1. Искусство выступления.
Публичное выступление — это выступление с речью перед живой аудиторией. Этот тип речи структурирован тремя универсальными намерениями: информировать, убеждать и развлекать аудиторию. Если ораторы не могут сформулировать свои сообщения, предполагаемая передача информации не работает.
Первая часть речи, которую следует записать, — это вступление. Пять целей, которые должны быть достигнуты вступлением:
- Установить связь с аудиторией;
- Поддерживать доброжелательность вашей аудитории;
- Разжечь интерес аудитории к предмету;
- Установить тон для основной части речи;
- Создать баланс презентации;
Публичные выступления имеют решающее значение во многих областях нашей жизни. Они дают нам возможность решать проблемы, убеждать людей, быть настоящими лидерами.
2. Искусство красноречия.
Искусство красноречия – это умение овладевать вниманием публики с целью определенного воздействия на нее в момент произнесения речи. Добиться успехов в этой сфере позволяет: грамотная, непринужденная и свободная подача информации, владение методикой привлечения и удержания внимания аудитории.
Принципы искусства красноречия:
· принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества (регулирует, как правило, количество и качество информации, которой обмениваются собеседники).
· принцип интереса, то есть беседа будет намного динамичнее, если информация вызывает у собеседника интерес; говорящий должен быть сам увлечен темой разговора и быть способным увлечь слушателей вслед за собой
· это принцип удовольствия, так как важно, чтобы речь коммуникатора была интересна и приятна слушателю. Для достижения такого эффекта автор должен чередовать трудный и легкий для понимания материал.
|
Таким образом, соблюдение риторических правил помогает сделать речь образцовой, то есть риторически грамотной, интересной по содержанию.
3. Концентрация внимания слушателей.
1. Обращение к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой…»
2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. Например: Вчера в «Ведомостях» была небольшая заметка о…».
3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев может приковать к себе внимание аудитории.
4. Возбуждение любопытства. Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают.
5. Демонстрация какого-либо предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана».
6. Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора…».
7. Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал…»; «Петр I говорил своим сподвижникам…».
8. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.
4. Наиболее распространенный ораторский прием.
Повтор – распространенный ораторский приём, широко используемый в публичных выступлениях.
· слушатель может отвлечься, и пропустить важную, возможно даже одну из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять;
|
· повторение какой-либо мысли способствует её закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной;
· повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными.
5. Речь преподавателя.
Компоненты речи педагога:
1. Грамотность построения фраз.
2. Простота и ясность изложения.
3. Выразительность.
4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни.
5. Правильное использование специальной терминологии.
6. Понятие «выразительность языка».
Выразительность языка достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.
· Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам.
· Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений.
· Темп речи. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, так и очень медленная речь.
· Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога.
7. Ораторское искусство.
Отметим общую для всех ораторских умений учителя область применения — непосредственное взаимодействие педагога с детьми. Развитые ораторские умения позволяют учителю во взаимодействии с детьми быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест; сохранять спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу своих действий в самых острых и неожиданных ситуациях. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя проявляются одновременно. Речь сопровождается жестом, мимикой, движением; непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д.
|
Другая важная особенность ораторских умений педагогической техники состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальные способности красноречия существенно зависят от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.
Итак, ораторское искусство — это совокупность умений говорить ярко, доходчиво, находить слова, которые с наибольшей силой выражают мысль, пользоваться приемами образной, живой, впечатляющей речи.