ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

Составить развозочный маршрут по критерию минимального пробега автомобиля. Автомобиль отправляется из пункта А и после объезда пунктов Б, В, Г, Д, Е, Ж возвращается в пункт А.

Рис. 3.1 – Технологические требования к созданию информационного обеспечения по формированию развозочного (сборочного) маршрута.

 

Таблица 3.1 – Исходные данные для выполнения работы №3

Вариант Координаты пунктов
А Б В Г Д Е Ж
  1; 1 3; 5 3; 3 5; 2 9; 7 7; 3 5; 5
  4; 1 3; 5 6; 3 2; 2 1; 7 7; 4 3; 5
  3; 5 1; 2 5; 3 3; 9 3; 3 7; 3 8; 2
  2; 2 1; 7 7; 4 3; 5 3; 9 1; 2 5; 3
  2; 4 1; 1 3; 5 5; 3 3; 9 1; 3 5; 4
  1; 7 5; 3 3; 5 3; 9 1; 2 5; 3 3; 3
  3; 3 5; 2 9; 7 4; 1 6; 3 1; 1 3; 5
  6; 3 2; 2 1; 7 7; 4 1; 1 4; 1 3; 5
  5; 3 3; 9 3; 3 7; 4 1; 1 3; 5 1; 2
  1; 4 7; 1 1; 5 7; 4 3; 5 2; 2 1; 7
  1; 8 3; 5 5; 3 7; 3 8; 2 2; 4 1; 1
  1; 3 3; 5 6; 9 3; 2 5; 9 5; 7 5; 3
  9; 7 7; 3 5; 5 1; 1 3; 5 3; 3 5; 2
  1; 7 7; 4 3; 5 4; 1 3; 5 6; 3 2; 2
  3; 3 7; 3 8; 2 3; 5 1; 2 5; 3 3; 9
  3; 9 1; 2 5; 3 2; 2 1; 7 7; 4 3; 5
  3; 9 1; 3 5; 4 2; 4 1; 1 3; 5 5; 3
  1; 2 5; 3 3; 3 1; 7 5; 3 3; 5 3; 9
  6; 3 1; 1 3; 5 3; 3 5; 2 9; 7 4; 1
  3; 7 7; 8 4; 1 6; 3 2; 2 1; 7 7; 4

 

Методические указания к заданию № 3

Данная задача носит название «задача «коммивояжера».

Она формулируется следующим образом: имеются пунктов с заданными расстояниями между i-м и k-м пунктами. Составить оптимальный маршрут из условия минимизации суммарного пробега для машины, выходящей из «нулевого» пункта, которая должна побывать в каждом пункте по одному и только одному разу и вернуться в «нулевой» пункт.

Решение. Введем n2 альтернативных переменных xik, принимающих значение 0, если переезд из i-го пункта в k-й не входит в маршрут, и 1 в противоположном случае. Условия прибытия машины в каждый пункт и выезда из каждого пункта только по одному разу могут быть выражены равенствами

(3.1)

Однако необходимо обеспечить «непрерывность» маршрута, т.е. чтобы набор «звеньев» (i,k), для которых xik =1 (т.е. звеньев, входящих в маршрут) образовал единую цепочку (например, при n=7 цепочка (1.1)-(3.3)-(3.5)-(5.5)-(5.2)-(7.3)-(9.7), а не состоял бы из отдельных не связанных цепочек (например, (0,1)-(1,5)-(5,0) и (2,7)-(7,6)-(6,4)-(4,3)-(3,2)]. Это условие можно обеспечить введением дополнительных n переменных и дополнительных n2 ограничений

(1.1)-(3.3)-(3.5)-(5.5)-(5.2)-(7.3)-(9.7)

7*1+33-26 меньше 7-1

14 меньше 6 (3.2)

Действительно, пусть маршрут включает несколько цепочек. Тогда существует цепочка, начинающаяся и заканчивающаяся в «нулевом» пункте, но охватывающая n1 звеньев, где n1<n. Просуммировав неравенства вдоль такой цепочки (т.е. при xik=1), получим бессмысленное неравенство n1∙n ≤ n1∙(n-1) (все ui и uk при суммировании взаимно уничтожаются).

Суммарная длина пробега машины z, которую необходимо минимизировать, запишется в виде

Z=58*1=58 (3.3)

В результате приходим к следующей модели частично целочисленной задачи: минимизировать z при условиях (3.1), (3.2), условиях неотрицательности и и целочисленности всех переменных xik.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.

Составить развозочный маршрут по критерию минимального пробега автомобиля. Автомобиль отправляется из пункта А и после объезда пунктов Б, В, Г, Д, Е, Ж возвращается в пункт А.

Рис. 3.1 – Технологические требования к созданию информационного обеспечения по формированию развозочного (сборочного) маршрута.

 

Таблица 3.1 – Исходные данные для выполнения работы №3

Вариант Координаты пунктов
А Б В Г Д Е Ж
  1; 1 3; 5 3; 3 5; 2 9; 7 7; 3 5; 5
  4; 1 3; 5 6; 3 2; 2 1; 7 7; 4 3; 5
  3; 5 1; 2 5; 3 3; 9 3; 3 7; 3 8; 2
  2; 2 1; 7 7; 4 3; 5 3; 9 1; 2 5; 3
  2; 4 1; 1 3; 5 5; 3 3; 9 1; 3 5; 4
  1; 7 5; 3 3; 5 3; 9 1; 2 5; 3 3; 3
  3; 3 5; 2 9; 7 4; 1 6; 3 1; 1 3; 5
  6; 3 2; 2 1; 7 7; 4 1; 1 4; 1 3; 5
  5; 3 3; 9 3; 3 7; 4 1; 1 3; 5 1; 2
  1; 4 7; 1 1; 5 7; 4 3; 5 2; 2 1; 7
  1; 8 3; 5 5; 3 7; 3 8; 2 2; 4 1; 1
  1; 3 3; 5 6; 9 3; 2 5; 9 5; 7 5; 3
  9; 7 7; 3 5; 5 1; 1 3; 5 3; 3 5; 2
  1; 7 7; 4 3; 5 4; 1 3; 5 6; 3 2; 2
  3; 3 7; 3 8; 2 3; 5 1; 2 5; 3 3; 9
  3; 9 1; 2 5; 3 2; 2 1; 7 7; 4 3; 5
  3; 9 1; 3 5; 4 2; 4 1; 1 3; 5 5; 3
  1; 2 5; 3 3; 3 1; 7 5; 3 3; 5 3; 9
  6; 3 1; 1 3; 5 3; 3 5; 2 9; 7 4; 1
  3; 7 7; 8 4; 1 6; 3 2; 2 1; 7 7; 4

 

Методические указания к заданию № 3

Данная задача носит название «задача «коммивояжера».

Она формулируется следующим образом: имеются пунктов с заданными расстояниями между i-м и k-м пунктами. Составить оптимальный маршрут из условия минимизации суммарного пробега для машины, выходящей из «нулевого» пункта, которая должна побывать в каждом пункте по одному и только одному разу и вернуться в «нулевой» пункт.

Решение. Введем n2 альтернативных переменных xik, принимающих значение 0, если переезд из i-го пункта в k-й не входит в маршрут, и 1 в противоположном случае. Условия прибытия машины в каждый пункт и выезда из каждого пункта только по одному разу могут быть выражены равенствами

(3.1)

Однако необходимо обеспечить «непрерывность» маршрута, т.е. чтобы набор «звеньев» (i,k), для которых xik =1 (т.е. звеньев, входящих в маршрут) образовал единую цепочку (например, при n=7 цепочка (1.1)-(3.3)-(3.5)-(5.5)-(5.2)-(7.3)-(9.7), а не состоял бы из отдельных не связанных цепочек (например, (0,1)-(1,5)-(5,0) и (2,7)-(7,6)-(6,4)-(4,3)-(3,2)]. Это условие можно обеспечить введением дополнительных n переменных и дополнительных n2 ограничений

(1.7)-(7.4)-(4.1)-(3.5)-(3.5)-(6.3)-(2.2)

7*1+27-26 меньше 7-1

8 меньше 6 (3.2)

Действительно, пусть маршрут включает несколько цепочек. Тогда существует цепочка, начинающаяся и заканчивающаяся в «нулевом» пункте, но охватывающая n1 звеньев, где n1<n. Просуммировав неравенства вдоль такой цепочки (т.е. при xik=1), получим бессмысленное неравенство n1∙n ≤ n1∙(n-1) (все ui и uk при суммировании взаимно уничтожаются).

Суммарная длина пробега машины z, которую необходимо минимизировать, запишется в виде

Z=52*1=52 (3.3)

В результате приходим к следующей модели частично целочисленной задачи: минимизировать z при условиях (3.1), (3.2), условиях неотрицательности и и целочисленности всех переменных xik.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: