ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
. Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
. Механизм государства - есть система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.*
. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.
. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.
. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.
. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.
. В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.*
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм (аппарат) государства в трактовке В.Н. Хропанюка - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Иными словами, государственный аппарат - это совокупная связь органов государства, призванных реализовывать функции государства.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма выражаются в следующем:
во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.
Сенат – один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В законодательной области полномочия сената заключались в утверждении законов. В финансовой области сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеэкономической области он вел переговоры с другими переговорами или наблюдал за ведением таких переговоров.
Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов).
Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе управление армией. Властные полномочия магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения – эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительской и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства, придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется политический аппарат, разведывательные и другие государственные органы.
В ХYП-ХYШ веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата.
Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако, во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов:
1. принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
2.принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной).
3 принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата.
4. высокий профессионализм и компетентность государственных органов.
5. принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой.
6. принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов.
7. в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации.
.
* Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.:Юрайт,1998. С.17.
* Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. С.114.