Задания выполняются в тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом) необходимо четко указать номер задания.
Задание 1.
Ведущим мотивом в русском героическом эпосе является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и определите, кто из героев с кем сражается в данном месте. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
1. Иван, крестьянский сын со Змеем. а) у реки Смородина
2. Илья Муромец с Соловьем - разбойником б) у Пучай реки
3. Добрыня Никитич со Змеем в) на Калиновом мосту
Количество баллов — 3.
Задание 2
Определите писателя по фрагменту критической характеристики. При записи ответа не забывайте указывать букву, которой обозначен вопрос (А, Б, В).
А) | В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских, не передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах… (По В. Белинсокму) |
Б) | Как известно, он сам называл себя "поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских". И, однако, в его балладах так же, как и в лирике, мы видим не просто переводчика, а "соперника" великих западноевропейских поэтов. (По И. Семенко) |
В) | Показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает, и ни те, ни другие не понимают, для чего они гнетут, лгут и обманывают, и никто не хочет даже подумать, почему они этого не понимают. Жена-хозяйка вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие-- безличные местоимения… (по В. Ключевскому) |
Г) | В "царство молчания", в неподвижную среду догматического мировоззрения, воплощенной традиции, окаменелого прошлого, огненной молнией врезалась свободная речь. В безмолвной среде раздалась живая речь - и все испуганно оглянулись. Самый факт, что кто-то заговорил, что кто-то осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, - самый факт уже предосудителен, и он предрешает содержание речи. Ясно, что она будет протестующей, критической; ясно, что это будет вызов крепостному строю жизни, тем людям, которые отторгают детей от матерей и отцов. Ведь если удовлетворяться этим строем, если чувствовать себя хорошо, то нет нужды говорить: тогда - мы уже видели - лучше молчать… (По Ю. Айхенвальду) |
Количество баллов – 4.
|
Задание 3
В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны 1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
|
1) «Певец во стане русских воинов» | а) А.С. Пушкин |
2) «Бородинское поле» | б) М.Ю. Лермонтов |
3) «Бородино» | в) В.А.. Жуковский |
4) «Воспоминания в Царском Селе» | г) Д. Давыдов |
5) «Война и мир» | д) Л. Толстой |
Количество баллов — 5.
Задание 4
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1б — ВАРИАНТ IV).
А | б | в | |
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». | А. С. Пушкин | 1в | |
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу» небо слилося с землею». | 2б | «Метель» | |
«Прощай, отец... дай руку мне: Ты чувствуешь, моя в огне... Знай, этот пламень с юных дней, Таяся, жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожег свою тюрьму И возвратится вновь к тому, Кто всем законной чередой Дает страданье и покой...». | М. Ю. Лермонтов | 3г | |
«Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В самом деле, едва только поднялась метель и ветер стал резать прямо в глаза, как Чуб уже изъявил раскаяние и, нахлобучивая глубже на голову капелюхи, угощал побранками себя, черта и кума. Впрочем, эта досада была притворная. Чуб очень рад был поднявшейся метели. До дьяка еще оставалось в восемь раз больше того расстояния, которое они прошли. Путешественники поворотили назад. Ветер дул в затылок; но сквозь метущий снег ничего не было видно…» | 4б | «Вечера на хуторе близ Диканьки» | |
5а | Н. Гоголь | «Ревизор» |
|
1в) ВАРИАНТ I: «Дубровский» ВАРИАНТ II: «Метель» ВАРИАНТ III: «Выстрел» ВАРИАНТ IV: «Капитанская дочка» | 2б) ВАРИАНТ I: Н. Гоголь ВАРИАНТ II: А. Пушкин ВАРИАНТ III: Н. Карамзин ВАРИАНТ IV: А. Радищев | |
3г) ВАРИАНТ I: «Смерть поэта» ВАРИАНТ II: «Бородино» ВАРИАНТ III: «Герой нашего времени» ВАРИАНТ IV: Мцыри | 4б) ВАРИАНТ I: А. Крылов ВАРИАНТ II: А. Пушкин ВАРИАНТ III: Н. Гоголь ВАРИАНТ IV: А. Чехов | |
5а) Вариант I: У сильного всегда бессильный виноват. Вариант II: Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Вариант III: – Откуда дровишки? – Из леса, вестимо! Вариант IV: Подписано, так с плеч долой. |
Количество баллов — 10.
