ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
План-конспект по биологии
на тему: «Почва. Состав почвы»
Выполнила
Студентка 4 курса
Группы ЗС(Д)О-16
Ямбаршева Диана
Преподаватель: Бекирова М.И.
Симферополь,2020
Класс: 6
Тема: «Почва. Состав почвы »
Цель урока: формировать понятие «почва», представление о ее образовании, составе и свойствах.
Задачи урока:
· образовательная: формировать понятие «почва», познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами, формировать элементарные представления об образовании почвы, формировать умение извлекать учебную информацию из наблюдений;
· коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес, мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки (делать выводы на основе проведенных опытов); обогащать словарный запас учащихся;
· воспитательная: прививать интерес к учебному предмету,воспитывать организованность, интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к родной природе.
Тип урока: первоначального изучения нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: А. И. Никишов учебник биологии для 6 кл., тетрадь, простой карандаш, ручка, линейка, ластик, презентация, стакан, почва, вода, бумага, спички, стекло, ватман с кроссвордом.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | 1 мин | -Вот звонок нам дал сигнал –Поработать час настал. | Приветствуют учителя. |
2.Подготовка к изучению нового | 2 мин | - Добрый день, юные ученые! Я неслучайно вас назвала учеными, мы с вами сегодня будем проводить научные исследования, а вот что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете из рассказа М.М. Пришвина "Чудесная кладовая". Чтение отрывка из рассказа: «Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян дает большой урожай огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? - Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений. - Какие значения вы знаете? • это и название нашей планеты, на которой мы живем; • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или... о чем? Каково её научное название? - Да, это почва. | Слушают рассказ учителя. - Земля. -Земля – это наша планета. -Земля это то, что под нашими ногами. - Почва. |
3. Работа над новым материалом | 10 мин | Сообщение темы урока. Почва. Состав почвы. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как образовалась почва, что такое почва, из чего она состоит. - Итак, ответить на вопрос: как образовалась почва? Нам поможет научный фильм. - Как образовалась почва? (учитель обобщает сказанное детьми) - Раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Получался рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Из их остатков образовался перегной. Перегной - часть почвы, гниения растительных и животных остатков. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. - Посмотрите внимательно на экран и скажите. Что такое почва? Почва - верхний плодородный слой земли. Найдите в учебнике ответ на вопрос: кто живет в верхнем слое земли? (читают 2-й абзац: дождевые черви, личинки и т.д.) - Как вы думаете, какое основное свойство почвы? (плодородие, вывешиваем на доску табличку с этим словом) - Что такое плодородие? - Плодородие – главное свойство почвы. - Разберите это слово по составу. Плодородие – это способность почвы «рождать плоды" производить богатую растительность, давать обильный урожай. - Почему же почва плодородна? - Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни. - Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы? | Запись темы в тетрадь. Просмотр фильма. Дети отвечают по просмотренному фильму. Запись в тетрадь. Ответ детей. Почва - верхний плодородный слой земли. Запись в тетрадь Работа с учебником. Дети отвечают, что появляются плоды, растения. Запись в тетрадь. |
4.Физкультминутка | 2 мин | «Как росло растение». Педагог предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву. Далее педагог рассказывает, как развивается из семени растение: Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки. Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями. И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам. А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву. Вот так целый год росло растение. | Дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек, мышечное напряжение, глаза зажмурены. Расслабление мышц. Дети встают на ноги, открывают глаза. Поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях. Дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук. Дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону. |
5.Практическая работа | 20 мин | - А сейчас мы с вами приступим к исследованию и сами выясним все о почве. По ходу выполнения опытов все открытия будем записывать в схемы. Опыт 1 - Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха). - Какой вывод можно сделать? - Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. Опыт 2 А) Дети выполняют за партами: - Берем промокательную бумагу, насыпаем на нее немного почвы. Прижимаем ее плотно к бумаге. Стряхиваем почву в стакан с водой. - Что вы увидели на бумаге? Б) Я демонстрирую опыт: (Я немного нагреваю почву. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным). - Что доказывает этот опыт? Опыт 3 -Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? -Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Опыт 4 - Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают насекомые, мусор, иголки, остатки листьев. На дне стакана – осадок). - Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы видите? - Сделайте вывод. Опыт 5 Возьмем пипеткой несколько капель воды, в которой долго находилась почва, поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. - Сделайте вывод. | Дети выполняют за партами: -В почве есть воздух. - На бумаге осталось небольшое влажное пятно. Учащиеся наблюдают и проделывают опыты по словесной инструкции учителя, делают выводы и записывают в схему. - В почве есть вода. - Над почвой появился дым и в классе появился неприятный запах. В почве есть перегной. - В почве есть песок и глина. Запись в тетрадь. -В почве находятся соли, которые могут растворяться в воде. |
6.Закрепление изученного на уроке | 9 мин | 1. Выберите правильное определение почвы: а) верхний слой земли, где есть песок и глина; б) верхний плодородный слой земли; в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух. 2. Какая главная часть почвы? а) Песок; б) Глина; в) Перегной 2. Кроссворд 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. | Выполняют тест самостоятельно. Разгадывают кроссворд самостоятельно. |
7. Итог урока | 1 мин | - Давайте закрепим, что такое почва, перегной, соли? - Вам понравились сегодняшние опыты? - Молодцы, ребята, сегодня вы хорошо поработали. Всем спасибо. Урок окончен. | Дети отвечают на поставленные вопросы. - Да. |