Занятие Осмотр электроприводов и контроль за их работой




Тема 1.4. Эксплуатация электрических сетей, пускорегулирующей аппаратуры, аппаратуры управления, защиты и контроля

Занятие Осмотр электроприводов и контроль за их работой

 

Осмотры электроприводов, находящихся в эксплуатации, производят тем чаще, чем тяжелее условия, в которых работают электроприводы. К тяжелым условиям работы электроприводов следует отнести такие факторы, как, например, большая длительность разгона электродвигателя, частые пуски, высокая температура окружающей среды. Конструкция электродвигателей также может влиять на требуемую периодичность их осмотров. Наконец, при установлении периодичности осмотров приходится учитывать и техническое состояние электродвигателей, например степень их изношенности.

В связи с этим периодичность осмотров электроприводовустанавливается в местных инструкциях, при составлении которых учитываются отмеченные выше факторы. В этих же инструкциях определяется и содержание осмотров. Важным элементом инструкции является требование о поддержании электродвигателя в чистоте. Это обусловливается тем, что загрязненный электродвигатель нагревается во время работы значительно сильней, чем чистый.

Дежурный электромонтер, осматривая во время обходов электроприводы, проверяет температуру нагрева двигателей, следит за тем, чтобы они содержались в чистоте и вблизи них не находилось бы ненужных предметов, в особенности опасных в пожарном отношении; наблюдает, чтобы пуск и остановка электродвигателей производились производственным персоналом по инструкции, чтобы электродвигатели не работали вхолостую; контролирует напряжение электросети, которое должно находиться в пределах 95—110% от номинального; проверяет в подшипниках, реостатах и пусковой аппаратуре уровень масла; обращает внимание на исправность ограждений, препятствующих случайным прикосновениям к вращающимся частям электропривода.

Из работ, которые дежурному электромонтеру приходится выполнять во время осмотров, можно отметить:

− устранение мелких неисправностей (например, замену перегоревших предохранителей,

− регулировку нажима щеток),

− наружную очистку электродвигателей.

 

Контроль за температурой электродвигателя является очень существенным элементом его эксплуатации, так как наиболее частые повреждения электродвигателей вызываются их перегревом. Систематический перегрев электродвигателя сокращает срок его службы и служит причиной аварийного выхода электродвигателя из строя.

Допускаемый нагрев обмоток электродвигателя зависит от того, к какому классу относится изоляция его обмоток. Классифицируют электроизоляционные материалы в отношении их теплостойкости на ряд классов. Наиболее распространенными являются электроизоляционные материалы классов А и В.

Превышения температуры (перегревы), которые допускаются для стальных частей контактных колец и коллекторов 65—70°, для подшипников скольжения 45°, а для подшипников качения 60°. Приведенные значения отвечают тем величинам температуры, которые получаются при измерениях, произведенных ртутным термометром. Так как термометрами обеспечивают электродвигатели мощностью 100 квт и выше, температуру электродвигателей меньшей мощности определяют с помощью переносного термометра. Термометр в этом случае прикладывают сразу же после остановки электродвигателя к той его части, температура которой измеряется. Конец термометра при измерениях обертывается оловянной фольгой. Фольгу -закрывают слоем ваты, который уменьшает отдачу тепла в окружающую среду.

Применяемый на практике способ определения температуры электродвигателей прикосновением руки к нагретому элементу (на ощупь) дает лишь приблизительное представление о нагреве обмоток. Этим способом пользуются в тех случаях, когда достаточно получить ориентировочное представление о степени нагрева какого-либо элемента. Если рука выдерживает температуру нагрева (не выше 60°), то можно считать, что электродвигатель не перегревается.

Основной причиной, вызывающей нагрев электродвигателей, является его нагрузка, поэтому при работе электродвигателей следят за показаниями амперметров, устанавливаемых в цепи статора. Амперметры устанавливают в цепях электродвигателей мощностью 40 квт и выше, а также в тех случаях, когда по показаниям амперметров регулируют технологический процесс. На шкале амперметра отмечена красной чертой величина тока (превышает на 5% номинальный), который допускается для электродвигателя без его перегрузки. Если - установлено, что электродвигатель перегревается выше допустимого предела, то с помощью вентиляции понижают температуру помещения, а если это невозможно — снижают нагрузку электродвигателя.

На работу электродвигателей существенно влияет величина напряжения питающей сети. Повышение напряжения сети приводит к увеличению намагничивающего тока и потерь энергии в стали электродвигателя. При понижении напряжения сети уменьшается момент вращения, развиваемый электродвигателем, в связи с чем понижается и его производительность. Учитывая это обстоятельство, при эксплуатации электродвигателей контролируют величину напряжения питающей сети.

Ухудшение изоляции обмоток при эксплуатации электродвигателя со временем может привести к коротким замыканиям между обмотками а также к замыканиям обмоток на корпус электродвигателей. Для предотвращения указанных явлений и связанных с ними выходов электродвигателей из строя периодически производят проверочные измерения сопротивления изоляции обмоток. Сроки таких проверок зависят от местных условий (влажности окружающей среды, запыленности помещения и т. п.), в которых находится электродвигатель, а также от его технического состояния. Эти сроки устанавливает главный энергетик предприятия. Кроме периодических проверок изоляции обмоток электродвигателей, производятся внеочередные проверки после продолжительных перерывов в работе электродвигателей, после попадания на них воды и в других случаях, при которых возникает опасение в ухудшении состояния изоляции обмоток.

Перед тем как приступить к измерениям сопротивления изоляции обмоток, электродвигатель отключают от питающей сети. Измеряют сопротивление изоляции обмоток электродвигателей мегомметрами. Величина сопротивления изоляции обмоток и величина не нормируются. Величина электродвигателей, находящихся в эксплуатации, определяется при их номинальном напряжении 2 кв и выше, а также у электродвигателей мощностью более 1000 кВт.

При оценке состояния изоляции обмоток электродвигателя целесообразно сопоставить полученные данные измерений с данными предыдущих измерений. Слишком большое расхождение в результатах произведенных измерений должно послужить основанием для подробного выяснения причин этого. В том случае, когда проверочное измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателей покажет-неудовлетворительные результаты, возникает надобность в сушке электродвигателя.

 

В процессе эксплуатации электроприводов могут возникать явления, при которых электродвигатель необходимо немедленно (аварийной) отключить от сети. В местных инструкциях, утверждаемых главным инженером предприятия, перечислены случаи, когда это необходимо делать, а также дан порядок устранения аварийного состояния.

В перечень случаев, требующих аварийного отключения электродвигателей, входят:

а) появление дыма или огня из электродвигателя или его аппаратуры;

б) несчастный случай с человеком, требующий остановки электродвигателя;

в) вибрация, угрожающая целости электродвигателя;

г) поломка приводного механизма;

д) нагрев подшипников сверх допустимого;

е) снижение оборотов электродвигателя, сопровождаемое быстрым его нагревом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: