требность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве. Причем исследовательский, творческий поиск для человека важен по меньшей мере с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. Человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.
Любопытный пример сравнения исследовательского поведения людей и животных описан в одной из книг по нейролингвистическому программированию (Бэндлер Р., Гриндер Дж.. Из лягушек в принцы. - М., Новосибирск, 1992. - С. 20). Студенты, работавшие под руководством известного психолога Б.Ф. Скиннера, исследовали проблему различий в поведении людей и животных. Они построили большой сложный лабиринт для людей и аналогичный поменьше для крыс. За успешное прохождение лабиринта человеку давали пять долларов, крысе — кусочек сыра. Люди чуть быстрее научились проходить лабиринт, но никаких особых различий в его прохождении людьми и крысами не было замечено. После того как крысам перестали давать сыр, а людям деньги, крысы, сделав несколько попыток, прекращали бегать, люди пытались улучшить результат.
Вероятно, более высокие аналитические способности людей подталкивали их к идее о том, что результат можно улучшить путем оптимизации процесса движения по лабиринту, а сама процессуальная сторона задачи была более значимой, чем внешнее вознаграждение (пять долларов). Для крыс, вероятно, исследовательская часть этой задачи выглядела исчерпанной. Единственное, что толкало животное к прохождению лабиринта, это лакомство, получаемое в итоге.
О биологических корнях исследовательского поведения говорят и факты, полученные при изучении психосоматических расстройств. Ученые утверждают, что неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям {Ротенберг B.C., Бондаренко СМ.).
Более того, многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и в
особенности саморазвития личности. «Постоянное отсутствие поисковой активности, - пишут B.C. Ротенберг и СМ. Бондаренко, - приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются» (Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг, обучение и здоровье. - М„ 1989. - С. 25).
В воспитательном плане важно следующее наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности, ибо потребность должна тем или иным способом удовлетворяться. Применительно к детям младшего школьного возраста об этом говорят мало, деструктивная деятельность малышей не так волнует общество, как например деструктивная деятельность подростков, юношей или взрослых.
Но это не повод не обращать на нее внимания и даже подавлять. Для чего придумано много средств, методов и приемов. В первую очередь — многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «отстань!», «тебе рано об этом знать»...
Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее. Говоря о традиционных способах обучения, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.