Задание 5
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Былина – это древнее сказание о реальных исторических событиях
б) Для басни характерна аллегория.
в) Характерным художественным приемом былины является антитеза.
г) Элегией называют любое лирическое стихотворение о любви.
д) Трехсложные размеры называют так, потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.
е) Трагедия – это вид драматического искусства.
ж) Комедия – это вид драматического искусства.
з) Завязка, кульминация, развязка – это элементы сюжета.
Количество баллов — 8.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Задание 6
Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»?
.
ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах. Зыбь облаков и мелка и нежна. Возле луны голубая она. В холоде голых, прозрачных аллей Пробует цокать, трещит соловей. В доме, уж темном, в раскрытом окне, Девочка косы плетет при луне. Сладок и нов ей весенний рассказ, Миру рассказанный тысячу раз. 2.Х.1916 |
Количество баллов — 20.
Литература
Класс
Критерии проверки
Общее время выполнения работы — 240 минут.
Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 30 могут быть получены за задания 1–5 (3+4+5+10+8), 20 — за задание 6, предполагающее элементы анализа.
Ниже приводятся полные формулировки задания олимпиады в таком же виде, в каком они были предложены учащимся.
Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются.
Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе.
Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.
__________________
Ответы и условия оценивания
Задания выполняются в тетрадях, в любом порядке. Переписывать условия не нужно. Перед решением (ответом) необходимо четко указать номер задания.
Задание 1.
Ведущим мотивом в русском героическом эпосе является мотив поединка, вспомните содержание русских былин и сказок и определите, кто из героев с кем сражается в данном месте. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
1. Иван, крестьянский сын со Змеем. а) у реки Смородина
2. Илья Муромец с Соловьем - разбойником б) у Пучай реки
3. Добрыня Никитич со Змеем в) на Калиновом мосту
Количество баллов — 3.
Ответ: 1в, 2а, 3б. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание 2
Определите писателя по фрагменту критической характеристики. При записи ответа не забывайте указывать букву, которой обозначен вопрос (А, Б, В).
А) | В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущеюся неповоротливостию, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостию, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостию; с его природною верностию взгляда на предметы и способностию коротко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских, не передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах… (По В. Белинсокму) |
Б) | Как известно, он сам называл себя "поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских". И, однако, в его балладах так же, как и в лирике, мы видим не просто переводчика, а "соперника" великих западноевропейских поэтов. (По И. Семенко) |
В) | Показана зрителю зажиточная дворянская семья екатерининского времени в невообразимо хаотическом состоянии. Все понятия здесь опрокинуты вверх дном и исковерканы; все чувства выворочены наизнанку; не осталось ни одного разумного и добросовестного отношения; во всем гнет и произвол, ложь и обман и круговое, поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает, и ни те, ни другие не понимают, для чего они гнетут, лгут и обманывают, и никто не хочет даже подумать, почему они этого не понимают. Жена-хозяйка вопреки закону и природе гнетет мужа, не будучи умнее его, и ворочает всем, т. е. все переворачивает вверх дном, будучи гораздо его нахальнее. Она одна в доме лицо, все прочие-- безличные местоимения… (по В. Ключевскому) |
Г) | В "царство молчания", в неподвижную среду догматического мировоззрения, воплощенной традиции, окаменелого прошлого, огненной молнией врезалась свободная речь. В безмолвной среде раздалась живая речь - и все испуганно оглянулись. Самый факт, что кто-то заговорил, что кто-то осмелился гласно объявить пять-шесть мыслей здравых, - самый факт уже предосудителен, и он предрешает содержание речи. Ясно, что она будет протестующей, критической; ясно, что это будет вызов крепостному строю жизни, тем людям, которые отторгают детей от матерей и отцов. Ведь если удовлетворяться этим строем, если чувствовать себя хорошо, то нет нужды говорить: тогда - мы уже видели - лучше молчать… (По Ю. Айхенвальду) |
Количество баллов – 4.
Ответы: А) И.А. Крылов; Б) В.А. Жуковский; В) Д.И. Фонвизин; Г) А. Грибоедов. Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Задание 3
В творчестве писателей XIX века нашла свое отражение тема войны 1812 года. Соотнесите автора и название стихотворения. В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.
