Практическая работа 11
Цель: Определить возможности использования испытуемого в управленческой должности.
Краткие теоретические сведения:
Руководитель - категория работников, занимающих должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, а также главные специалисты (главный бухгалтер, главный технолог, главный инженер и т. д.), а также государственные инспекторы. К руководителям должны быть отнесены и заместители по всем приведенным здесь должностям.
Профессиональные качества руководителя:
- практический интеллект ( способность мыслить критически и логично; быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач);
- с оциальный интеллект (умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела);
- а декватная самооценка (способность к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения);
- п рофессиональные знания ( менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими: выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления; принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов; оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.
С повышением уровня управления возрастают требования к психологическим качествам руководителей: чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность, способность к социальной активизации других людей. На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание с клонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.
В таблице 5 перечислены основные управленческие компетенции и их составляющие
Таблица 5
Управленческие компетенции и их составляющие
Управленческие компетенции | Составляющие |
Уровень квалификации, знание своей работы | наличие высшего образования, соответствующего основному направлению работы; достаточный для успешного выполнения управленческих функций профессиональный опыт (в том числе опыт руководящей работы); хорошая ориентация в смежных областях, важных для успешного руководства (финансы, маркетинг, логистика и др.); владение методами, способными обеспечить успех возглавляемого им подразделения. |
Оптимизация процесса управления людьми | способность к правильной расстановке кадров; постановка целей и определение приоритетов; определение полномочий и ответственности; планирование работы подчиненных и др. |
Ориентация на результат | решительность в реализации намеченного; упорство при решении возникающих проблем; способность пойти на разумный (обоснованный) риск в работе; поддержка инициатив подчиненных и собственная способность к проявлению инициативы в решении управленческих задач. |
Формирование сплоченной команды | подбор членов команды; создание условий для успешной работы команды; поддержание на высоком уровне собственного авторитета в глазах членов команды; формирование у членов команды приверженности своей команде. |
Анализ проблем и принятие решений | сбор информации и анализ информации, выделение существенной информации и группировка информации по категориям; анализ проблем и затруднений, снижающих эффективность работы; выработка альтернативных решений; разработка критериев оценки альтернатив и выбор оптимального решения |
Обмен информацией с подчиненными | подготовка письменных распоряжений и отчетов; проведение совещаний; умение выступать перед аудиторией; личное общение |
Поддержание исполнительской дисциплины на высоком уровне | четкая постановка целей и задач; четкость в определении требований к работе (к будущим результатам); обеспечение необходимыми ресурсами; контроль исполнения |
Мотивация труда подчиненных | способность выявить индивидуальные предпочтения подчиненных в отношении материальных и моральных стимулов; способность воодушевить подчиненных на достижение поставленных целей; умение использовать средства материального и морального стимулирования; способность добиться высокого уровня сотрудничества от подчиненных |
Помощь подчиненным | индивидуальный подход к подчиненным; учет затруднений, с которыми сталкивается подчиненный в своей работе; готовность оказать подчиненному необходимую помощь, если тот ее запрашивает; формирование климата сотрудничества с подчиненными |
Эффективное использование руководителем собственного потенциала | планирование собственной карьеры; постоянная работа по собственному профессиональному развитию; планирование времени и умение хорошо организовать свою собственную работу; умение поддерживать на высоком уровне собственную работоспособность |
Задание
1. Сформулируйте перечень качеств необходимых руководителю.
2. Сформируйте экспертную группу в составе: эксперты группы А (2-3 человека), занимающие должности выше, чем оцениваемый работник, включая непосредственного начальника; эксперты группы Б (2–3 человека), занимающие должности одинакового ранга с испытуемым лицом; эксперты группы Г (2 человека) – работники, находящиеся в подчинении у данного испытуемого; эксперт группы В – представитель общественной организации.
3. Проведите инструктаж экспертной комиссии
4. Выберите испытуемого и проведите анонимную экспертную оценку его качеств. Оценку осуществлять по пятибалльной системе:
- «5» - выставляется, если качество проявляется полностью,
- «4» - качество проявляется почти всегда,
- «3» - количество проявлений и не проявлений качества одинаково,
- «2» - качество проявляется редко,
- «1» - качество проявляется крайне редко,
- «0» - оценить качество невозможно (при подсчете средних оценок не учитывается).
5. Результаты экспертной оценки занесите в таблицу 1.
6. Определите средний балл оценки экспертов по каждому качеству испытуемого и занесите его в таблицу 1.
7. Постройте диаграмму оценки качеств работников (рис. 1.).
8. Нанесите на диаграмму нормативные значения балльной оценки качеств руководителя (нормативные оценки определяются в организации для каждой должности отдельно). Проанализируйте экспертную и нормативную диаграммы.
9. Умножьте средний балл по каждому качеству испытуемого на больную оценку значимости соответствующего качества из табл. 2
10. Укажите, какие из отсутствующих в листе качеств ярко выражены у испытуемого? Дайте необходимую мотивировку выставленных оценок.
11. Сделайте вывод о готовности испытуемого к выполнению руководящих функций.
12. Разработайте рекомендации по направлениям подготовки испытуемого к выполнению функций руководителя.
13. Сделайте вывод по работе.
Таблица 1
№ п./п. | Наименование качества | Оценка экспертов | Средняя оценка | Самооценка | Нормативное значение | Заключение | ||||||
А | Б | Г | В | |||||||||
Моральные качества: | ||||||||||||
Трудолюбие | ||||||||||||
Принципиальность, честность | ||||||||||||
Обязательность, верность слову | ||||||||||||
Самоконтроль | ||||||||||||
Волевые качества | ||||||||||||
Энергичность | ||||||||||||
Работоспособность | ||||||||||||
Выдержанность | ||||||||||||
Настойчивость в достижении цели | ||||||||||||
Деловые качества и организаторские способности | ||||||||||||
Инициативность | ||||||||||||
Целеустремленность | ||||||||||||
Самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность) | ||||||||||||
Самоорганизованность | ||||||||||||
Дисциплинированность | ||||||||||||
Исполнительность | ||||||||||||
Умение четко определить цель и поставить задачу | ||||||||||||
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие; способность мобилизовать коллектив и повести за собой | ||||||||||||
Умение и стремление наладить контроль и учет деятельности подчиненных | ||||||||||||
Способность оперативно принимать решения | ||||||||||||
Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных | ||||||||||||
Творческий подход к делу | ||||||||||||
Умение поддержать инициативу | ||||||||||||
Профессиональные знания | ||||||||||||
Знание организационно-управленческих принципов и методов | ||||||||||||
Умение использовать резервы | ||||||||||||
Знания по профилю руководимого подразделения | ||||||||||||
Умение работать с документацией | ||||||||||||
Коммуникативные качества | ||||||||||||
Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящим руководством | ||||||||||||
Умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями | ||||||||||||
Умение устанавливать отношения с подчиненными | ||||||||||||
Умение прислушаться к чужому мнению |
![]() |
Рис. 1. Диаграмма оценки качеств работника
Таблица 2
№ п./п. | Качества личности | Балльная оценка значимости | Ранг (присвоенное место) |
Моральные качества | |||
Трудолюбие | 2,2 | ||
Принципиальность, честность | 3,0 | ||
Обязательность, верность слову | 2,9 | ||
Самокритичность | 2,5 | ||
Волевые качества | |||
Энергичность | 2,3 | ||
Работоспособность | 2,0 | ||
Выдержанность | 2,1 | ||
Настойчивость в достижении цели | 2,1 | ||
Деловые качества и организаторские способности | |||
Инициативность | 2,2 | ||
Целеустремленность | 2,1 | ||
Самостоятельность в решении вопросов | 2,5 | ||
Самоорганизованность | 2,7 | ||
Дисциплинированность | 2,4 | ||
Исполнительность | 2,5 | ||
Умение четко определять цель и поставить задачи | 3,2 | ||
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие | 4,6 | ||
Умение и стремление наладить контроль и учет деятельности подчиненных | 4,0 | ||
Способность и стремление оперативно принимать решения | 3,1 | ||
Способность анализировать и объективно оценивать результаты | 4,8 | ||
Творческий подход к порученному делу | 3,1 | ||
Умение поддерживать инициативу | 4,6 | ||
Профессиональные знания | |||
Знание организационно-управленческих принципов и методов | 4,4 | ||
Умение использовать резервы | 4,4 | ||
Знания по профилю руководимого подразделения | 5,8 | ||
Умение работать с документацией | 5,1 | ||
Коммуникативные качества | |||
Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящим руководством | 4,6 | ||
Умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями | 4,4 | ||
Умение устанавливать отношения с подчиненными | 4,9 | ||
Умение прислушиваться к чужому мнению | 5,6 |