Понятие консервации документов




Оглавление

Введение

1. Понятие консервации документов

2. Подготовка специалистов

3. Программа ИФЛА по консервации документов

4. Консервационная служба Библиотеки Российской Академии наук

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Проблема сохранения документов существует со времен появления человеческой цивилизации.

С каждым годом неумолимо меняется экология окружающей нас среды. Атмосфера крупных городов насыщена вредными химическими веществами, ускоряющими естественное старение документов. Библиотекари крупнейших стран озабочены нарастающими объемами дефектной литературы. Слабая материально-техническая база библиотек отрицательно сказывается на физическом состоянии документов. Немалую часть фонда библиотек составляют документы конца XIX - начала XX века. Напечатанные на недолговечной, теперь уже кислой и крошащейся бумаге, эти документы разрушаются на глазах хранителей. Сохранение мирового книжного наследия осознается сегодня как одна из основных глобальных проблем.

Именно поэтому в 1999 году в Москве был создан "Центр сохранности и консервации документов" (ЦСКД). В Центре работают профессионалы своего дела: художники - реставраторы переплета и листового материала, ученые химики, биологи, физики. За каждым из них - десятки, сотни, если не тысячи спасенных документов. Многие из этих людей пришли в работать в Центр проработав долгие годы в известных библиотеках, архивах и музеях страны.


Понятие консервации документов

 

История сохранения библиотечных документов имеет такую же древнюю историю, как и человеческая цивилизация. С незапамятных времен люди стремились уберечь, собираемые документальные богатства, от всевозможных неблагоприятных воздействий. Это стремление нашло свое отражение в простейших способах предохранения документов от огня, воды и живых организмов, в сооружении зданий первых библиотек. Библиотечное дело и проблемы, связанные с сохранением документов, зародились практически одновременно на заре развития первых документальных коммуникаций и в течение многих веков развивались в неразрывной связи. Начиная с древних времен вплоть до конца 19 века, в человеческой деятельности связанной с сохранением библиотечных фондов, преобладало практическое знание, основанное на спорадическом наблюдении хранителей за состоянием документов. К началу 20 века прикладные исследования уже не могли обеспечить безопасное хранение документа, в результате чего возникла острая необходимость в разработке научных основ сохранения документов. Вопросы, связанные с физической сохранностью объектов хранения, в том числе и библиотек, объединяются под общим названием - консервация (от лат. сonservatio - сохранение). Одновременно с консервацией возникает новая разновидность профессиональной деятельности человека, получившая название консерватор.

Что касается библиотечного дела, то вопросы сохранности фондов в этот период еще мало занимали исследователей, напротив, эмпирические воззрения на библиотеку как на бережно сохраняемое собрание книг, критиковались. Один из первых библиотековедов, выделивший сохранность книжных фондов как важнейшую проблему библиотечного дела, был Ю.В. Григорьев. Позднее вопросы сохранности в своих исследованиях, главным образом в аспекте общих проблем библиотечной науки, затрагивали такие ученые как В.И. Терешин, Ю.Н. Столяров, В.П. Леонов и др.

В 90-х г. г. в научной библиотековедческой литературе начинает использоваться термин консервация библиотечных фондов или документов. Сохранение библиотечных документов воспринимается библиотековедами как библиотечно-библиографический процесс, представляющий собой одно из направлений библиотековедения, исследующее взаимоотношения между библиотекой и окружающей средой, способные приводить к разрушению библиотечных фондов, зданий, оборудования и создавать тем самым неблагоприятные условия для нормальной работы как библиотекарям, так и читателям. Кроме того, появляется новое направление исследований - "превентивная консервация", под которой подразумевается система мер по комплексной защите библиотечных фондов с целью их предохранения от дальнейшего разрушения, исключающая физическое вмешательство в материальную основу документа.

Значительное влияние на формирование подобных взглядов оказала деятельность Международных организаций, одной из главных целей которых является обеспечение сохранения документальных памятников. Среди них - ЮНЕСКО, МСА, ICOM, ИФЛА и одна из ее ведущих программ РАС (Preservation аnd Conservation). Таким образом, проблемы сохранности и консервации библиотечных фондов выходят на международный уровень, происходит всеобщее осознание их исключительной важности (Леонов В.П., 1995, с.82). Более того, начинается процесс комплексного многоаспектного рассмотрения проблемы сохранности документов. Сохранность библиотечных фондов рассматривается совместно с такими проблемами как безопасность библиотечных зданий, состояние окружающей среды книгохранилищ, разработка новых методов и средств консервации и реставрации документов.

Консервация документов как наука сегодня - общепринятое понятие в кругах специалистов. Но, если теоретическая база библиотековедения как науки в течение последних лет активно разрабатывалась, то консервацию принято воспринимать скорее как службу, обеспечивающую сохранность документов посредством режима хранения, стабилизации и реставрации (ГОСТ 7.48. - 90). Однако некоторые исследователи придерживаются более глубокого понимания консервации. В 1969 г. Ю.П. Нюкша писала, что вопрос консервации культурных и научных ценностей настолько подробно разработан по содержанию и объему, что рассматривается как самостоятельный раздел научных исследований, имеющий свою историю, кадры, библиографию. Более того, как любая наука консервация документов должна иметь все необходимые компоненты научного исследования - основное содержание, объект и предмет, цель, функции, структуру, основные направления, методологию и методику исследования.

С современных позиций консервация документов как одно из направлений библиотековедческих исследований представляет собой науку, исследующую взаимоотношения библиотеки, библиотечных фондов, отдельных документов с окружающей средой с целью обеспечения их сохранности на всех этапах функционирования. Известно, что коммуникативная система "книга-библиотека-читатель" традиционно считается объектом библиотековедения как науки. Она характеризуется относительной самостоятельностью каждой из своих составных частей и каждое из трех звеньев этой системы является объектом исследования самых разнообразных наук, таких как библиографоведение, педагогика, психология, социология, книговедение, информатика. Тесную связь библиотековедения и консервации доказывает наличие общего звена в объекте исследования обеих наук - документов или библиотечных фондов, а также всей библиотеки - как места хранения документов.

По мнению Ю.П. Нюкша (1969) предмет исследования консервации целиком принадлежит к категории естественных наук. На наш взгляд консервация документов как одно из направлений библиотековедческих исследований, имеет предметом своего исследования отношения библиотеки как места хранения библиотечных фондов и документов с окружающей средой.

Основная цель консервации БФ состоит в том, чтобы обеспечить долговременную безопасную защиту документов от неблагоприятных воздействий окружающей среды путем превентивных, стабилизационных и восстановительных мероприятий в целях сохранения библиотечного фонда как основы функционирования библиотеки на всех этапах его формирования и использования. Исходя из понимания консервации как разновидности прикладной человеческой деятельности и как научной дисциплины, разделяются и конкретные цели данных направлений.

Прикладная консервация имеет дело, как правило, с уже поврежденным документом и с помощью практических приемов стремиться к обеспечению его сохранности на максимально длительный срок. Эта область человеческой деятельности имеет глубокие корни и объединяет большое число разнообразных специалистов. Научная консервация более молодая отрасль знания и в своей деятельности также сталкивается с поврежденными документами, однако включает в свои задачи обоснование критериев, обеспечивающих длительное существование документов, создание новой долговечной книги. Проблемы научной консервации объединяют более узкий круг исследователей.

Как любая наука консервация в системе библиотековедческих исследований имеет свои функции. Главная функция консервации - защитная. Библиотечный фонд нуждается в защите на всех этапах формирования и использования. Защита БФ от неблагоприятных воздействий окружающей среды должна обеспечиваться главным образом с помощью профилактических мер - в этом главное достоинство консервации в отличие от других радикальных и жестких методов. Следовательно, вторая важная функция консервации превентивная. Она позволяет обеспечить сохранность документов путем профилактических мероприятий. Если же документ оказывается под влиянием физико-химического, механического или биологического фактора, консервация выполняет стабилизирующую функцию, т.е. функцию защиты документа от повреждения путем обработки, замедляющей его старение и предотвращающей повреждение (ГОСТ 7.48-90, 1990). В случае необходимости жесткого вмешательства в документ в целях улучшения его эксплуатационных свойств, а также формы и внешнего вида документа (ГОСТ 7.48-90, 1990) консервация выполняет восстановительную функцию.

Как любая наука консервация подразделяется на общий и частный разделы. Общая консервация подразделяется на частные разделы к которым относятся консервация архивных документов, консервация музейных экспонатов и консервация библиотечных фондов. В настоящее время в консервации накоплено достаточное количество общетеоретических положений, которые служат фундаментом для этой науки и являются общими для всех частных разделов этой науки.

Каждый из разделов консервации имеет свои индивидуальные особенности. Главное отличие библиотечных фондов от музейных экспонатов и архивных документов состоит в том, что они находятся, как правило, в постоянном обращении. Музейные экспонаты неопределенно долго хранятся в одинаковых условиях, редко перемещаются и не используются в работе. Архивные документы отчасти ближе к библиотечным фондам, но более статичны. В недавнем прошлом они были сравнимы с музейными объектами, так как редко востребовались. В настоящее время с оживлением деятельности архивов и активным использованием их фондов проблемы сохранения архивных фондов приобрели общие черты с проблемами сохранения библиотечных документов.

Консервация подразделяется также на научную и учебную дисциплину. К консервации как научной дисциплине относятся разработка вопросов истории консервации и общетеоретических проблем общей и частной консервации. Структура консервации как учебной дисциплины практически не разработана, т.к. обучение консервации на государственном уровне в России еще только начинает вводиться в систему среднего и высшего образования.

Основные направления консервации в настоящее время довольно подробно разработаны и закреплены Государственными стандартами (ГОСТ 7.48.90 "Консервация документов. Основные термины и определения”; ГОСТ 7.50.90 "Консервация документов. Общие требования”). Большинство авторов, опираясь на государственные стандарты, едины во мнении, что консервация базируется на трех основных понятиях: режим хранения, стабилизация и реставрация.

В силу своей интегральности консервационная наука включает разнообразные методы исследования. Для консервации можно выделить несколько методических групп. В первую очередь это общенаучные и частные методы исследования. Эта классификация методов находится в полном соответствии со структурой консервации как науки. Общая консервация использует общенаучные методы, частные разделы консервации, обладающие индивидуальной специфичностью - частнонаучные методы. К общим методам исследования в консервации традиционно относятся все те методы, которые применяются практически во всех научных дисциплинах. В силу вышеуказанных особенностей консервационной науки спектр частных методов исследования еще более широк. Каждое из трех направлений консервации режим хранения, стабилизация и реставрация имеет свой комплекс частных методов исследования. В последние годы значительное пополнение методической базы консервации происходит за счет смежных наук. Кроме того, некоторые общепринятые методы исследования в консервации приобретают свою индивидуальную специфику. В силу тесного взаимодействия консервации и библиотековедения появляются общие методы, применяемые в своей работе как консерваторами, так и хранителями. Например, мониторинг - или долговременное слежение за состоянием библиотечных фондов и окружающей среды книгохранилищ; методы прогнозирования и моделирования состояния сохранности документов; метод библиотечного наблюдения за сохранностью библиотечных фондов; методы отбора документов для консервации и реставрации с использованием компьютерных баз данных и т.д.

Таким образом, с современных позиций консервация занимает ведущее положение в вопросе сохранности культурных ценностей и представляет собой сложную отрасль знания, тесно связанную с философскими, социальными, общественными, техническими, естественными и точными науками. Преодолев длительный путь развития от эмпирического до научного знания, объединенная с библиотечным делом общей целью обеспечения долговечности документов, консервация выступает одновременно в качестве самостоятельной науки и как одно из направлений библиотековедческих исследований.

Подготовка специалистов

 

Проблема сохранности и консервации документов существует со времен появления человеческой цивилизации. Однако образовательный процесс в нашей стране почему-то обошел стороной подготовку специалистов в этой области. В программах по обучению библиотекарей нет курса консервации документов.

Обеспечение сохранности включает в себя несколько понятий. Одно из них - сохранность в аспекте библиотечной работы. Под этим мы понимаем учет и систематическую проверку фондов, обеспечение сохранности при комплектовании фондов и обслуживание читателей, предотвращение хищений и воспитательную работу с персоналом библиотеки и читателями. Другой аспект сохранности - консервация документов, т.е. сохранность посредством режима хранения, стабилизации реставрации, и изготовлении копии документа.

В России сегодня каждая или почти каждая ведущая организация, которая так или иначе занимается сохранностью и консервацией документов имеет свою программу повышения квалификации специалистов-консерваторов. В РГБ есть учебный отдел с правом выдачи документа государственного образца об окончании курса. На базе этого отдела и НИЦКД библиотекари РГБ и Москвы проходят курс повышения квалификации. В качестве дополнительного курса они получают теоретические знания и практические навыки по консервации документов. Программа для консерваторов разработана на 500 учебных часов, но в рамках курсов ВБК выделено только 80 часов. Даже такой небольшой курс позволяет повысить у хранителей фондов понимание значения консервации и, что особенно важно, осознание значимости условий окружающей среды, хранимых ими фондов. Однако такого повышения квалификации явно недостаточно.

Образовательные программы ведущих гуманитарных университетов мира, которые уже имеют опыт подготовки кадров в области сохранности и консервации, опубликованы. Их можно взять за основу для разработки своих программ, с учетом специфики преподавания в наших вузах. Те вопросы, которые мы только начинаем обсуждать сейчас, наши коллеги в США успешно завершили образовательными программами в 1976 г., которые, следовательно, апробированы временем и вполне доступны для ознакомления.

Программа для специалистов по консервации Колумбийского Университета, например, состояла из четырёх семестров учебных занятий, двух периодов работы по специальности во время летнего семестра и курса из двух семестров в течение третьего и последнего года обучения. При успешном окончании выпускник получал степень дипломированного научного работника (библиотечной службы) в Колумбийском Университете, а также удостоверение специалиста по библиотечной и архивной консервации, которое выдавалось совместно Школой библиотечного обслуживания при Колумбийском университете и Центром консервации при Нью-Йоркском университете.

консервация документ библиотека фонд

Программа Университета Канберры в Австралии начала свое существование в 1978 г. Первые выпускники получали диплом Ассоциации и степень магистра, затем появились диплом бакалавра (например, бакалавр прикладной науки консервации культурных ценностей) и степень доктора философии.

Учитывая опыт наших зарубежных коллег, по-видимому, следует готовить специалистов по консервации и администраторов в сфере консервации, а также научных сотрудников. Специализации могли бы выглядеть так:

администраторы в области консервации (для управления процессами сохранности, в том числе для проведения в жизнь широких программ управления);

специалисты-консерваторы, специализированная подготовка и опыт которых позволяли бы им выносить суждения о потребностях консервации, методах обработки и материалах, а также проводить виды индивидуальной обработки при консервации;

техники-консерваторы с большими навыками практической консервации, которые смогут проводить обработку под руководством специалиста по консервации;

научные работники в сфере консервации, которые смогут проводить исследования по проблемам сохранности, оказывать аналитические услуги, консультировать специалистов по консервации и преподавать на курсах по подготовке специалистов.

На наш взгляд, следует разрабатывать две взаимозависимые программы: одну для специалистов по консервации, а другую для администраторов в области консервации, а может быть, и сохранности в целом. Специальность консерватора требует обязательной подготовки в области химии. Программа подготовки должна предполагать развитие у студентов понимания проблем, которые приводят к появлению программ библиотечной сохранности. Студентов следует ввести в понимание управлением процессами сохранности для библиотек. Необходимо раскрыть понимание основных технологий сохранности, планирования процессов сохранности и взаимозависимости библиотекарей и специалистов по консервации. Такие курсы за рубежом обычно организованы при университетах. Это позволяет одновременно давать студентам знания по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Следует иметь в виду, что нет необходимости организовывать большой прием студентов на такие курсы. Из опыта зарубежных коллег стало очевидным, что нет потребности в больших наборах студентов.

У зарубежных коллег можно взять за основу программы, уже апробированные временем, трансформировав их соответственно российским условиям. Это значительно облегчит работу. Университет Канберры, например, опубликовал свою программу, расписанную по часам и предметам.

Пол Бэнкс, американский специалист по консервации, автор одной из зарубежных образовательных программ в области подготовки специалистов по сохранности и консервации библиотечных документов сказал: "Вследствие того, что почти за каждым аспектом консервации следует комплекс технических проблем, ни одна из этих достойных задач не может быть эффективно решена без наличия тщательно подготовленных специалистов. Это всё равно, что пытаться вылечить человека без врачей". И с этим трудно не согласиться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: