Однозначного определения исследовательского поведения не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательское поведение рассматривают:
• как поиск информации (Fein G.G.
Child development. - New Jersey, 1978;
Поддъяков А.Н. Исследовательское по
ведение. Стратегии познания, помощь,
противодействие, конфликт. — М., 2000);
• как поведение, направленное на
уменьшение возбуждения, вызван
ного неопределенностью {Berlyne D.
Structure and direction in thinking. -
New York, Wiley, 1965).
Мы, в данном контексте, рассматриваем исследовательское поведение как поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности; а «исследовательское обучение» — как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения.
Правомерен вопрос об истоках исследовательского поведения, о том, что побуждает ребенка к поисковой активности, откуда у него берется желание исследовать окружающий мир. Современная психология дает убедительные, базирующиеся на надежных основаниях ответы.
Конечно, можно рассматривать исследовательское поведение как реакцию на ситуацию неопределенности.
Оно актуализируется, когда традиционное, стереотипное поведение не дает желаемого эффекта. Такие ситуации действительно стимулируют проявления исследовательского поведения, но все же основная его причина — это глубинная, внутренняя, биологическая по своей природе, потребность человеческой психики. В ее основе лежит — выявленный известным русским физиологом, нобелевским лауреатом И.П. Павловым и изученный в работах многих ученых - ориентировочно-исследовательский рефлекс. Он относится к числу безусловных и рассматривается как первоначальная психическая реакция на новый стимул. Будучи свойствен не только человеку, но и животным, данный рефлекс является основой непроизвольного внимания. И.П. Павлов еще называл его — «рефлекс «что такое?». Конечно, от ориентировочно-исследовательского рефлекса до исследовательского поведения огромная дистанция. Но очевидно, что они тесно связаны.
|
В ходе многочисленных, специальных экспериментов, направленных на изучение особенностей исследовательского поведения людей и животных, неоднократно было доказано, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Оно выполняет важнейшую функцию — функцию развития. Последняя обеспечивает адаптацию к динамичному окружению и, в конечном итоге, является гарантией выживания данного организма и вида в целом. Вероятно, поэтому в ходе эволюции природой достигнуто то, что мотивация исследовательского поведения не только у людей, но и животных, в ряде случаев оказывается более сильной, чем
пищевая или оборонительная. Ярким подтверждением этого утверждения могут служить результаты экспериментов, проведенных биологами и психологами на животных. Например, проводя лабораторные эксперименты с крысами, экспериментаторы определили, что исследовательское поведение - внутренняя, биологически детерминированная потребность, а не просто явление, вызванное внешними обстоятельствами.
|
Долгое время участвовавшие в эксперименте крысы жили в условиях полного комфорта, удовлетворялись все их потребности. Животные получали достаточно пищи, они не нуждались в защите от хищников, не было у них необходимости в решении и других проблем. Однако, несмотря на это крысы стремились исследовать находящееся рядом и ничем особенно непривлекательное помещение. Животные стремились в него попасть, хотя их к этому никто не принуждал, и даже более того, это посещение было для них потенциально опасно.
В естественных природных условиях исследовательское поведение у животных проявляется постоянно, но оно не так заметно, как в искусственных ситуациях. Исследовательское поведение животного - это естественная часть борьбы за выживание. Оно добывает пищу, спасается от хищников, удовлетворяет свои сексуальные потребности, решает другие проблемы, все это требует постоянного исследовательского поиска.
Исследовательское поведение характерно для всех живых существ, и чем выше уровень психической организации, тем выше уровень развития поисковой активности. Наиболее ярко эта особенность проявляется у человека. Главное его отличие от аналогичных проявлений у животных в том, что по-