 2 лет. Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность.Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. В группу налогов на собственность входит социальный налог на заработную плату. Во Франции его уплачивают работодатели. Объектомналогообложения служит фонд зарплаты в денежной и натуральной форме. Налог имеет прогрессивный характер. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5% от годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1%. Цель налога состоит вфинансировании развития профессионально-технического образования в стране. Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно сказать о налоге на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей. Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги.Местные органы формируют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Эти органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более чем 10% от валового внутреннего продукта (ВВП). Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог на жилье; профессиональный налог. Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при разработке бюджета на будущий год. Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – зданий, сооружений, резервуаров. От данного налога освобождается государственная собственность, здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие пособия по инвалидности. Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку и т.д. Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по их основному месту проживания. Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Для расчета налога берется сумма трех элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Налоговая система Франции помимо фискальной функции успешно выполняет функции регулирования внутреннего рынка, социального развития и внешнеэкономических связей. Эти цели преследуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, местные налоги. Фондовые биржи, рынок ценных бумаг в стране. Фондовая биржа – биржа, где совершаются сделки по ценным бумагам.1 Черезфондовую биржу мобилизуются средства для долгосрочных инвестиций вэкономику и для финансирования государственных программ. На фондовой бирже происходит купля – продажа акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов. В ходе купли – продажи устанавливается курс ценных бумаг, обращающихся на бирже, который определяется приносимым доходом (в виде дивиденда или процента), уровнем ссудного процента и соотношением спроса и предложения. Сводными показателями движения курса ценных бумаг являются индексы акций, наиболе


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: