И Стол Хлебов Предложения




Приступая к путевым палестинским заметкам, я внезапно понял, что хронологический порядок мне наскучил. "О, эта смертная жажда заприходовать каждую пядь ускользающего бытия в нетях типографского знака..." © Поэтому начнём с конца...

Главный трофей трипа.

У меня на книжной полке стоит менора. Она там появилась уже после трипа. Догнала, можно сказать. Последний день пребывания в обетованке мы посвятили презренному шопингу. Сувенирного плана, само собой. И когда всем родным и близким по списку уже досталось, тут–то я и вспомнил про себя любимого. А что имеет смысл везти из Израиля? Символ, разумеется. Какой? Могендовид? Хамсу? Менору? Пожалуй...

Но, как назло, правильная менора нам не попалась. "Ну, уж нет!" – заявила Ника, наш туземный ангел–хранитель, – "Я её добуду и пришлю". И прислала. Вот она – почти настоящая. На этом же фото, кстати, просматривается другое фото, из которого следует, что в Питере, как в Греции, всё есть. Даже бегемоты. Но я отвлёкся. Вы знаете – что это за артефакт? Таки я изложу вкратце.

А пока я буду рассказывать – послушайте песенку "Эйн ли эрец ахерет" ("У меня нет другой страны"). Текст принадлежит главному песеннику Израля Эхуду Манору (неслучайная, мнится мне, аллитерация). Слова песни в Израиле знают все и при публичном исполнении подпевают хором, хотя мелодия не из простых. На видео — автор музыки – Корин Элаль и первая исполнительница неофициального гимна страны — Гали Атари.

Итак, менора – это светильник. В общем случае. Ещё точнее – подсвечник. Ещё точнее – семисвечник, сделанный совершенно определённым образом и возжигаемый в ритуальных целях. Насчёт "определённого образа" Всевышний дал Моисею совершенно чёткие инструкции: "И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его..."

Какой–то чувак испортил протокольный кадр.

Однако, инструкция оказалась для Моисея чересчур сложна, и Создатель, руководствуясь принципом "если хочешь что–то сделать, сделай это сам", слепил ритуальную лампу самолично. Таким образом, когда–то существовала (наверное) богоделанная перво–менора. Высотой примерно полтора метра и весом около 35 килограмм, согласно преданию. Не маловато ли? На фото слева можно лицезреть действующую, так сказать, модель перво–меноры, построенную Институтом Изучения Храма неподалёку от Стены Плача. Вряд ли она (не стена) золотая, хоть и под колпаком. Зато самая правильная.

Есть, правда, и другая "правильная" менора – та, что изображена на гербе Израиля. Любопытно, что образчиком для неё стали не местные артефакты, а вовсе даже барельеф с Арки Тита в Риме. Почему? А потому что, когда Навуходоносорразрушил Храм Соломона (он же – Первый Иерусалимский) в 586 году до н. э., то "изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский" (неопровержимый пруф). Вероятно, тогда и погибла перво–менора.

Но при чём тут Рим и Арка Тита? При том, что на ней изображено историческое событие – вынесение римлянами трофеев из Иерусалима. В начале 2002 года главные раввины Израиля Йона Метцгер и Шломо Амар получили аудиенцию у Иоанна Павла II. Среди прочего раввины интересовались и судьбой меноры, так как по одной из существующих версий, она может находиться в подвалах Ватикана. По утверждению официальных лиц из папской канцелярии, золотая менора давно утеряна. Главный сефардский раввин Шломо Амар прокомментировал эти заверения следующим макаром: "Моё сердце подсказывает мне, что это неправда". Вот ведь жук еврейский! Папа–то уже помер, а осадочек остался...

Герб Израиля прекрасен, я считаю.

Теперь про форму. Существует масса символических смыслов, приписываемых геометрии светильника. Их так много, что устанешь перечислять. Но один упомяну: по хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов–серафимов (которые, кстати, считались завзятыми поджигателями). Центральный ствол семисвечника – стало быть, голова.

Но есть и более прозаическое объяснение. Библейское описание меноры изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки... А в Палестине произрастает некий род шалфея (на иврите – "мориа"), который, ну, очень похож... Случайно ли?

Иногда любители, типа нас с вами, путают менору с ханукией. У последней – девять светящихся элементов (точнее: 8 + 1). Издалека, может, и похоже, хотя строгих инструкций по поводу устройства этого светильника нет. Бывают оне самые разные – вплоть до настенных. Зажигают эту люстру, само собой, на праздник светлойХануки, и символику она имеет совершенно другую – конкретно историческую.

Ханукия (на заднем плане).

Вот как раз фото с ханукией на заднем плане – над синагогой, надо полагать. Тоже Старый Иерусалим. В правой части вы можете видеть подругу дней в полной туристической экипировке, а в левой – молодых арабов, которые стреляют в неё из пистолетов. Игрушечных, конечно. И пульки – пластиковые. Но с чего–то надо начинать.

Теперь немного о том, как менора стала национальным символом (и как следствие – попала на герб). Как ни странно, случилось это довольно поздно – во II веке нашей уже эры. Правда, причина была уважительная – от противного. Надо было что–то противопоставить неугомонным христианам с их крестом. Но почему именно менора? А чтобы народу было понятно.

Во–первых, её геометрия уникальна, что важно. Во–вторых, по символической нагруженности менора уступает лишь Ковчегу Завета. Но Ковчега народ не видел, его обозревал только Первосвященник и лишь раз в году – на Йом Киппур. В–третьих, это единственная храмовая утварь, сделанная из цельного куска золота, да ещё и лично Богом. Внушает...

В аэропорту Бен Гурион.

Мы узрели национальный символ сразу по выходу из аэропорта Бен Гуриона. Вот он на фото – не вполне ортодоксальных форм, но вполне узнаваемый. Солдатик с автоматиком под ним – не охраняет изваяние, а просто путешествует. Их тут часто отпускают на побывку (с оружием). И действительно – через минуту солдатика окружила толпа встречающих родственников.

Что касается лично меня, то менора вызывает (внутре) странные и неприятные ощущения. Есть в ней что–то чужое. Не столько инородное, сколько инопланетное. Возможно, впрочем, что сказывается нелюбовь к насекомым – плоская, шестилапая. Как таракан. То ли дело канделябр! А вы любите тараканов?..

Из Расеи в Моисеи {2}

Журналист: Как вы думаете, почему всё время нехорошо?
Прохожий: Честно?
Журналист: Естественно, дружище.
Прохожий: Евреи виноваты.
Журналист: Но ведь они почти все уехали.
Прохожий: В этом всё и дело. Понял, умник?
© В.Лейкин

И какой же русский не...

Картинка ниже – водка «Каббала (на христианских младенцах)». Как бы официальный продукт компании EZ Protocols. Эта картинка заменяет фото бутылки кошерного коньяка, каковую мы раздавили в тёплой еврейской компании. Фотография не получилась, потому что золочёная надпись " KOSHER" на кольеретке нещадно бликовала под вспышкой. "Кошерный" алкоголь не означает, разумеется, что в нём нет свинины. Это означает, что его делали чистые в специальном смысле руки. Но можно ли считать "чистым" алкоголь, сделанный, скажем, из французских коньячных спиртов французскими же руками? По этому поводу в святой земле идут ожесточённые теологические диспуты. Допустим, руки — не совсем чистые, так что ж теперь — не пить, что ли? Однако, я забежал вперёд...

Водка «Каббала (на христианских младенцах)».

Всё началось с Билла Клинтона, которому не долго осталось (так пророчили СМИ ещё десять лет тому), и он напоследок чудил. В частности, он внезапно заявил, что во всём виноваты русские евреи, а особенно Натан Щаранский. Вы таки знаете – кто такой Натан Щаранский? О, это страшный человек! Один из его многочисленных портфелей – министр внутренних дел Израиля. Но, мнится мне, внешними делами он занимался не меньше. Подозреваю, что отмена визового режима между Россией и Израилем в 2008 году – тоже его рук дело. А Клинтон – чудак на смычную согласную. Занялся бы внуками, что ли. Русские евреи – что может быть важнее для Израиля? Но об этом — отдельно.

Не враз узнаешь старого друга, с которым сидел за одной партой.

А у нас в семье произошла оказия — подруга дней отметила День Туризма. Видели бы вы восторг в её глазах! Оттого восторг, что ея долгий, но не вполне счастливый, роман с этой профессией наконец закончился, и она более не работник туризма, а собственно турист. Дата расставания символично совпала с днём начала Второй Мировой, но война не началась, а наоборот. И я, стало быть, свой отпуск подгадал к этой дате. Однако, "куда ж нам плыть?.."

Хава выполнила обещание — провела нас по Иерусалиму.

Тут–то мы и вспомнили, что в России зимой снег выпадает, а генеральное наступление опять не подготовлено. Не подвернись Клинтон... Как давно я не видел Рому (с которым сидели за одной партой) – подумал я себе. Как давно меня зовёт в обетованку Ника – подумала (наверное) лучшая моя половина. А ведь Хава, навестившая намедни родные пенаты в Царском Селе, обещала лично поводить по Иерусалиму – подумали мы вместе. И визу оформлять не надо – вместе подумали мы – а море, между прочим, вполне себе Средиземное, не считая Красного и Мёртвого.

И тут самое время устроить музыкальный дивертисмент. Специально для вас Максим Леонидов исполняет песенку про «Бабушку Ревекку». Кто не помнит – он таки прожил в Израиле 6 лет, и это не прошло ему даром, как видите. А кто не знает – зачем он там жил? – так я уточню: фамилия его папы была Шапиро (пока папа не поменял местами имя и фамилию). Но Максим — не автор песни, её написал Марк Фрейдкин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: