Российский государственный педагогический университет




Российский государственный педагогический университет

Им. А. И. Герцена

Институт педагогики

Дисциплина «Сравнительная педагогика»

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ ШВЕЦИИ

 

Реферат

 

Выполнила

студентка 16СПП группы 3 курса образовательной программы бакалавриата «Психолого-педагогическое образование»

профиль «Психология и социальная педагогика»

 

Киселева Елена Ильинична

 

 

Преподаватель:

д.п.н., профессор

Пискунова Е.В.

 

Оглавление

 

Введение. 3

Дошкольное образование. 5

Среднее образование. 8

Высшее образование. 12

Заключение. 15

Список использованных источников. 17

 

Введение

 

Королевство Швеция — государство в Северной Европе, расположенное на Скандинавском полуострове, островах Балтийского моря и проливов Каттегат и Скагеррак. Граничит с Норвегией, Финляндией, мост через пролив Эресунн соединяет Швецию с Данией. Столица королевства — Стокгольм. Большая часть населения Швеции — шведы и коренные народы (саамы, финны, шведские цыгане). Государственное устройство Швеции — конституционная монархия. Главой государства является король, наследующий свой титул. Во главе правительства — премьер-министр, избираемый однопалатным парламентом Риксдаг. По уровню и качеству жизни королевство Швеция занимает одно из первых мест в мире.

Швецию отличает невысокая плотность населения (здесь живет 10 млн человек), длинное морское побережье, густые леса и бесчисленные озёра. Это одна из самых северных стран в мире. По площади она сравнима с Испанией, Таиландом или с американским штатом Калифорния. Границы Швеции не менялись с 1905 года, а в войнах страна не участвовала с 1814 года – что делает Швецию одной из самых миролюбивых стран на земном шаре.

Швеция известна в мире демократичностью образования и тем, что обучение на всех этапах, кроме детского сада, бесплатное, так как подавляющее большинство учебных заведений полностью или частично финансируется из госбюджета. Образовательную систему Швеции контролирует Минобразования, специалисты которого разрабатывают единые для всей страны учебные программы.

На протяжении многих времен система образования Швеции известна всему миру своими высокими достижениями и качеством. Именно здесь в 1447 году было открыто первое в Скандинавии высшее учебное заведение — Упсальский университет (Uppsala universitet). В разное время в нём работали Карл Линней, Андерс Цельсий и другие выдающиеся люди.

В Швеции главным в образовании считается, что все дети, независимо от платежеспособности их родителей, должны иметь возможность получить глубокие знания. Образование в Швеции дает молодежи хорошие стартовые возможности, а шведские дипломы котируются во всем мире.

В системе образования в Швеции успешно сочетаются разнообразие возможных программ обучения и высокие стандарты качества знаний. По статистике примерно 97% шведов имеют полное среднее образование, то есть 11 оконченных классов, в то время как в соседних странах, к примеру в Дании, этот показатель дотягивает лишь до 50%.

В 50-х годах XX века власти страны начали масштабные реформы в образовательной сфере, в результате которых была создана современная трёхуровневая система обучения, включающая в себя:

· дошкольное образование;

· среднее образование;

· высшее образование.

Каждая из этих ступеней – это сочетание индивидуального подхода в сочетании с получением качественного и углубленного образования.


Дошкольное образование

 

В Швеции дети практически с пеленок рассматривается как независимая личность, которую нужно воспитывать, не нанося урон его душе и разуму, не калеча, не унижая. Детей воспитывают так, чтобы они росли независимыми, умели сами принимать решения. Например, маленького ребенка, когда он просит пить, можно спросить, что он хочет — чай или сок, — чтобы дать ему возможность самостоятельно сделать выбор. Этой догме шведы придерживаются на протяжении всех этапов взросления ребенка при решении все более серьезных проблем. Ребенка учат брать на себя ответственность за принятые решения и быть готовым к их последствиям.

С самого раннего возраста детям прививают также умение правильно относиться к деньгам. Установка следующая: деньги просто так с неба не падают, чтобы они были, нужно работать, и тогда ты их ценишь. Детей учат тратить разумно, составлять собственный бюджет, потому что деньги ребенок получает раз в неделю или раз в месяц, как карманные расходы. Кроме того, родители могут оплачивать детям некоторую работу по дому. Своими финансами дети распоряжаются по собственному усмотрению: сходить в кино, кафе, парк развлечений — за свой счет. Или копят, чтобы купить что-то крупное.

Половое воспитание шведских детей начинается уже с детского сада в доступной для них форме. Семья тоже учувствует в таком воспитании. Шведы знают: когда дети начинают задавать вопросы на эту тему — они готовы к получению правдивых и доступных для их понимания ответов.

Для справки, в Швеции дети получают полную информацию о том, что такое сексуальные отношения в возрасте 5-6 лет. Информация включает такие вопросы как опасность и признаки педофилии. В общем, гармоничное сексуальное развитие должно начинаться с периода развития ребенка, в котором половые функции еще не начали работать. Следовательно, прививается рациональное отношение к этой сфере человеческих отношений.

Рукоприкладство в отношении ребенка категорически запрещено. За это лишают родительских прав.

Днем дети в основном находятся в детском садике, а если родители хотят пойти куда-нибудь в вечернее время, чаще всего они нанимают «бэбиситтера» (часто это старшие школьники).

Фактически образовательный процесс начинается буквально с ясель: большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование является неотъемлемой частью шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование – это в основном развивающие игры, именно они выполняют важную роль в развитие ребенка. Также, на сегодняшний день, все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности и права в жизни, независимо от пола.

В Швеции все дети в возрасте от одного года имеют право на место в дошкольном учреждении. Это может быть:

- «открытый» детсад (inskolning). Направлен на подготовку детей к посещению обычного детского сада. В этом случае ребенок приходит в детский сад вместе с одним из родителей (на 4-5 часов). В среднем адаптационный период длится от 2 до 4 недель;

- обычные детские сады (dagis). Принимают детей от 1 года до 5 лет.

Согласно законодательству Швеции, все дети старше одного года должны быть обеспечены местом в дошкольном учреждении в течение четырёх месяцев с момента подачи заявки. За посещение детского сада взимается плата. Её размер зависит от количества детей в семье и уровня доходов родителей:

· один ребёнок — 3% дохода семьи, но не более 1269 крон (примерно 11 000 р.) в месяц;

· два ребёнка — 2% дохода семьи, но не более 840 крон в месяц;

· три ребёнка — 1% дохода, но не более 420 крон в месяц;

· четыре ребёнка и больше — бесплатно.

Вносить оплату нужно ежемесячно вне зависимости от количества пропущенных дней.

Если у родителей нет постоянного дохода, то их дети могут находиться в детском саду только 15 часов в неделю.

Детские сады обычно работают с семи часов утра до шести часов вечера. Детей два-три раза кормят горячей пищей и фруктами. Своеобразная особенность: обязательного тихого часа в дошкольных учреждениях Швеции нет. По желанию родителей детей укладывают спать на мягкие маты.

Главная задача шведского детского сада — научить ребёнка взаимодействовать и общаться со сверстниками. Большую часть времени дети проводят на свежем воздухе вне зависимости от погодных условий. На случай дождя или снега у каждого из них имеются резиновые сапоги и непромокаемые плащи. Раз в неделю группа идёт в поход в ближайший парк или лес на целый день.

С шести лет дети посещают обязательные занятия по подготовке к школе. Здесь их в игровой форме знакомят с основами счёта, письма и чтения. Уроки длятся не более 3 часов в день. В остальное время дети находятся в детском саду.


Среднее образование

 

Законодательством предусмотрено, что родители должны отдать ребенка в первый класс не позднее семи лет. По желанию, ребенок может пойти учиться и в шестилетнем возрасте. Также при школах существуют подготовительные классы, но зачастую их функции подготовки ребенка к школе выполняют детские сады.

Родители самостоятельно выбирают школу для своих детей, при наличие свободных мест.

Школьник обеспечивается полностью всем необходимым за счет государства: это и учебные пособия, и канцелярские принадлежности, горячие обеды со школьными автобусами, и конечно, само обучение полностью бесплатно.

Среднее образование получается в двух этапах: общеобразовательная девятилетняя школа – grundskola (обязательная) и трехлетняя гимназия (gymnasieskola).

Школьное образование в Швеции делится на три ступени:

· Начальная (1-3 класс)

· Промежуточная (4-6 класс)

· Старшая (7-9 класс)

Учебный год в Швеции начинается в конце августа и заканчивается во второй половине июня. Обучение длится два полугодия.

С 1 по 3 классы основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части носят игровой характер. Уже в таком юном возрасте – 7-10 лет – на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра программы новостей для детей. Данная программа транслируется каждый день по детскому каналу. В простой и понятной для детей форме показываются и рассказываются события в Швеции и по всему миру. С третьего класса школьники начинают изучать английский. На этом этапе с ними разучивают простые песенки, учат считать и в увлекательной форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Во время занятий по домоводству мальчики и девочки учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно возрастают. Ученикам дается больше домашних заданий и предоставляется больше возможностей для самостоятельного выбора предметов. Например, с шестого класса можно выбрать второй язык, кроме английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский.

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию школьников и не вызывать у них чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Согласно ей, ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл.

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и в том, чтобы измерить общий уровень качества обучения в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

Психологическое самочувствие школьников – приоритет шведских школ. В каждой школе есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью или о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, школьные педагоги регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых они стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия (termin) проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы (utvecklingssamtal) с самим ребенком и его родителями. Цель этой беседы – помочь ребенку определить проблемные точки своего обучения и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать свою мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Ученики, которым с трудом даются чтение, письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на уроках или на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться на уроках. Для них педагог разрабатывает индивидуальный план обучения, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере. Большая часть детей-инвалидов учится в обычных школах. Шведам с детства прививают уважительное отношение к людям, которые чем-то отличаются от других. Учеников, не справляющихся с обычной программой, переводят в специализированные школы.

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги предлагают им творческие, игровые, развивающие образовательные занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или увлекательные командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 450 крон в месяц.

Обучение детей происходит в муниципальных (здесь учится 98% всех детей в возрасте от 6 до 16 лет), независимых (friskola) и частных (privatskola) школах. При этом следует иметь в виду, что частные школы платные и отдавать туда ребенка можно лишь при условии наличия у них лицензии о соответствии обязательной программе обучения. Плата за обучение в частных гимназиях составляет в среднем 90 тысяч SEK (9236 евро) в год.

В интернете встречается информация о том, сколько платят школьникам в Швеции за посещение школы, причем называется даже сумма – 160 евро (1560 SEK). Действительно, эти деньги выплачиваются ежемесячно, но не школьникам, а учащимся высших школ – институтов и университетов – за прилежное обучение.

По окончании обязательной средней школы молодежь в возрасте от 16 до 20 лет имеет право поступить в гимназию. Учеба в гимназии не является обязательной – школьники сами принимают решение о своем дальнейшем обучении. Заявление о поступлении на гимназические программы следует подавать в последний год учебы в старшей школе. Гимназические учебные программы имеют разную направленность: профессиональную, техническую или академическую (социальные и естественные науки). При этом определиться с выбором школьникам помогают консультанты по профессионально-учебной ориентации. Обучение проводится по 18 общенациональным программам: 12 программ профессионального обучения и 6 программ подготовки в вуз, которые включает в себя изучение обязательных дисциплин, предметов по специализации и дисциплин, которые каждый ученик выбирает для себя самостоятельно. Период обучения в гимназии составляет 3 года.

Зачисление в гимназию происходит не на основе тестирования или экзаменов, а по выбору специальности учеником и его родителями. В среднем, гимназии могут предложить до 26 видов программ по трем направлениям: профильная подготовка (один год; приравнивается к профессиональному образованию), академическая подготовка (три года подготовки к поступлению в университет), техническая подготовка (два года; также подготавливает к поступлению в вуз по соответствующей специальности).

При этом, ученик может свободно перевестись с одной программы на другую, если поймет, что хочет получить другую профессию.

По окончании гимназии сдаются лишь итоговые тесты по основным предметам. Выпускных экзаменов нет.

Большинство школ и гимназий в Швеции – муниципальные. Некоторые из них находятся в окружном подчинении у ландстингов. Это узкопрофильные учебные заведения, имеющие профессиональную направленность (сельское, лесное хозяйство, служба патронажа и др.). Образование в муниципальных гимназиях и школах бесплатное. Семьи с детьми в Швеции ежемесячно получают денежное пособие (на одного ребенка до 16 лет – 1050 SEK (около 108 евро), на каждого последующего предусмотрена дополнительная доплата). На учащихся муниципальных гимназий пособие продолжает выплачиваться (в случае нужды – оказывается финансовая помощь на период обучения). Это же касается и учащихся частных гимназий, многие из которых также финансируются муниципалитетами.

В Швеции есть два учительских профсоюза. Первичной организацией считается муниципальная. А каждый педагог о размере своей зарплаты договаривается непосредственно с директором школы.


Высшее образование

 

Высшее образование можно получить в одном из более пятидесяти шведских университетов и высших школ.

На бесплатное высшее образование могут претендовать только шведы, а также граждане стран ЕС и Швейцарии.

При этом учебники и все необходимое для учебы студенты приобретают сами, а также самостоятельно обеспечивают себя жильем, питанием и одеждой (они могут подрабатывать в свободное от учебы время без получения на то специального разрешения). Многие шведские студенты обращаются в Государственный стипендиальный комитет (CSN) за материальной помощью – безвозмездным пособием на обучение и кредитом на обучение. Материальная помощь предоставляется на 12 семестров. Право на такую помощь имеют только шведы до 54 лет. Для неграждан Швеции, которым приходится платить за обучение, вузы и всевозможные фонды предоставляют специальные стипендиальные программы.

С 2007 года в Швеции начала работать Болонская система высшего образования. Она включает в себя трёхуровневую систему обучения:

1. Преддипломная подготовка, которая состоит из двух ступеней:

· двухлетнее обучение с выполнением проектной работы, диплом выдается без присвоения научной степени;

· трехлетнее обучение с написанием диссертации, диплом выдается со степенью бакалавра.

2. Двухлетняя магистратура, по окончании которой студенты пишут диссертацию и становятся обладателями степени магистра (Masterexamen). Некоторые вузы предлагают однолетние магистерские курсы (Magisterexamen), после завершения которых выдаётся просто диплом об их окончании, без присвоения научной степени.

3. Докторантура:

· двухлетнее обучения и защита диссертации с получением степени лиценциата (Licentiatexamen);

· четырехлетнее обучения и исследовательская работа с присвоением степени доктора наук (Doktorsexamen).

· На медицинских факультетах сроки получения степеней увеличиваются на два года, а на юридических и фармацевтических — на один год.

В большинстве вузов страны преподавание ведётся на шведском языке. В магистратуре и докторантуре некоторых вузов основным языком является английский.

Среди наиболее популярных направлений ведущие позиции занимают инженерные и компьютерные науки, сельское хозяйство, бизнес, естественные и гуманитарные науки. Педагогическое образование в Швеции, несмотря на нехватку специалистов-педагогов, не пользуется большим спросом из-за ряда факторов (низкая оплата труда педагогических работников – ниже, чем средний уровень зарплаты в стране, не присваивается степень магистра и пр.).

Набор документов для поступления будет зависеть от того, на какой уровень поступает абитуриент (бакалавриат, магистратура, докторантура). Для приема в бакалавриат после окончания школы необходимо предоставить:

· аттестат о среднем образовании: для граждан Швеции – об окончании гимназии;

· мотивационное письмо – пояснение, почему абитуриент хочет учиться в данном шведском вузе;

· рекомендательные письма из школы;

· распечатку титульного листа личного кабинета с сайта приемной комиссии;

· квитанцию об уплате взноса.

Для приема в бакалавриат после первого университетского курса необходимо дополнительно предоставить зачетную книжку и сертификат об окончании курса.

Для приема в магистратуру понадобятся:

· дипломы о высшем образовании (бакалавра – должен быть того же направления или магистра, но по иной специализации);

· зачетная книжка или выписка из деканата об оценках абитуриента (в случае поступления студента последнего курса);

· рекомендательные письма из вуза;

· распечатка титульного листа личного кабинета с сайта приемной комиссии;

· квитанция об уплате взноса.

Для приема в докторантуру необходимы:

· документы о высшем образовании (в случае подачи документов бакалавром и совпадения профиля подготовки абитуриенту необходимо предоставить подтверждение опыта работы по данной специализации);

· примеры научных работ (часть магистерской диссертации, серьезные научные наработки, статью и др.).

Остальные документы совпадают с магистерским набором. Однако мотивационное письмо должно быть более развернутым и включать планирование предполагаемой работы. Вузы могут запросить дополнительные бумаги: реферат, образец научной статьи или эссе.


