И в наши бедные домы,
И в монастырские стены.
Тебя опять обманули:
Сомкни ж усталые вежды, -
И вдруг померкнут заботы
О мире горя и тленья…
/5,c.63/
Этот мотив ещё более усиливается в стихотворении «Беседа в дороге»:
Где чудотворцем, где нищим, где хитрым рапсодом
Так и брожу я по свету в облезлом плаще,
Так и скитаюсь по долгим земным переходам…
Что ты сказал? Да, конечно, скитаюсь во тще!
………………………………………………………
Так вознеси же хваленье печальным изгоям,
Всем безочажным, отвергшим сует суету:
Мудрые, мы на мосту себе дома не строим,
Мудрые, мы равнодушно идём по мосту
/5,c.66/
И снова возникают те же самые образы: облезлый плащ музы («Прощание с музой»), скитания… Лирический герой уже постиг мудрость жизни, и идёт по ней равнодушно, зная что оставил позади и что ждёт его впереди. Но последние две строки позволяют нам понять, что лирический герой Перелешина вовсе не до конца отказывается от Бога.
Сонет «Раздумье» снова раскрывает перед нами внутренние противоречия, терзающие душу Лирического героя, он, занимаясь как бы самосозерцанием, вновь задаётся вопросом о смысле своего существования. Он понимает, что выбрал мир земной, но и мир Небесный остаётся ему всё так же дорог, ибо он, посмотрев на оба этих мира изнутри и постигнув некую, доступную только ему истину, или мудрость, отбросил лишь то, что было извращено людьми, оставив то, что кажется ему истинным.
Глядит Господь на взявшихся за плуг,
И пашущих беспечно и с оглядкой,
На моряков, скользя по рее шаткой,
Пленившихся увиденным вокруг.
Он не сойдёт и не поддержит рук…
…………………………………………
Похвалит ли тиун ленивых слуг?
|
Зачем же ты, среди своей дороги,
Задумался, и вовсе не о Боге?
/5,c.67/
И вот всё снова возвращается на круги своя, - лирический герой снова обращается с молитвой к Богу, как и в стихотворении «Ночное», но на сей раз он просит принять его таким, каков он есть, чтобы всё,что он познал и испытал пошло на пользу ему самому и другим, чтобы поэтический талант не остался просто «забавной ложью», но тоже служил единому и праведному делу.
Пускай не сиротой, бескрылым Недоноском, Гонимым на земле, не принятым в раю,
Я стану глиною, о Господи. Иль воском:
Ту глину претвори в амфору Ты свою!
Ты заключишь в нее то благовоний зерна,
То свитки древние пророков и псалмов:
Все сбережет она прочна, огнеупорна
И радостью полна до блещущих краев!
/5,c.67/
Итак, круг замкнулся. Но лирический герой уже не тот юнец не знающий ничего, слепо повинующийся «мудрым», а зрелый, познавший жизнь человек. Конфликт его ещё до конца не разрешен, однако, на сей раз, он уже твёрдо, и самостоятельно, выбрал свой путь, он, знает чего хочет, а ещё лучше чего он не хочет. Он вышел из под гнёта людских предрассудков, оставив для себя только то, что даровано небом, - жизнь и поэтический дар.
Конечно, на этом анализ рассмотренных нами стихотворений далеко не исчерпывается. Впереди ещё много намеченных целей, ведь мы рассмотрели только самые первые стихотворения Перелешина.
Ближайшей стоящей перед нами задачей я считаю необходимость проследить дальнейшую эволюцию лирического героя Перелешина. Обилие Библейских цитат и сюжетов, описаний бытия святых, пусть даже в несколько сказочной форме, позволяет задуматься о сопоставлении оригинальных текстов Писания со стихами Перелешина, дабы прояснить некоторые нюансы его стихотворчества.
|
Возможно, так же, провести более глубокие параллели между творчеством Перелешина и Гумилёва.
Тяготение Перелешина к твёрдым формам стиха открывает перспективы исследования его творчества и в этом направлении. Отсутствие публикаций на эту тему в научном мире открывает для нас огромное поле для исследования, данной проблемы. В то же время, недостаток материалов для подтверждения или обоснования своих предположений и изысканий, далеко не способствует активному продвижению вперёд. Поэтому ещё одной нашей задачей будет являться изменение существующего положения к лучшему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы довольно подробно осветили наиболее характерные черты раннего творчества Валерия Перелешина, что дало нам возможность сделать следующие выводы:
Ранняя поэзия Перелешина испытала значительное влияние русского символизма и постсимволизма, всё же сохранив при этом собственную значимость и неповторимость.
Его ранняя лирика насыщена иллюзорными неземными образами, оставаясь в то же время глубоко жизнеописующей.
Основной движущей силой его творчества на этом этапе является конфликт между телом и душой, - стремление понять смысл жизни, в чём он заключается, - в служении Богу, или просто в самодовольном существовании.
Богоискательские мотивы, выражены в его первых стихотворениях наиболее ярко.
Философская и христианская проблематика, - вот основные темы стихов Перелешина.
|
До сих пор исследователи затрагивали эти темы не слишком глубоко, лишь вскользь. Данная же работа являлась попыткой исследовать эти темы более детально, что и было сделано. Кроме того, были намечены дальнейшие направления в исследовании творчества Валерия Перелешина, которые, как мы надеемся, в скором будущем будут непременно рассмотрены и изучены.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бузуев О.А.Творчество Валерия Перелешина. - Комсомольск на амуре, 2003. - 121с.
2. 3абияко А.П. Русские и китайцы: этнокультурные константы (постановка проблемы) // Из истории российско-китайских отношений. - Благовещенск, 1999. - с.209 -213.
3. Несмелов А. Стихи одной темы. О новой книге В. Перелешина// Заря. - 1939. - 1 октября.
4. Карлинский С. Творчество дальневосточных поэтов// Новое Русское Слово. – 1969. - №3. – с. 20 – 25.
5. Перелешин В.Ф. Русский поэт в гостях у Китая. Сборник стихотворений. - Leuxnhoff Publishing
6. Три письма Валерия Перелешина// Рубеж. – 1995. - №7. - 203с.
7. Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб.,1999. – 425с.
8. Таскина Е.П. Поэты русского Харбина // Проблемы Дальнего Востока.
- 1989.-№3.-с. 120-131; №4. - с. 118-126.
9. Таскина Е.П./ "Неизвестный Харбин"/.- М., 1994. – 357c.
10 Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. – М.: Флинта, 1997. – 336с.