1) «Певец во стане русских воинов» | а) А.С. Пушкин |
2) «Бородинское поле» | б) М.Ю. Лермонтов |
3) «Бородино» | в) В.А.. Жуковский |
4) «Воспоминания в Царском Селе» | г) Д. Давыдов |
5) «Война и мир» | д) Л. Толстой |
Количество баллов — 5.
Ответ: 1в, 2г, 3б, 4а, 5д
Задание 4
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1б — ВАРИАНТ IV).
А | б | в | |
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». | А. С. Пушкин | 1в | |
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу» небо слилося с землею». | 2б | «Метель» | |
«Прощай, отец... дай руку мне: Ты чувствуешь, моя в огне... Знай, этот пламень с юных дней, Таяся, жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожег свою тюрьму И возвратится вновь к тому, Кто всем законной чередой Дает страданье и покой...». | М. Ю. Лермонтов | 3г | |
«Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В самом деле, едва только поднялась метель и ветер стал резать прямо в глаза, как Чуб уже изъявил раскаяние и, нахлобучивая глубже на голову капелюхи, угощал побранками себя, черта и кума. Впрочем, эта досада была притворная. Чуб очень рад был поднявшейся метели. До дьяка еще оставалось в восемь раз больше того расстояния, которое они прошли. Путешественники поворотили назад. Ветер дул в затылок; но сквозь метущий снег ничего не было видно…» | 4б | «Вечера на хуторе близ Диканьки» | |
5а | Н. Гоголь | «Ревизор» |
1в) ВАРИАНТ I: «Дубровский» ВАРИАНТ II: «Метель» ВАРИАНТ III: «Выстрел» ВАРИАНТ IV: «Капитанская дочка» | 2б) ВАРИАНТ I: Н. Гоголь ВАРИАНТ II: А. Пушкин ВАРИАНТ III: Н. Карамзин ВАРИАНТ IV: А. Радищев | |
3г) ВАРИАНТ I: «Смерть поэта» ВАРИАНТ II: «Бородино» ВАРИАНТ III: «Герой нашего времени» ВАРИАНТ IV: Мцыри | 4б) ВАРИАНТ I: А. Крылов ВАРИАНТ II: А. Пушкин ВАРИАНТ III: Н. Гоголь ВАРИАНТ IV: А. Чехов | |
5а) Вариант I: У сильного всегда бессильный виноват. Вариант II: Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Вариант III: – Откуда дровишки? – Из леса, вестимо! Вариант IV: Подписано, так с плеч долой. |
Количество баллов — 10.
Ответы:
1в) Вариант IV
2б) Вариант II
3г) Вариант IV
4б) Вариант III
5а) Вариант II
Ставится 2 балла за каждый верный ответ.
Задание 5
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Былина – это древнее сказание о реальных исторических событиях
б) Для басни характерна аллегория.
в) Характерным художественным приемом былины является антитеза.
г) Элегией называют любое лирическое стихотворение о любви.
д) Трехсложные размеры называют так, потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.
е) Трагедия – это вид драматического искусства.
ж) Комедия – это вид драматического искусства.
з) Завязка, кульминация, развязка – это элементы сюжета.
Количество баллов — 8.
Ответы:
Ставится по 1 баллу за каждый правильный ответ.
|
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Задание 6
Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей». Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»?
.
ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ Тает, сияет луна в облаках. Яблони в белых кудрявых цветах. Зыбь облаков и мелка и нежна. Возле луны голубая она. В холоде голых, прозрачных аллей Пробует цокать, трещит соловей. В доме, уж темном, в раскрытом окне, Девочка косы плетет при луне. Сладок и нов ей весенний рассказ, Миру рассказанный тысячу раз. 2.Х.1916 |
Количество баллов — 20.
Модель ответа на задание № 6.
Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
– Обнаружить понимание проблематики стихотворения, в котором автор размышляет о юности.
– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Для юного человека весь мир нов и молод. Пробуждение души и чувства в юном человеке обновляет и весь мир вокруг него.
– Отметить характерные поэтические средства стихотворения. В стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и юного. Голый сад, слово «холод» навевают мысль о старости, вечности. Лунная ночь, цветущие яблони, соловей – стандартные поэтические образы. Но старый мир обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна, молодая птица (которая только «пробует» петь) и, конечно, девочка в открытом окне.
Бунин словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.
Литература
Класс