Понятие и сущность конкуренции и монополии




Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Производители (продавцы)

товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные работники — получить большую зарплату, потребители — купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.

Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды. Для возникновения конкуренции необходимы следующие предпосылки:

• наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

• отсутствие преград (экономических, юридических, политических,' социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);

• доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли. Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются:

• совокупность условий экономического, юридического, социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товара, уровня обслуживания;

• численность поставщиков и их способность диктовать свои условия;

• конкуренция внутри отрасли между существующими фирмами;

• появление на рынке новых торговых предприятий.

Формы и виды конкуренции представлены на рис. 1, а методы конкуренции — на рис. 2.

 

 

рис. 1

 

 

 

рис. 2

 

 

Конкуренция — живительная сила рыночной экономики — служит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей существует множество товаров и возможностей выбора для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта и ценообразовании, в результате которой возникает своего рода враг конкуренции — монополия.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т. д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция характеризуется тем, что монополии имеют возможность влиять на условия реализации товаров.

Монополия — это рыночное господство одного продавца, любое господствующее положение одного лица (или группы лиц) в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают рыночное господство продавцов: одного — собственно монополия и нескольких — олигополия, а также рыночное господство покупателей: одного — монопсония и нескольких — олигопсония.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам — обычно свыше 35%);

доминирующее (господствующее) положение этих фирм на рынке определенных товаров;

установление монопольных цен — завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) — и получение благодаря этому сверхприбылей.

Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен. М онопсонист уменьшает закупки у поставщиков (например, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждает снижать цены.

По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.

Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, например, в отраслях (автомобильной, газовой), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую активность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам, или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов чая, винограда, табака.

Искусственная монополия — это монополия, специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения власти на рынке сбыта и сверхприбылей отдельные компании-гиганты укрепляют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.

Монополии имеют следующие положительные черты: во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат; во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирую44 щие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены прежде всего текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Кроме того, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах и финансовые возможности шире, и вся прибыль от нововведений достается их авторам.

К недостаткам монополий прежде всего можно отнести нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. В результате этого нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.

Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, так как получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей власти на рынке сбыта. Это не способствует совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента и развитию НТП. Кроме того, монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования. Таким образом, в монополистическом секторе действуют две противоположные тенденции: одна — к развитию научно-технического прогресса, другая — к его торможению. К негативным проявлениям монополизма относится опасность его влияния на политическую демократию. Такая опасность очевидна, поскольку экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они добиваются принятия нужных решений, получают различные привилегии (выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и др.), ущемляя права и интересы других людей.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX в. Так, в соответствии с первым в истории антитрестовским законом Ш ермана, принятым в СШ А в 1890 г., монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонопольная политика направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и недопущение или ограничение искусственной монополии. Правительство не допускает чрезмерную концентрацию экономической мощи, создание искусственного дефицита, ценовые злоупотребления, стимулирует конкуренцию в экономике и т. п.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: