8. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.
9. Шиленок Т.А., Каменская Т.В. Организация экологической среды в ДОУ как педагогическое условие развития экологической культуры детей // Экология и образование. - 2001. - № 1–2.
Практическое занятие 4
Тема: Словесные методы в экологическом образовании дошкольников
Цель: освоить методику использования словесных методов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Содержание:
1. Виды словесных методов и особенности их применения в образовательном процессе ДОУ.
2. Методика использования рассказа и беседы в экологическом образовании дошкольников.
3. Методика использования художественной литературы природоведческого содержания.
4. Методика работы с экологической сказкой.
Задания:
1. Анализ конспекта беседы по экологии (выполняется на занятии).
2. Подобрать (придумать) экологическую сказку для дошкольников и показать методику работы со сказкой.
3. Сделать библиографическую подборку детской литературы природоведческого содержания, учитывая возрастные особенности детей.
Методические рекомендации:
На основе изучения литературы выяснить роль словесных методов в экологическом образовании дошкольников, познакомиться с разными видами словесных методов. Далее познакомиться с методикой использования словесных методов (рассказ, беседа, работа с книгой, экологическая сказка). Выяснить специфику использования словесных методов в разных возрастных группах детского сада.
Литература:
1. Зурабова К. Рассказы М.М. Пришвина, по которым можно провести занятия //Дошкольное воспитание. – 2003. - №8.
2. Луцив И. Дети сочиняют и ставят сказки//Дошкольное воспитание. 2004. - №10.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2007.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2005.
5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.
6. Усатова Е. Экологическая сказка «Волшебная поляна»//Дошкольное воспитание. – 2003. - №7.
7. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М., 2005.
Практическое занятие 5
Тема: Наглядные методы в экологическом образовании дошкольников
Цель: освоить методику использования наглядных методов для экологического образования детей дошкольного возраста.
Содержание:
1. Значение, виды и особенности наглядных методов в экологическом образовании дошкольников.
2. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах с учетом экологического подхода к отбору их содержания.
3. Наглядно-иллюстративный материал природоведческого содержания, требования к его оформлению, подбору и применению в детском саду.
4. Методика использования наглядно-иллюстративного материала в экологическом образовании детей разных возрастных групп.
5. Использование ИКТ в экологическом образовании детей разных возрастных групп.
Задания:
1. Анализ конспекта наблюдения (выполняется на занятии).
2. На примере одного из видов наглядно-иллюстративного материала (изобразительное наглядное пособие; натуральное наглядное пособие; экранное пособие) продемонстрировать (или описать) методику его использования в экологическом образовании дошкольников.
Методические рекомендации:
На основе изучения литературы выяснить роль наглядных методов в экологическом образовании дошкольников; познакомиться с разными видами наглядных методов и различными видами наглядных пособий. Далее познакомиться с методикой использования наглядных методов в разных возрастных группах.
На основе изучения литературы выяснить роль наблюдения в экологическом образовании дошкольников. Далее познакомиться с методикой наблюдения в разных возрастных группах.
Литература:
1. Грачева Л. Короткова Л. Чудо-пособие // Дошкольное воспитание.- 2003. -№ 9.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2003.
3. Иозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2007.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002.
7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2005.
8. Рыжова Н.А. Наш дом - природа»: Об экологических пособиях для детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994.
9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.,2011.
Практическое занятие 6