Место Франции в международном разделении труда




Франция, без сомнения, играет одну из крупнейших ролей в международном разделении труда. Ее доля в мировом экспорте товаров составляет 5,2%, а в мировом экспорте услуг еще больше – 5,5%. При этом как во французском сельском хозяйстве, так и в промышленности, и в секторе услуг, присутствуют отрасли, занимающие лидирующее положение не только в Европе, но и во всем мире.
Благодаря своему умеренному климату и обилию плодородных земель Франция на протяжении многих веков была передовой аграрной страной. На севере выращивают пшеницу, сахарную свеклу, овощи и яблоки. Молочный скот пасется на пастбищах юго-запада. Здесь производятся сливочное масло и сыры. Виноградники, поставляющие сырье для крупнейшей отрасли промышленности Франции – виноделия, занимают огромные площади во всех районах страны. На юге и юго-западе простираются поля подсолнечника и кукурузы, а также цветут яблоневые, сливовые и вишневые сады. Важно отметить, что даже сегодня, несмотря на низкую долю сельского хозяйства в экономике (всего 3% ВВП), объемы полученной во Франции аграрной продукции имеют впечатляющие размеры. Так, Франция является 2-й в мире по производству вина и сахарной свеклы. По сбору зерна и производству молока она занимает 5-е место в мире. По объему выращиваемого подсолнечника ей принадлежит первенство во всем Евросоюзе.
Высокоразвитая промышленность Франции занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, в пищевой и химической отраслях. Французские инженеры – одни из лучших, что является доказательством не только развития высоких технологий, таких как ракетная программа «Ариан», но и развития менее технологичных производств, таких как покрышки «Мишелин» или автомобили «Рено». Кроме того, строительство также представляет собой одну из наиболее развитых отраслей промышленности Франции: 5 французских строительных компаний являются крупнейшими в Европе. Пищевая промышленность (преимущественно мясомолочная) занимает в ЕС 2-е место по экспорту производимой продукции, а такие компании как «Данон», «Нестле Франс» являются известными в любом уголке мира.
Конечно же, описывая место Франции в международном разделении труда, нельзя не упомянуть о производстве косметики, модной одежды, ювелирных украшений. Приобрести продукцию под всемирно известными французскими торговыми марками «Шанель», «Ив Сен Лоран», «Жан-Поль Готье», «Диор» – признак хорошего вкуса, престижа, высокого положения в обществе.
Одно из лидирующих положений занимает французская фармацевтика, являясь 4-й в мире по объему производства и 5-й – по объему экспорта. Но и это еще не все достижения французской промышленности. Франция является 3-м в мире крупнейшим экспортером автомобилей, а французский «Алкатель» занимает 4-е место по производству телекоммуникационного оборудования.
Высоко конкурентоспособными на мировом рынке оказываются и французские компании, предоставляющие банковские, страховые, торговые услуги. Так, рыночная капитализированная стоимость акций на Парижской фондовой бирже составляет 50% от французского ВВП, что делает Париж 7-м по величине финансовым центром в мире. Страховой сектор во Франции занимает еще более высокую позицию – 4-е место в мире, при этом французская компания «Аха» является крупнейшей страховой компанией во всей Европе.
Располагая мягким приятным климатом, живописной природой, богатейшим историческим и культурным наследием, Франция привлекает 71 млн. туристов в год, являясь при этом самой посещаемой страной на планете. По величине дохода, получаемого от туризма, Франция занимает 3-е место, уступая лишь США и Италии.
Таким образом, на мировом рынке Франция является одним из сильнейших его участников, как по качеству, так и по количеству предлагаемых товаров и услуг, выступая в роли производителя широкого ассортимента аграрной и промышленной продукции, а также в качестве одного из крупнейших производителей услуг.

Заключение

В XX веке Франция пережила сложную эволюцию. В течение одного века она превратилась из аграрно-индустриальной в высокоразвитую промышленную державу, перешла постиндустриальному, информационному обществу. Доля Франции в населении земного шара за это время уменьшилась почти вдвое – с 2,2 до 1,15%, но французский вклад в мировое промышленное производство остался на прежнем уровне. Франция занимает 4 место в мире по размерам ВНП, 4 – в международной торговле, 2 – по экспорту сельскохозяйственной политики. Она стала 3 страной в мире (после США и СССР), запустившей искусственный спутник Земли, и 4, создавшей ракетно-ядерное оружие.

Франция по-прежнему играет большую роль в мировой политике. Она является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участником важнейших коллективных международных договоров. Без ее участия не обходится ни одно крупное событие международного масштаба.

Таким образом, на фоне кризиса мировой экономики в целом Франция все еще сохраняет достаточно сильные позиции. Однако ее положение может ухудшиться, если внутренние противоречия, связанные кризисом «французской модели развития», не будут разрешены. В частности, среди французских бизнесменов и производителей господствует мнение, что экономическая формула Франции, основанная на более высоких налогах и социальном обеспечении, чем в большинстве стран, с фирмами которых они конкурируют, уже себя изжила.

Несмотря на это, XXI век Франция встретила в качестве державы мирового ранга, передовой демократической страны, одной из важнейших центров мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 9, с. 110-111

2. Европейские банки продолжают объединяться // Финансист, 1999, № 3 – 4, с. 37

3. Кузнецов Ю. Почему компания «НИССАН» продала пакет своих акций автомобильному концерну «РЕНО»? // Япония сегодня, 2000, № 5, с. 5

4. Лисов В., Пономаренко А., Якутин Ю.В. – Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. - М.: ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», 1999. – 368 с.

5. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2000. - 727 с.

6. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Т.И.Капаева и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 485 с.

7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П.Колосова, М.Н.Осьмовой. - М.: 2000. – 438 с.

8. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / В.Елова, Е.К.Муравьева, С.М.Панферова и др.; Под ред. А.К.Шуркалина, Н.С.Цыпиной. – М.: Логос, 2000. - 248 с.

9. Мовсесян А. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 6, с. 55-63

10. Основы экономической деятельности. Учебное пособие / Под ред. Л.Н.Рудневой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. – 120 с.

11. Островская Е. Франция – тенденции роста сохраняются // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 8, с. 98 – 102

12. Островская Е. Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 8, с. 89 – 97

13. Паничев Н. – Корпоративное управление – фактор возрождения промышленности // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2, с. 32

14. Причины и масштабы слияний фирм в странах Западной Европы // Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2000, № 91, с. 3

15. Родин-Сова Ю. Промышленные корпорации – локомотивы экономического роста // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 3, с. 7

16. Сергеев П.В. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 1999

17. Слепов В.А., и др. ФПГ: современные тенденции развития // Российский экономический журнал, 1999, № 3, с. 13-20

18. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

19. Титов К. ТНК и региональная экономическая интеграция в ЕС // Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 10, с. 47-53

20. Черников Г.П. Экономика Франции: Общие проблемы: Учеб. пособие. — М.: МГИМО, 1998

21. Черников Г.П. Экономика Франции. Структурные сдвиги: Учеб. пособие. — М.: МГИМО, 1999

22. Черников Г.П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. - М.: РОССПЭН, 2002. – 416 с.

23. Число слияний компаний растет // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2000. - № 63 - 64, с. 1 - 20

24. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце хх столетия // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 3, с. 24 – 30

25. Шимаи М. Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 4, с. 52-58

26. Экономическое положение Франции. // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1997. - № 105

 

1.Как изменится величина реального дохода, если номинальный доход увеличился на 40%, а уровень цен- в 2,7 раз?

На =1,9%

2.В экономике имеет место Фактический уровень безработицы, превышающий её естественный уровень на 2%.Расчитайте Фактическое отставание объема ВНП?

Считается,что каждый процент превышения естественного уровня безработицы «дает» 2,5% уменьшения годового объема ВНП.Т.е. при естественной безработицы 6% и фактической 8% потеря ВНП составит 5%.((8-6)*2,5)

3.Коэффициент эластичности товара по спросу равен -1.5,цена выросла со 100 до 120 руб.Как изменился спрос?

КЭ=%изменение спроса/%изменение цены

%изменение спроса=КЭ* %изменение цены

120-100=20

20*100/100=20%

%изменение спроса=1,5*20=30%

 


См.1 Шлихтер С. Б., Лебедева С. Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998. - с. 64.

[2] Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения, 1990.-174 с.

[3] Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения, 1990.-174 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: