РЕФЕРАТ
по дисциплине "Государственная политика социально-экономического развития России"
на тему: "Концепция развития науки"
Выполнил: студент группы Б 3-4
Иван Алексеев
Научный руководитель: проф., д.э.н.
Севрук Михаил Анатольевич
Москва 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Российская академия наук и ее современное состояние
1.1 Российская академия наук в мировой науке
Финансовое обеспечение
Глава 2. Концепция развития Российской академии наук до 2025 года
2.1 Основные задачи концепции
Заключение
Список используемых источников
Введение
"Наука необходима народу" - это высказывание одного из творцов атомного века Ф. Жолио-Кюри по-прежнему актуально. И дело даже не в том, что главная функция науки - производство новых знаний, способных изменить мир. Характерной чертой нашего века является переход ведущих стран мира к экономике, основанной именно на знаниях. Высокая квалификация работников и их знания становятся важнейшим производственным фактором, а наличие высокотехнологичного сектора определяет место страны в мировой экономике, качество жизни ее граждан.
"Россия должна стать восприимчивой к инновациям. В этом вопрос нашего будущего, наших позиций и конкурентоспособности в мире завтрашнего дня" - отмечает Президент страны В.В. Путин и ставит задачу создания в стране к 2020 г. 25 миллионов рабочих мест в секторе высоких технологий.
Глава 1. Российская академия наук и ее современное состояние
Российская академия наук (РАН) - организация с почти трехвековой историей, богатыми научными традициями, мощной сетью региональных отделений, научных центров, институтов и научных станций - вступает в новый период развития. Главное богатство Академии - авторитетные научные школы и плеяда выдающихся ученых, чьи научные достижения признаны мировым сообществом и снискали РАН славу одной из самых сильных научных организаций в мире. Российская академия наук внесла неоценимый вклад в решение проблем национального и глобального уровней (освоение космического пространства, создание ракетно-ядерного щита, открытие лазера, атомная энергетика и судостроение, информационные технологии, разведка новых месторождений, оценка ресурсов и рациональное природопользование, освоение Арктики и Антарктики, научное обеспечение проблем внутренней и внешней политики российского государства). Вклад Академии в науку, образование, культуру, здравоохранение, высокотехнологичный сектор экономики и другие важнейшие сферы жизни российского общества является общепризнанным. За последние пять лет сотрудники РАН стали лауреатами 17 государственных премии РФ, 207 премий правительства РФ и 12 премий Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, работниками РАН получены около тысячи государственных наград.
|
Российская академия наук в мировой науке
В настоящее время в мире сложились четыре главных центра научных исследований: США (31% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский союз (24%), Китай (14%) и Япония (11%). Доля России составляет менее 2% мировых расходов на науку, что уступает вкладу США почти в 17 раз, Европейского союза - в 12 раз, Китая - в 7,5 раз и Японии - в 5,9 раза.
|
Доля расходов на науку в ВВП Российской Федерации в 3-4 раза меньше, чем в развитых странах. При этом страны-лидеры ставят задачу довести расходы на науку до 3% ВВП (США, Германия, Франция) и до 4% (Финляндия, Швеция, Южная Корея, Япония). Если оценить расходы на науку в РФ в расчете на душу населения, то она также окажется в 5-6 раз ниже, чем в странах-лидерах.
Занимая передовые позиции в фундаментальных исследованиях по многим направлениям, Академия существенно отстает от зарубежных организаций (Национальный центр научных исследований Франции, немецкое Общество им. Макса Планка) по уровню финансового обеспечения, что является прямым следствием хронического недофинансирования науки в России. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП нашей страны - одна из самых низких среди не только развитых государств, но и стран "догоняющего эшелона" (в 3,6 раза меньше, чем в Швеции и Финляндии; примерно в 3,3 раза меньше, чем в Японии и Корее; в 2,7 раза ниже, чем в США; в 1,5 раза меньше, чем в Китае). В целом внутренние затраты на исследования и разработки в России в 15 раз меньше, чем в США, в 5,7 раза - чем в Японии, в 3 раза - чем в Германии, в 1,7 раза - чем во Франции.
Следует констатировать, что существует очевидная зависимость между расходами на НИОКР и количеством публикаций в индексе Web of Science. Так, в 2011 г. на долю США (33,8% мировых расходов на науку) приходилось 28,1% публикаций, на долю Китая (11,6% расходов) - 11,6%, Франции (3,5% расходов) - 5,3%, Южной Кореи (4,6% расходов) - 3,6% публикаций (рис. 2). Доля России в мировых расходах на НИОКР составляет около 2,0%, в публикациях - 2,2%. Очевидно, что для того, чтобы войти в группу мировых лидеров, России необходимо увеличить расходы на науку в несколько раз. Так, чтобы увеличить долю российских публикаций до 6%, России необходимо тратить на НИОКР примерно 3% ВВП.
|
Несмотря на сокращение бюджетного финансирования и численности научных сотрудников, публикации РАН в журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, выросли с 13500 в 2001 г. (51,4% всех российских публикаций) до 16821 в 2009 г. (55,5%). В 2012 г. количество публикации немного сократилось до 15381, однако, по-прежнему, РАН остается главным источником фундаментальных знаний в России, обеспечивая 52,9% всех российских публикаций.
Согласно рейтингу SIR (Scimago Institutions Rankings), который формируется исследовательской группой европейских университетов и является одним из самых полных по охвату научных организаций, РАН в 2013 году занимает 3-е место в мире по количеству публикаций (97105), уступая по этому показателю только Национальному центру научных исследований Франции (CNRS) и Китайской академии наук, но опережая Гарвардский университет, Общество Макса Планка и другие ведущие центры мира.
Российская академия наук продолжает успешно работать и вносить вклад в решение важнейших научных проблем, имеющих не только национальное, но и глобальное значение.
Финансовое обеспечение
Важнейшим условием ускоренного развития академического сектора науки является увеличение его бюджетной обеспеченности в расчете на одного научного работника. В настоящее время низкий уровень бюджетной обеспеченности - основная причина относительно низкого уровня заработной платы - препятствует созданию эффективной мотивации для работников, своевременному обновлению материально-технической базы и тем самым сдерживает поступательное развитие фундаментальной науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности необходимо реализовать меры по следующим основным направлениям:
увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку, как в абсолютном (с учетом инфляции), так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами;
оптимизация численности персонала, занятого в фундаментальном секторе, на основе рационализации состава и структуры учреждений академической науки, аттестации их сотрудников. При этом следует учесть и в максимальной степени использовать возможность создания научными учреждениями дополнительных ставок, финансируемых из внебюджетных средств. "Бюджетные" рабочие места должны предназначаться персоналу, непосредственно занятому фундаментальными исследованиями, "внебюджетные" - работникам, осуществляющим инновационную деятельность и ведущим прикладные разработки.
В отношении пропорций средств федерального бюджета и внебюджетных средств, направляемых на реализацию соответствующих государственных программ (без расходов на создание единой инфраструктуры сектора исследований и разработок), установить, что
для фундаментальных исследований объем внебюджетного финансирования существенно меньше бюджетного;
для поисковых и прикладных проблемно-ориентированных работ соотношение бюджетных и внебюджетных средств должно составлять в среднем 1:1.
Представляется важным достичь единства в финансировании фундаментальной и прикладной науки. При этом необходимо учитывать как общность задач, так и специфику выделения бюджетных средств на фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивать сбалансированность развития академической, вузовской и прикладной науки. К сожалению, в 2005 г. в структуре федерального бюджета ликвидирован раздел "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Наличие этого раздела позволяло уже на стадии планирования формировать оптимальное соотношение выделяемых бюджетных средств на фундаментальные, прикладные исследования и освоение новых технологий и процессов. В настоящее время связь между фундаментальными и прикладными исследованиями уже на этапе финансовых проектировок отсутствует из-за децентрализации расходов на науку по 10 основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти, что приводит к распылению соответствующих бюджетных средств. Учитывая это, представляется необходимым восстановить раздел "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в структуре федерального бюджета. Финансирование Академии и подведомственных ей организаций будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований в рамках "Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг.". Программа является основанием для формирования РАН подведомственным научным учреждениям государственных заданий на проведение фундаментальных научных исследований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".