Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Производители (продавцы)
товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные работники — получить большую зарплату, потребители — купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.
Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды. Для возникновения конкуренции необходимы следующие предпосылки:
• наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
• отсутствие преград (экономических, юридических, политических,' социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
• доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли. Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются:
• совокупность условий экономического, юридического, социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товара, уровня обслуживания;
• численность поставщиков и их способность диктовать свои условия;
• конкуренция внутри отрасли между существующими фирмами;
• появление на рынке новых торговых предприятий.
|
Формы и виды конкуренции представлены на рис. 1, а методы конкуренции — на рис. 2.
рис. 1
рис. 2
Конкуренция — живительная сила рыночной экономики — служит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей существует множество товаров и возможностей выбора для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта и ценообразовании, в результате которой возникает своего рода враг конкуренции — монополия.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства и обращения, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.
Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т. д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая (несовершенная) конкуренция характеризуется тем, что монополии имеют возможность влиять на условия реализации товаров.
|
Монополия — это рыночное господство одного продавца, любое господствующее положение одного лица (или группы лиц) в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают рыночное господство продавцов: одного — собственно монополия и нескольких — олигополия, а также рыночное господство покупателей: одного — монопсония и нескольких — олигопсония.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам — обычно свыше 35%);
доминирующее (господствующее) положение этих фирм на рынке определенных товаров;
установление монопольных цен — завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) — и получение благодаря этому сверхприбылей.
Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым создает искусственный дефицит на рынке, что приводит к повышению цен. М онопсонист уменьшает закупки у поставщиков (например, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждает снижать цены.
По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.
Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, например, в отраслях (автомобильной, газовой), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую активность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам, или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов чая, винограда, табака.
|
Искусственная монополия — это монополия, специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения власти на рынке сбыта и сверхприбылей отдельные компании-гиганты укрепляют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.
Монополии имеют следующие положительные черты: во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат; во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирую44 щие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены прежде всего текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Кроме того, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах и финансовые возможности шире, и вся прибыль от нововведений достается их авторам.
К недостаткам монополий прежде всего можно отнести нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. В результате этого нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.
Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, так как получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей власти на рынке сбыта. Это не способствует совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента и развитию НТП. Кроме того, монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования. Таким образом, в монополистическом секторе действуют две противоположные тенденции: одна — к развитию научно-технического прогресса, другая — к его торможению. К негативным проявлениям монополизма относится опасность его влияния на политическую демократию. Такая опасность очевидна, поскольку экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они добиваются принятия нужных решений, получают различные привилегии (выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и др.), ущемляя права и интересы других людей.
Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX в. Так, в соответствии с первым в истории антитрестовским законом Ш ермана, принятым в СШ А в 1890 г., монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонопольная политика направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и недопущение или ограничение искусственной монополии. Правительство не допускает чрезмерную концентрацию экономической мощи, создание искусственного дефицита, ценовые злоупотребления, стимулирует конкуренцию в экономике и т. п.