Цель: освоить методику проведения экологических занятий, экологических экскурсий и целевых прогулок в детском саду.
Содержание:
1. Особенности экологических занятий по ФГОС ДО.
2. Технология организации экологических экскурсий в разных возрастных группах.
3. Технология организации целевых прогулок в разных возрастных группах.
Задания:
1. Разработать конспект НОД по экологии на основе интегрированного подхода для одной из возрастных групп (на выбор). Конспект оформить по схеме:
Тема
Возрастная группа
Форма НОД: занятие.
Форма организации взаимодействия (например, групповая, межгрупповая, индивидуальная, парная, внутригрупповая)
Интеграция образовательных областей (по ФГОС ДО)
Цель
Задачи
Оборудование и материалы
Виды детской деятельности на занятии (например, экспериментирование, изобразительная деятельность и т.п.)
Место проведения (групповое помещение, Зимний сад или уголок природы детского сада)
Описание хода занятия.
2. Разработать конспект целевой прогулки или экологической экскурсии в одной из возрастных групп детского сада.
Методические рекомендации:
На основе изучения литературы обосновать роль занятий по экологии и их место в системе экологического образования дошкольников в детском саду. Далее следует выявить отличительные особенности НОД по экологии с учетом требований ФГОС ДО.
На основе изучения литературы выяснить значение экскурсий и прогулок в экологическом образовании дошкольников, определить специфику использования методов при проведении экологических экскурсий и целевых прогулок. Важно определить отличия между экскурсиями и целевыми прогулками. Далее необходимо познакомиться с методикой проведения экскурсий и прогулок в разных возрастных группах.
Литература:
1. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М., 1985.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2007.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2005.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2006.
6. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – М., 2008.
7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2011.
Практическое занятие 2
Тема: Планирование работы по экологическому образованию в ДОУ
Цель: освоить методику планирования образовательно-воспитательной работы по экологическому образованию в ДОО.
Содержание:
1. Принципы планирования образовательно-воспитательной работы в детском саду.
2. Типы планов и особенности планирования работы по экологическому образованию дошкольников в детском саду.
Задания:
На основе анализа программы (любая программа экологического образования – на выбор) разработать перспективный план для одной из возрастных групп. План оформить по схеме:
Название и автор программы экологического образования.
Перспективное планирование работы по экологическому образованию детей …(указать возрастную группу)
№ | Время проведения | Тема | Форма проведения | Содержание |
Методические рекомендации:
На основе изучения литературы выяснить основные принципы планирования образовательно-воспитательной работы в детском саду и определить разные типы планов. Далее необходимо познакомиться с методикой построения разных типов планов работы по экологическому образованию дошкольников. Практическое задание необходимо выполнить на основе содержания одной из программ экологического образования дошкольников.
Литература:
1. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб., 2003.
2. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М., 2004.
3. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду/Под ред. З.А. Михайловой. – СПб., 1997.
4. Программы экологического образования дошкольников.
Вопросы к экзамену (7 семестр)
1. Экологическое образование как направление современной дошкольной педагогики. Цель и задачи экологического образования дошкольников.
2. Развитие идей экологического образования дошкольников в истории зарубежной педагогики.
3. Развитие идей экологического образования дошкольников в истории отечественной педагогики.
4. Компоненты содержания экологического образования дошкольников и принципы его формирования.
5. Теоретические основы отбора знаний о природе для детей дошкольного возраста.
6. Условия формирования системы природоведческих и экологических знаний у дошкольников.
7. Развитие системы природоведческих и экологических представлений в разных возрастных группах (на примере одной из программ экологического образования дошкольников).
8. Понятие эколого-развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Элементы среды и их функциональная роль.
9. Экологический подход и санитарно-эпидемиологические требования к оформлению территории и содержанию животных и растений в помещении детского сада.
10. Методика работы в уголке живой природы в разных возрастных группах.
11. Методика организации экологической тропы в детском саду. Особенности работы на экологической тропе в разных возрастных группах детского сада.
12. Система методов и форм экологического образования дошкольников.
13. Технология наблюдения в экологическом образовании дошкольников.
14. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах с учетом экологического подхода к отбору их содержания.
15. Технология моделирования в экологическом образовании дошкольников.
16. Методика использования моделей в экологическом образовании дошкольников разных возрастных групп.
17. Технология экспериментирования в экологическом образовании дошкольников.
18. Методика проведения элементарных опытов экологического содержания в разных возрастных группах детского сада.
19. Технология проектирования в экологическом образовании дошкольников.
20. Методика использования рассказа и беседы в экологическом образовании дошкольников.
21. Методика использования художественной литературы природоведческого содержания в экологическом образовании дошкольников.
22. Методика работы с экологической сказкой.
23. Методика использования наглядно-иллюстративного материала в экологическом образовании детей разных возрастных групп.
24. Игра в экологическом образовании детей дошкольного возраста: роль, виды, специфика игр экологической направленности.
25. Содержание и методика использования игр в экологическом образовании детей младшего и среднего дошкольного возраста.
26. Содержание и методика использования игр в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
27. Занятие как основная форма организации НОД в ДОО: роль, виды, специфика проведения экологических занятий в разных возрастных группах.
28. Особенности проектирования и методика проведения экологических занятий в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
29. Экскурсия как форма экологического образования дошкольников. Методика проведения экологических экскурсий в разных возрастных группах.
30. Прогулка как форма экологического образования дошкольников. Методика проведения целевых прогулок в разных возрастных группах.
31. Типология программ экологического образования дошкольников. Характеристика одной из программ (на выбор).
32. Концепция экологического образования дошкольников (по С.Н. Николаевой).
33. Планирование работы по экологическому образованию в детском саду. Методика составления разных видов планов.
34. Направления и формы работы с родителями по экологическому образованию дошкольников.
35. Познавательно-развлекательные мероприятия экологического содержания в детском саду (развлечения, праздники, акции и др.) и методика их проведения.
36. Труд детей в природе как средство экологического образования дошкольников.
37. Система работы по экологическому образованию в ДОО.
38. Содержание и методы управления качеством экологического образования в ДОО.
39. Методика экологической паспортизации ДОО.
40. Экологическая культура как результат экологического образования. Методы и методики диагностики экологической культуры в дошкольном возрасте.