Заключение

 

Уровень развития образования в Швеции действительно высокий. С каждым годом страна улучшает свои позиции в мировом рейтинге по качеству образования (входит в ТОП-10). Данные мировой статистики по индексу уровня образования показывают увеличение роста в Швеции доли населения с высшим образованием, а также лучшие в мире финансовые возможности для его получения. Сегодня молодежь со всего мира стремится попасть в Швецию, чтобы изучать здесь высокие технологии, естественные науки, получать медицинское образование. Кроме того, к преимуществам шведской образовательной системы можно отнести:

· уникальный процесс обучения – между педагогом и студентом устанавливаются неформальные открытые отношения. В первую очередь поощряется творческое мышление;

· вся система образования ориентирована на развитие потенциала ребенка, формирование у него постоянной потребности получения новых знаний;

· высокая толерантность;

· в Швеции на современном этапе существует тесное сотрудничество между учебными заведениями и передовыми предприятиями в разных отраслях через профилирующие практики, что позволяет будущим специалистам войти в курс дела, будучи еще студентами;

· наличие престижных учебных заведений и реальная независимость вузов. Это позволяет использовать в процессе обучения наиболее актуальные учебные курсы и программы;

· обучение на английском в Швеции практикуют многие учебные заведения. Большинство магистерских программ, а также отдельные курсы для студентов-иностранцев читаются на английском языке. Для иностранцев в вузах действуют бесплатные курсы по изучению шведского языка;

· возможность для студентов подрабатывать в свободное от учебы время;

· четкое соблюдение стандартов качества обучения. Шведский диплом открывает двери своим владельцам во всем мире (большинство лауреатов Нобелевской премии – выпускники шведских университетов);

· прекрасные возможности для учебы: наличие доступных библиотек – например, специальной библиотеки для молодежи и подростков в г. Стокгольме в Швеции (единственное место, куда не пускают взрослых и учителей);

· возможность учиться бесплатно (имеются в виду бесплатные учебники и канцелярские принадлежности, обеды в школах, школьный автобус).

Вместе с тем есть и ряд довольно серьезных недостатков:

· неоднозначная оценка самими шведами некоторых нововведений в школьном образовании, таких как отказ от традиционных форм обучения (лекции, учебники), создание классов с разновозрастными учениками, перекладывание финансирования образования на муниципалитеты (привело к его сокращению) и др.;

· ограниченные возможности бесплатного обучения для иностранцев. В шведских вузах бесплатно могут обучаться только граждане Швеции и стран ЕС. Всем остальным приходится довольствоваться тем, что стоимость обучения здесь ниже, чем в Европе, и есть возможность обратиться с ходатайством о получении стипендии или гранта;

Но несмотря на такое небольшое количество минусов, образование в Швеции является образцовым и идет не просто в ногу со временем, но и уходит вперед, обгоняя при этом многие развитые страны по эффективным нововведениям, толерантного и гендерного воспитания. Очень хочется надеяться, что и в нашей стране уйдут в прошлое физические наказания детей, отсутствие индивидуального подхода в обучении и прочее. К сожалению, в России идея поддавать подзатыльников сводится к воспитанию сильного характера, что очень ошибочно. И мы не просто начнем видеть в детях отдельные личности, а начнем давать свободу выбора, воспитывать самостоятельность, со всеми вытекающими последствиями для ребенка, чтобы вход во взрослый мир был не таким болезненным. Индивидуальный подход к воспитанию будет действительно реализован, а не на словах. Все это к нам придет, ведь иначе – это регресс.


Список использованных источников

 

1. Гриценко Н.Н. Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда (опыт стран Европейского союза) Изд-во «Alma mater», 2012.

2. Под ред. Жукова, Н.И. Кнутова, Е.Н. Перлова, Ю.В. Знакомьтесь – Швеция. Изд-во «Корона принт», 2012.

3. Меллер, А. Я. Некрасов Социальная политика Швеции. Социальная защита, 1999.

4. Рашиди Али М. Шведская модель дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013.

5. Стуколова Е. А. Общая характеристика школьного образования Швеции // Вестник оренбургского государственного педагогического университета, 2012.

6. Особенности получения образования в Швеции – 2018. [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта юридической поддержки эмигрантам – URL: https://emigranto.ru

7. Швеция система образования – 2013. [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта Психологос - образовательный проект, энциклопедия практической психологии – URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/shveciya-sistema-obrazovaniya

8. Школьное образование в Швеции – 2016. [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта информационной службы международных программ – URL: https://global-edu.ru/foreign-education/school-education-in-sweden

9. Шведская система образования – 2015. [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта помощи абитуриентам в обучении за рубежом – URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniy



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: