ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 3/2004 30





требность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколь­ко в творчестве. Причем исследователь­ский, творческий поиск для человека важен по меньшей мере с двух точек зрения: с точки зрения получения како­го-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. Человек способен испытывать и испы­тывает истинное удовольствие не толь­ко от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследо­вательского поиска.

Любопытный пример сравнения ис­следовательского поведения людей и животных описан в одной из книг по нейролингвистическому программиро­ванию (Бэндлер Р., Гриндер Дж.. Из ля­гушек в принцы. - М., Новосибирск, 1992. - С. 20). Студенты, работавшие под руководством известного психоло­га Б.Ф. Скиннера, исследовали пробле­му различий в поведении людей и жи­вотных. Они построили большой слож­ный лабиринт для людей и аналогичный поменьше для крыс. За успешное про­хождение лабиринта человеку давали пять долларов, крысе — кусочек сыра. Люди чуть быстрее научились прохо­дить лабиринт, но никаких особых раз­личий в его прохождении людьми и крысами не было замечено. После того как крысам перестали давать сыр, а людям деньги, крысы, сделав несколько попыток, прекращали бегать, люди пы­тались улучшить результат.

Вероятно, более высокие аналити­ческие способности людей подталкива­ли их к идее о том, что результат мож­но улучшить путем оптимизации про­цесса движения по лабиринту, а сама процессуальная сторона задачи была более значимой, чем внешнее вознаг­раждение (пять долларов). Для крыс, ве­роятно, исследовательская часть этой задачи выглядела исчерпанной. Един­ственное, что толкало животное к про­хождению лабиринта, это лакомство, получаемое в итоге.

О биологических корнях исследова­тельского поведения говорят и факты, полученные при изучении психосома­тических расстройств. Ученые утверж­дают, что неудовлетворенная потреб­ность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной систе­мы и даже к нервным заболеваниям {Ротенберг B.C., Бондаренко СМ.).

Более того, многие психологи и педа­гоги отмечают важность исследователь­ского поведения в плане развития и в


особенности саморазвития личности. «Постоянное отсутствие поисковой ак­тивности, - пишут B.C. Ротенберг и СМ. Бондаренко, - приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностя­ми или даже с такими ситуациями, ко­торые в других условиях как трудности не воспринимаются» (Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг, обучение и здо­ровье. - М„ 1989. - С. 25).

В воспитательном плане важно сле­дующее наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности, ибо по­требность должна тем или иным спосо­бом удовлетворяться. Применительно к детям младшего школьного возраста об этом говорят мало, деструктивная дея­тельность малышей не так волнует об­щество, как например деструктивная деятельность подростков, юношей или взрослых.

Но это не повод не обращать на нее внимания и даже подавлять. Для чего придумано много средств, методов и приемов. В первую очередь — многочис­ленные запреты: «не лезь», «не тронь», «отстань!», «тебе рано об этом знать»...

Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интел­лекта, Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы челове­ка является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим ми­ром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению ког­нитивного развития ребенка в наиболь­шей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружа­ющую среду и воздействовать на нее. Говоря о традиционных способах обу­чения, Ж. Пиаже постоянно подчерки­вал, что часто, обучая детей конкрет­ным навыкам, мы лишаем их шанса сде­лать собственное открытие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: