Общее время выполнения работы — 240 минут (4 часа)




Задание 1.

Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).

Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.

а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.

б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.

Количество баллов — 3.

Задание 2.

Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.

1. Мне мила моя греза Фантаста. Жду я с белой Девою встречи. Ах, зачем, ах, зачем я так часто Перехожу за черту человеческой речи? Как скучает крендель над булочной, Как квартального смех раскатист! Пересыпается солнце в пыли переулочной… Спою-ка чертенятам акафист… А. Измайлов 4. Вы — чудак: насочиняли ямбы, Только вот — печатали не впрок. Были б живы, показал я вам бы, Как из строчки сделать десять строк… А. Архангельский
2. Ах! Я знаю любви настоящей разгадку, Знаю силу тоски, — «Я на правую руку надела перчатку С левой руки!..» Я пленилась вчера королем сероглазым И вошла в кабинет. Мне казалось, по острым, изысканным фразам, Что любимый — эстет… Дон Аминадо 5. На даче ночь. В трюмо Сквозь дождь играют Брамса. Я весь навзрыд промок. Сожмусь в комок. Не сдамся. На даче дождь. Разбой Стихий, свистков и выжиг. Эпоха, я тобой, как прачкой, буду выжат… А. Архангельский
3. У истоков сумрачного Конго Возле озера Виктория-Нианца Под удары жреческого гонга Он свершал магические танцы. Бормотанье, завыванье, пенье, Утомясь, переходило в стоны… А.М.Ф. 6. Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли. Мысль витает в пространствах, но не может осесть. Ананасы в шампанском окончательно скисли, И в таком состояньи их немыслимо есть… MIXTIX

Количество баллов — 3.

Задание 3.

В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.

 

  а б в г
  И.А. Бунин «Легкое дыханье» Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова. Оля Мещерская
  И.С. Тургенев «Первая любовь» Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка… Анна Сергеевна Одинцова
  М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Фердыщенко
  А.И. Куприн «Ася» Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Гагин
5. А.П. Чехов «Студент» Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Буркин

Количество баллов — 5.

 

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).

 

 

  а б в г
  Саша Черный «Сатиры и лирика» Когда поэт, описывая даму, Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет», Здесь «я» не понимай, конечно, прямо — Что, мол, под дамою скрывается поэт. Я истину тебе по-дружески открою: Поэт — мужчина. Даже с бородою.
  «Поверх барьеров» «Центрифуга» Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу.
  А. Ахматова Акмеизм Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит... Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет.
  К. Бальмонт «Ранняя пора» Старший символизм

 

а) ВАРИАНТ I: С. Есенин

ВАРИАНТ II: В. Маяковский

ВАРИАНТ III: О. Мандельштам

ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак

б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»

ВАРИАНТ II: «Камень»

ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»

ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»

в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм

ВАРИАНТ II: «сатириконцы»

ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия

ВАРИАНТ IV: вне групп

г) ВАРИАНТ I: На северной форелевой реке Живете вы в березовом коттэдже. Как Богомать великого Корреджи, Вы благостны. В сребристом парике Стряхает пыль с рельефов гобелена Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена, Со страусовым веером в руке.   ВАРИАНТ II: Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.  
  ВАРИАНТ III: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.   Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. ВАРИАНТ IV: Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?   За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить?

Количество баллов — 8.

 

Задание 5.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.

б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.

в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.

г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.

д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.

е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип» — шестистопный ямб без пиррихиев.

ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.

з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.

и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.

к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.

л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.

Количество баллов — 11.

 

Задание 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?

В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. <…> Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм <…>. Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.

(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).

ОТ УСТАЛОСТИ

Земля!

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

Ты! Нас — двое,

ораненных, загнанных ланями,

вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,

мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.

Сестра моя!

В богадельнях идущих веков,

может быть, мать мне сыщется;

бросил я ей окровавленный песнями рог.

Квакая, скачет по полю

канава, зеленая сыщица,

нас заневолить

веревками грязных дорог.

1913 г.

Количество баллов — 20.

 

Литература

Класс

Критерии проверки

Общее время выполнения работы — 240 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 50 баллов. Из них 30 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+5+8+11), 20 — за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Ниже приводятся полные формулировки задания олимпиады в таком же виде, в каком они были предложены учащимся.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе.

Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1.

Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).

Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.

а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.

б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.

Количество баллов — 3.

Ответ Кол-во баллов
«Медный всадник» — А.С. Пушкин Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов. Ответы приводятся в любой последовательности. Ответ считается верным, если указано название произведения и автор.  
«Тамбовская казначейша» — М.Ю. Лермонтов
«Гранатовый браслет» — А.И. Куприн
«Роковые яйца» — М.А. Булгаков
«Темные аллеи» — И.А. Бунин
«Скучная история» — А.П. Чехов

 

Задание 2.

Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.

 

1. Мне мила моя греза Фантаста. Жду я с белой Девою встречи. Ах, зачем, ах, зачем я так часто Перехожу за черту человеческой речи? Как скучает крендель над булочной, Как квартального смех раскатист! Пересыпается солнце в пыли переулочной… Спою-ка чертенятам акафист… А. Измайлов 4. Вы — чудак: насочиняли ямбы, Только вот — печатали не впрок. Были б живы, показал я вам бы, Как из строчки сделать десять строк… А. Архангельский
2. Ах! Я знаю любви настоящей разгадку, Знаю силу тоски, — «Я на правую руку надела перчатку С левой руки!..» Я пленилась вчера королем сероглазым И вошла в кабинет. Мне казалось, по острым, изысканным фразам, Что любимый — эстет… Дон Аминадо 5. На даче ночь. В трюмо Сквозь дождь играют Брамса. Я весь навзрыд промок. Сожмусь в комок. Не сдамся. На даче дождь. Разбой Стихий, свистков и выжиг. Эпоха, я тобой, как прачкой, буду выжат… А. Архангельский
3. У истоков сумрачного Конго Возле озера Виктория-Нианца Под удары жреческого гонга Он свершал магические танцы. Бормотанье, завыванье, пенье, Утомясь, переходило в стоны… А.М.Ф. 6. Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли. Мысль витает в пространствах, но не может осесть. Ананасы в шампанском окончательно скисли, И в таком состояньи их немыслимо есть… MIXTIX

Количество баллов — 3.

 

Ответ Кол-во баллов
1. А. Блок Максимум — 3 балла: 3 балла — 6 верных ответов; 2 балла — 5-4 верных ответа; 1 балл — 3-2 верных ответа; 0 баллов — 1-0 верных ответов.  
2. А. Ахматова
3. Н. Гумилев
4. В. Маяковский
5. Б. Пастернак
6. Игорь Северянин

 

Задание 3.

В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.

  а б в г
  И.А. Бунин «Легкое дыханье» Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова. Оля Мещерская
  И.С. Тургенев «Первая любовь» Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка… Анна Сергеевна Одинцова
  М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Фердыщенко
  А.И. Куприн «Ася» Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту. Гагин
5. А.П. Чехов «Студент» Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Буркин

Количество баллов — 5.

 

Ответ Кол-во баллов
1в (представлен фрагмент из рассказа «Господин из Сан-Франциско») Максимум — 5 баллов (1 балл за каждый верный ответ)
2б (необходимо: «Отцы и дети»)
3в (представлен фрагмент из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
4а (необходимо: И.С. Тургенев)
5г (представлен персонаж из рассказов «маленькой трилогии»)

 

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).

 

  а б в г
  Саша Черный «Сатиры и лирика» Когда поэт, описывая даму, Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет», Здесь «я» не понимай, конечно, прямо — Что, мол, под дамою скрывается поэт. Я истину тебе по-дружески открою: Поэт — мужчина. Даже с бородою.
  «Поверх барьеров» «Центрифуга» Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу.
  А. Ахматова Акмеизм Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит... Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет.
  К. Бальмонт «Ранняя пора» Старший символизм

а) ВАРИАНТ I: С. Есенин

ВАРИАНТ II: В. Маяковский

ВАРИАНТ III: О. Мандельштам

ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак

б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»

ВАРИАНТ II: «Камень»

ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»

ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»

в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм

ВАРИАНТ II: «сатириконцы»

ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия

ВАРИАНТ IV: вне групп

г) ВАРИАНТ I: На северной форелевой реке Живете вы в березовом коттэдже. Как Богомать великого Корреджи, Вы благостны. В сребристом парике Стряхает пыль с рельефов гобелена Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена, Со страусовым веером в руке.   ВАРИАНТ II: Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.  
  ВАРИАНТ III: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.   Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется — на душе светло. ВАРИАНТ IV: Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?   За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить?

Количество баллов — 8.

 

Ответ Кол-во баллов
1в — ВАРИАНТ II: «сатириконцы» Максимум — 8 баллов (2 балла за каждый верный ответ)
2а — ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак
3б — ВАРИАНТ I: «Anno Domini»
4г — ВАРИАНТ II: «Чуждый чистым чарам счастья…»»

 

Задание 5.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.

б) Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.

в) В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.

г) Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.

д) Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.

е) Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип» — шестистопный ямб без пиррихиев.

ж) Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.

з) Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.

и) Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.

к) В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.

л) Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.

Количество баллов — 11.

Ответы Кол-во баллов  
Максимум — 11 баллов (1 балл за каждый верный ответ)  
а) да ж) да  
б) нет з) нет  
в) да и) нет  
г) да к) да  
д) да л) нет  
е) нет    

 

Задание 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

 

Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?

В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. <…> Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм <…>. Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.

(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).

 

ОТ УСТАЛОСТИ

Земля!

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

Ты! Нас — двое,

ораненных, загнанных ланями,

вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,

мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.

Сестра моя!

В богадельнях идущих веков,

может быть, мать мне сыщется;

бросил я ей окровавленный песнями рог.

Квакая, скачет по полю

канава, зеленая сыщица,

нас заневолить

веревками грязных дорог.

1913 г.

Количество баллов — 20.

Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6.

 

Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен (в свободной последовательности):

Вслед за исследователем Р. Якобсоном охарактеризовать ключевые положения эстетико-художественной позиции и мировидения В. Маяковского: метафоризм — сущность поэтической системы Маяковского; благодаря разноплановым метафорическим ассоциациям лирический герой Маяковского «пронизывает все измерения бытия», вступает в многомерный конфликт — «смертельный поединок» — с окружающим миром; метафора как средство художественной выразительности у Маяковского, наряду с реализацией «инструментального» значения, определяет «развитие лирической темы».

Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения В. Маяковского: заглавие стихотворения («От усталости») предопределяет его общую эмоциональную тональность и лирическую установку: состояние одиночества и надрыва, сопряженного с поиском «собеседника» («Ты! Нас — двое»); обращение к земле связано с буквализацией мифологической метафоры «мать сыра земля» (ср. «лысеющая голова», «впалые груди болот»); желание лирического героя преодолеть одиночество выстраивает в стихотворении серию метафор «родства»: «земля — мать», «земля — сестра» («Сестра моя!»); автопортрет героя дается в метафорах, делающих его материально тождественным окружающему миру («лохмотьями губ моих», «дымом волос», «пожарами глаз из олова»); обретение «мирового родства» и преодоление космического одиночества возможно («может быть, мать мне сыщется…») для героя лишь в «идущих веках», т.е. в будущем, в то время как настоящее «неволит», связывает героя и его собеседника — землю — «веревками грязных дорог».

Обратить внимание на особенности поэтики стихотворения В. Маяковского: адресность стихотворения (использование обращений — «Земля!..», «Ты!..», «Сестра моя!..») вскрывает установку поэта на диалог с миром; совмещение контрастных категорий («планета» как «женщина» — «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову…») и точка зрения лирического героя, ориентирующаяся на позицию «взгляда сверху» («Дымом волос над пожарами глаз из олова / Дай обовью я впалые груди болот», «заневолить / веревками грязных дорог») ведут к универсализации конфликта человека и мира; сквозная аллитерация, вплоть до парономазии («Дым из-за дома догонит нас длинными дланями»), негативно окрашенная лексика («лохмотьями», «ораненных», «загнанных», «озлобив», «догнивающих» и т.п.) и контекстуальные контрасты («в пятнах… позолот», «окровавленный песнями») создают образ враждебного герою мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: