Методическая помощь к вопросу № 4




Практическое занятие 1

Прагматика как объект современных исследований

План

1. Актуальность изучения дисциплины.

Озвучьте вопрос, аргументируя выводами В. Лошака в эссе «Пластмассовые мальчики», а также размышлениями Ст. Загородникова в книге «Дневник рекламиста».

2. Определение прагматики как раздела семиотики. Триадическая природа знака.Знак как функция языка и навык коммуникативно-прагматической деятельности медиаспециалиста.

3. Аспекты изучения эффективности в массовой коммуникации: подходы Г.В. Лазутиной и С.Г. Корконосенко. Понятие эффективности, действенности, успешности.

4. Прагматика в современных методологических парадигмах изучения медиа (по И.М. Дзялошинскому):

– медиалингвистический подход;

– политико-идеологический (ресурсный) подход;

– системно-структурный подход;

– технологический подход;

– медиаобразовательный подход.

Литература

ü Загородников С. Дневник рекламиста. – С. 8-11.

ü Лошак В. Пластмассовые мальчики. – Режим доступа: https://izvestia.ru/news/299691.

ü Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004. –С.73-84.

ü Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2002. – С.197-214.

Задание

Готовясь к занятию, выпишите все определения прагматики, которые вам встретились.

 

Методическая помощь к вопросу № 3

Прагматика – относительно молодая область лингвистики, истоки которой связаны с именами таких известных западных философов, как Ч. Пирс, Ч. Моррис. В их работах были впервые сформулированы общие идеи функционирования знаков и знаковых систем, определены основные понятия семиотики, введено различие между синтаксисом, семантикой и прагматикой. Далее мы рассмотрим в хронологическом порядке, как развивались идеи прагматики и что нового в эту сферу знаний привнесено зарубежным языкознанием.

Главный принцип прагматизма прослеживается в теории знака, созданной основоположником семиотики Ч. Пирсом. По Ч. Пирсу, знак конституирует трехчленное отношение. В качестве членов выступают: а) знак (в терминологии Ч. Пирса – репрезентамен), понимаемый как знаковое средство, т. е. некая величина, имеющая физическую природу и способная замещать что-либо;

б) производимый этим знаком другой знак, локализуемый в сознании интерпретатора и определяемый как интерпретанта первого знака; в) объект, представляемый знаком. Ч. Пирс иногда именовал интерпретанту значением (significance, signification). Отсюда следует главный принцип философии прагматизма: значение должно рассматриваться в свете могущих иметь место последствий, практических результатов с точки зрения выбора действий, ведущих к успеху и получению пользы. Интерпретанта как раз и вбирает в себя те моменты, которые пыталась осмыслить философия прагматизма. Идеи Ч. Пирса развил американский семиотик, создатель оригинальной семиотической теории Ч. Моррис, который и ввел в употребление сам термин «прагматика». Теория знака у Ч. Морриса складывалась из трех частей: 1) семантики, т. е. отношения знаков к объектам; 2) синтактики, т. е. отношения между знаками; 3) прагматики, т. е. отношения между знаками и говорящим.

Еще одним языковедом, сыгравшим существенную роль в формировании прагматических идей в языкознании, является австрийский психолог К. Бюлер. Язык, по К. Бюлеру, в процессе функционирования связывает отправителя знака, получателя знака и область предметов и ситуаций (положений дел). Он выполняет три функции. Во-первых, знак в качестве символа соотнесен с предметами и ситуациями. Данную функцию К. Бюлер называет репрезентацией (представлением, Darstellung). Во-вторых, выражая внутреннее состояние отправителя, знак выступает как симптом. Первоначально эта функция именовалась изъявлением, позже за ней было закреплено имя «экспрессия» (выражение, Ausdruck). В-третьих, будучи обращенным к слушателю, управляя его внешним поведением или внутренним состоянием, знак выступает как сигнал <…>.

Методическая помощь к вопросу № 4

Дзялошинский И.М. К вопросу о понятийном аппарате медиаисследований

В настоящее время исследовательские практики в сфере медиа опираются на несколько устойчивых методологических парадигм. В числе основных можно назвать следующие.

Политико-идеологический (ресурсный) подход. Сторонники этого подхода рассматривают медиа как специфический ресурс, владение которым позволяет реализовывать различные политические и идеологические цели. Соответственно, происходящие в медиа процессы должны быть описаны как процессы получения, распределения, перераспределения и потребления специфических ресурсов в пространстве человеческих отношений. Наиболее интересным вопросом в этом контексте является вопрос доступности информации. Очевидно, что объем и качество получаемой информации, то есть доступ к информационным источникам, является наиболее ясным критерием, на основании которого можно дифференцировать субъектов информационных отношений. Именно доступ к информации признается отчетливым индикатором информационного статуса и всегда означает некое преимущество над кем-то; обладание информацией и даже просто обладание возможностью получения информации предполагает наличие субъектов, лишенных этой возможности. В этом случае информационная стратификация (иерархически упорядоченное информационное неравенство) предстает в виде вершины, на которую взбираются одиночки. Из такой логики анализа естественно вырисовываются информационные страты (слои), определяемые с помощью количественных сравнений: высшая, средняя, низшая.

Прагматика политического дискурса определяется личностью адресанта (субъекта коммуникации) и адресата (учетом его социально-психологических признаков).

Медиалингвистический подход. В рамках этого подхода медиа рассматриваются как совокупность медийных текстов, дискурс. Предмет интереса сторонников медиалингвистического подхода – методы анализа текстов массовой информации, особенности медиаречи, исследование возможностей воздействия на индивидуальное и массовое сознание.

Лингвопрагматика изучает употребление языка с учетом возрастных, половых, общественно-ста тусных и профессиональных особенностейобщающихся, а также конкретных условий и целей речевого акта.

Системно-структурный подход. С точки зрения сторонников данного подхода, медиа понимаются как институциональная сфера, социальное поле, система средств массовой коммуникации. Так понимаемые медиа могут быть структурированы по разным основаниям. Например, если в качестве критерия взять собственника, владельца, то отчетливо выделяются государственные медиа, коммерческие медиа и медиа некоммерческого сектора (гражданские медиа). Исходя из критерия используемых технологий, можно выделить традиционные медиа, новые медиа и интегрированные медиа. С точки зрения такого критерия, как охватываемая территория, можно выделить федеральные, региональные, местные медиа.

Прагматика: Система СМИ = система социальных практик

Технологический подход. Весьма популярна точка зрения, согласно которой медиа описывается как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Прагматика – максимальное удовлетворение технологических потребностей и запросов аудитории.

Медиаобразовательный подход. С позиций этого подхода медиа рассматриваются в качестве инструмента формирования социального опыта школьников и студентов. Этот опыт приобретается ими в процессе изучения истории, структуры и теории средств массовой информации, овладения умениями самостоятельного отбора и критического анализа информации, поступающей по различным каналам, а также самостоятельного создания ими сообщений с использованием различных знаковых систем и информационных технологий.

Прагматика – уровень сформированности критического восприятия и понимания аудиторией природы медиа.

 

 

Практическое занятие 2

Терминологические свойства медиа:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: