Задание 1.
Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).
Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.
а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.
б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.
Количество баллов — 3.
Задание 2.
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.
1. | Мне мила моя греза Фантаста. Жду я с белой Девою встречи. Ах, зачем, ах, зачем я так часто Перехожу за черту человеческой речи? Как скучает крендель над булочной, Как квартального смех раскатист! Пересыпается солнце в пыли переулочной… Спою-ка чертенятам акафист… А. Измайлов | 4. | Вы — чудак: насочиняли ямбы, Только вот — печатали не впрок. Были б живы, показал я вам бы, Как из строчки сделать десять строк… А. Архангельский |
2. | Ах! Я знаю любви настоящей разгадку, Знаю силу тоски, — «Я на правую руку надела перчатку С левой руки!..» Я пленилась вчера королем сероглазым И вошла в кабинет. Мне казалось, по острым, изысканным фразам, Что любимый — эстет… Дон Аминадо | 5. | На даче ночь. В трюмо Сквозь дождь играют Брамса. Я весь навзрыд промок. Сожмусь в комок. Не сдамся. На даче дождь. Разбой Стихий, свистков и выжиг. Эпоха, я тобой, как прачкой, буду выжат… А. Архангельский |
3. | У истоков сумрачного Конго Возле озера Виктория-Нианца Под удары жреческого гонга Он свершал магические танцы. Бормотанье, завыванье, пенье, Утомясь, переходило в стоны… А.М.Ф. | 6. | Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли. Мысль витает в пространствах, но не может осесть. Ананасы в шампанском окончательно скисли, И в таком состояньи их немыслимо есть… MIXTIX |
Количество баллов — 3.
|
Задание 3.
В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).
Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.
а | б | в | г | |
И.А. Бунин | «Легкое дыханье» | Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова. | Оля Мещерская | |
И.С. Тургенев | «Первая любовь» | Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка… | Анна Сергеевна Одинцова | |
М.Е. Салтыков-Щедрин | «История одного города» | Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. | Фердыщенко | |
А.И. Куприн | «Ася» | Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. | Гагин | |
5. | А.П. Чехов | «Студент» | Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. | Буркин |
Количество баллов — 5.
|
Задание 4.
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
|
а | б | в | г | |
Саша Черный | «Сатиры и лирика» | 1в | Когда поэт, описывая даму, Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет», Здесь «я» не понимай, конечно, прямо — Что, мол, под дамою скрывается поэт. Я истину тебе по-дружески открою: Поэт — мужчина. Даже с бородою. | |
2а | «Поверх барьеров» | «Центрифуга» | Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу. | |
А. Ахматова | 3б | Акмеизм | Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит... Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. | |
К. Бальмонт | «Ранняя пора» | Старший символизм | 4г |
а) ВАРИАНТ I: С. Есенин
ВАРИАНТ II: В. Маяковский
ВАРИАНТ III: О. Мандельштам
ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак
б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»
ВАРИАНТ II: «Камень»
ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»
ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»
в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм
ВАРИАНТ II: «сатириконцы»
ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия
ВАРИАНТ IV: вне групп
г) | ВАРИАНТ I: На северной форелевой реке Живете вы в березовом коттэдже. Как Богомать великого Корреджи, Вы благостны. В сребристом парике Стряхает пыль с рельефов гобелена Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена, Со страусовым веером в руке. | ВАРИАНТ II: Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. |
ВАРИАНТ III: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. | ВАРИАНТ IV: Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? |
Количество баллов — 8.
Задание 5.
Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.
б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.
в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.
г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.
д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.
е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип» — шестистопный ямб без пиррихиев.
ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.
з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.
и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.
к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.
л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.
Количество баллов — 11.
Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?
В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. <…> Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм <…>. Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.
(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).
ОТ УСТАЛОСТИ
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
Ты! Нас — двое,
ораненных, загнанных ланями,
вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
Сестра моя!
В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавленный песнями рог.
Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог.
1913 г.
Количество баллов — 20.
Литература
Класс
Критерии проверки
Общее время выполнения работы — 240 минут.
Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 30 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+5+8+11), 20 — за задание 6, предполагающее элементы анализа.
Ниже приводятся полные формулировки задания олимпиады в таком же виде, в каком они были предложены учащимся.
Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются.
Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе.
Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.
__________________
Ответы и условия оценивания
Задание 1.
Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).
Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.
а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.
б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.
Количество баллов — 3.
Ответ | Кол-во баллов |
«Медный всадник» — А.С. Пушкин | Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов. Ответы приводятся в любой последовательности. Ответ считается верным, если указано название произведения и автор. |
«Тамбовская казначейша» — М.Ю. Лермонтов | |
«Гранатовый браслет» — А.И. Куприн | |
«Роковые яйца» — М.А. Булгаков | |
«Темные аллеи» — И.А. Бунин | |
«Скучная история» — А.П. Чехов |
Задание 2.
Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.
1. | Мне мила моя греза Фантаста. Жду я с белой Девою встречи. Ах, зачем, ах, зачем я так часто Перехожу за черту человеческой речи? Как скучает крендель над булочной, Как квартального смех раскатист! Пересыпается солнце в пыли переулочной… Спою-ка чертенятам акафист… А. Измайлов | 4. | Вы — чудак: насочиняли ямбы, Только вот — печатали не впрок. Были б живы, показал я вам бы, Как из строчки сделать десять строк… А. Архангельский |
2. | Ах! Я знаю любви настоящей разгадку, Знаю силу тоски, — «Я на правую руку надела перчатку С левой руки!..» Я пленилась вчера королем сероглазым И вошла в кабинет. Мне казалось, по острым, изысканным фразам, Что любимый — эстет… Дон Аминадо | 5. | На даче ночь. В трюмо Сквозь дождь играют Брамса. Я весь навзрыд промок. Сожмусь в комок. Не сдамся. На даче дождь. Разбой Стихий, свистков и выжиг. Эпоха, я тобой, как прачкой, буду выжат… А. Архангельский |
3. | У истоков сумрачного Конго Возле озера Виктория-Нианца Под удары жреческого гонга Он свершал магические танцы. Бормотанье, завыванье, пенье, Утомясь, переходило в стоны… А.М.Ф. | 6. | Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли. Мысль витает в пространствах, но не может осесть. Ананасы в шампанском окончательно скисли, И в таком состояньи их немыслимо есть… MIXTIX |
Количество баллов — 3.
Ответ | Кол-во баллов |
1. А. Блок | Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов. |
2. А. Ахматова | |
3. Н. Гумилев | |
4. В. Маяковский | |
5. Б. Пастернак | |
6. Игорь Северянин |
Задание 3.
В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).
Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.
а | б | в | г | |
И.А. Бунин | «Легкое дыханье» | Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова. | Оля Мещерская | |
И.С. Тургенев | «Первая любовь» | Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка… | Анна Сергеевна Одинцова | |
М.Е. Салтыков-Щедрин | «История одного города» | Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. | Фердыщенко | |
А.И. Куприн | «Ася» | Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. | Гагин | |
5. | А.П. Чехов | «Студент» | Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. | Буркин |
Количество баллов — 5.
Ответ | Кол-во баллов |
1в (представлен фрагмент из рассказа «Господин из Сан-Франциско») | Максимум — 5 баллов (1 балл за каждый верный ответ) |
2б (необходимо: «Отцы и дети») | |
3в (представлен фрагмент из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») | |
4а (необходимо: И.С. Тургенев) | |
5г (представлен персонаж из рассказов «маленькой трилогии») |
Задание 4.
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).
а | б | в | г | |
Саша Черный | «Сатиры и лирика» | 1в | Когда поэт, описывая даму, Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет», Здесь «я» не понимай, конечно, прямо — Что, мол, под дамою скрывается поэт. Я истину тебе по-дружески открою: Поэт — мужчина. Даже с бородою. | |
2а | «Поверх барьеров» | «Центрифуга» | Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу. | |
А. Ахматова | 3б | Акмеизм | Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит... Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. | |
К. Бальмонт | «Ранняя пора» | Старший символизм | 4г |
а) ВАРИАНТ I: С. Есенин
ВАРИАНТ II: В. Маяковский
ВАРИАНТ III: О. Мандельштам
ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак
б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»
ВАРИАНТ II: «Камень»
ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»
ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»
в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм
ВАРИАНТ II: «сатириконцы»
ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия
ВАРИАНТ IV: вне групп
г) | ВАРИАНТ I: На северной форелевой реке Живете вы в березовом коттэдже. Как Богомать великого Корреджи, Вы благостны. В сребристом парике Стряхает пыль с рельефов гобелена Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена, Со страусовым веером в руке. | ВАРИАНТ II: Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. |
ВАРИАНТ III: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. | ВАРИАНТ IV: Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? |
Количество баллов — 8.
Ответ | Кол-во баллов |
1в — ВАРИАНТ II: «сатириконцы» | Максимум — 8 баллов (2 балла за каждый верный ответ) |
2а — ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак | |
3б — ВАРИАНТ I: «Anno Domini» | |
4г — ВАРИАНТ II: «Чуждый чистым чарам счастья…»» |
Задание 5.
Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.
б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.
в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.
г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.
д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.
е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип» — шестистопный ямб без пиррихиев.
ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.
з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.
и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.
к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.
л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.
Количество баллов — 11.
Ответы | Кол-во баллов | |
Максимум — 11 баллов (1 балл за каждый верный ответ) | ||
а) да | ж) да | |
б) нет | з) нет | |
в) да | и) нет | |
г) да | к) да | |
д) да | л) нет | |
е) нет |
Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?
В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. <…> Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм <…>. Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.
(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).
ОТ УСТАЛОСТИ
Земля!
Дай исцелую твою лысеющую голову
лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.
Дымом волос над пожарами глаз из олова
дай обовью я впалые груди болот.
Ты! Нас — двое,
ораненных, загнанных ланями,
вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.
Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,
мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.
Сестра моя!
В богадельнях идущих веков,
может быть, мать мне сыщется;
бросил я ей окровавленный песнями рог.
Квакая, скачет по полю
канава, зеленая сыщица,
нас заневолить
веревками грязных дорог.
1913 г.
Количество баллов — 20.
Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.
Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен (в свободной последовательности):
Вслед за исследователем Р. Якобсоном охарактеризовать ключевые положения эстетико-художественной позиции и мировидения В. Маяковского: метафоризм — сущность поэтической системы Маяковского; благодаря разноплановым метафорическим ассоциациям лирический герой Маяковского «пронизывает все измерения бытия», вступает в многомерный конфликт — «смертельный поединок» — с окружающим миром; метафора как средство художественной выразительности у Маяковского, наряду с реализацией «инструментального» значения, определяет «развитие лирической темы».
Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения В. Маяковского: заглавие стихотворения («От усталости») предопределяет его общую эмоциональную тональность и лирическую установку: состояние одиночества и надрыва, сопряженного с поиском «собеседника» («Ты! Нас — двое»); обращение к земле связано с буквализацией мифологической метафоры «мать сыра земля» (ср. «лысеющая голова», «впалые груди болот»); желание лирического героя преодолеть одиночество выстраивает в стихотворении серию метафор «родства»: «земля — мать», «земля — сестра» («Сестра моя!»); автопортрет героя дается в метафорах, делающих его материально тождественным окружающему миру («лохмотьями губ моих», «дымом волос», «пожарами глаз из олова»); обретение «мирового родства» и преодоление космического одиночества возможно («может быть, мать мне сыщется…») для героя лишь в «идущих веках», т.е. в будущем, в то время как настоящее «неволит», связывает героя и его собеседника — землю — «веревками грязных дорог».
Обратить внимание на особенности поэтики стихотворения В. Маяковского: адресность стихотворения (использование обращений — «Земля!..», «Ты!..», «Сестра моя!..») вскрывает установку поэта на диалог с миром; совмещение контрастных категорий («планета» как «женщина» — «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову…») и точка зрения лирического героя, ориентирующаяся на позицию «взгляда сверху» («Дымом волос над пожарами глаз из олова / Дай обовью я впалые груди болот», «заневолить / веревками грязных дорог») ведут к универсализации конфликта человека и мира; сквозная аллитерация, вплоть до парономазии («Дым из-за дома догонит нас длинными дланями»), негативно окрашенная лексика («лохмотьями», «ораненных», «загнанных», «озлобив», «догнивающих» и т.п.) и контекстуальные контрасты («в пятнах… позолот», «окровавленный песнями») создают образ враждебного герою мира.