Оценка деловых и личностных качеств руководителя




Практическая работа 11

Цель: Определить возможности использования испытуемого в управленческой должности.

 

Краткие теоретические сведения:

Руководитель - категория работников, занимающих должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, а также главные специалисты (главный бухгалтер, главный технолог, главный инженер и т. д.), а также государственные инспекторы. К руководителям должны быть отнесены и заместители по всем приведенным здесь должностям.

Профессиональные качества руководителя:

- практический интеллект ( способность мыслить критически и логично; быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач);

- с оциальный интеллект (умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела);

- а декватная самооценка (способность к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения);

- п рофессиональные знания ( менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими: выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления; принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов; оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

С повышением уровня управления возрастают требования к психологическим качествам руководителей: чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность, способность к социальной активизации других людей. На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание с клонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.

В таблице 5 перечислены основные управленческие компетенции и их составляющие

Таблица 5

Управленческие компетенции и их составляющие

Управленческие компетенции Составляющие
Уровень квалификации, знание своей работы ­ наличие высшего образования, соответствующего основному направлению работы; ­ достаточный для успешного выполнения управленческих функций профессиональный опыт (в том числе опыт руководящей работы); ­ хорошая ориентация в смежных областях, важных для успешного руководства (финансы, маркетинг, логистика и др.); ­ владение методами, способными обеспечить успех возглавляемого им подразделения.
Оптимизация процесса управления людьми ­ способность к правильной расстановке кадров; ­ постановка целей и определение приоритетов; ­ определение полномочий и ответственности; ­ планирование работы подчиненных и др.
Ориентация на результат ­ решительность в реализации намеченного; ­ упорство при решении возникающих проблем; ­ способность пойти на разумный (обоснованный) риск в работе; ­ поддержка инициатив подчиненных и собственная способность к проявлению инициативы в решении управленческих задач.
Формирование сплоченной команды ­ подбор членов команды; ­ создание условий для успешной работы команды; ­ поддержание на высоком уровне собственного авторитета в глазах членов команды; ­ формирование у членов команды приверженности своей команде.
Анализ проблем и принятие решений ­ сбор информации и анализ информации, выделение существенной информации и группировка информации по категориям; ­ анализ проблем и затруднений, снижающих эффективность работы; ­ выработка альтернативных решений; ­ разработка критериев оценки альтернатив и выбор оптимального решения
Обмен информацией с подчиненными ­ подготовка письменных распоряжений и отчетов; ­ проведение совещаний; ­ умение выступать перед аудиторией; ­ личное общение
Поддержание исполнительской дисциплины на высоком уровне ­ четкая постановка целей и задач; ­ четкость в определении требований к работе (к будущим результатам); ­ обеспечение необходимыми ресурсами; ­ контроль исполнения
Мотивация труда подчиненных ­ способность выявить индивидуальные предпочтения подчиненных в отношении материальных и моральных стимулов; ­ способность воодушевить подчиненных на достижение поставленных целей; ­ умение использовать средства материального и морального стимулирования; ­ способность добиться высокого уровня сотрудничества от подчиненных
Помощь подчиненным ­ индивидуальный подход к подчиненным; ­ учет затруднений, с которыми сталкивается подчиненный в своей работе; ­ готовность оказать подчиненному необходимую помощь, если тот ее запрашивает; ­ формирование климата сотрудничества с подчиненными
Эффективное использование руководителем собственного потенциала ­ планирование собственной карьеры; ­ постоянная работа по собственному профессиональному развитию; ­ планирование времени и умение хорошо организовать свою собственную работу; ­ умение поддерживать на высоком уровне собственную работоспособность

 

Задание

1. Сформулируйте перечень качеств необходимых руководителю.

2. Сформируйте экспертную группу в составе: эксперты группы А (2-3 человека), занимающие должности выше, чем оцениваемый работник, включая непосредственного начальника; эксперты группы Б (2–3 человека), занимающие должности одинакового ранга с испытуемым лицом; эксперты группы Г (2 человека) – работники, находящиеся в подчинении у данного испытуемого; эксперт группы В – представитель общественной организации.

3. Проведите инструктаж экспертной комиссии

4. Выберите испытуемого и проведите анонимную экспертную оценку его качеств. Оценку осуществлять по пятибалльной системе:

- «5» - выставляется, если качество проявляется полностью,

- «4» - качество проявляется почти всегда,

- «3» - количество проявлений и не проявлений качества одинаково,

- «2» - качество проявляется редко,

- «1» - качество проявляется крайне редко,

- «0» - оценить качество невозможно (при подсчете средних оценок не учитывается).

5. Результаты экспертной оценки занесите в таблицу 1.

6. Определите средний балл оценки экспертов по каждому качеству испытуемого и занесите его в таблицу 1.

7. Постройте диаграмму оценки качеств работников (рис. 1.).

8. Нанесите на диаграмму нормативные значения балльной оценки качеств руководителя (нормативные оценки определяются в организации для каждой должности отдельно). Проанализируйте экспертную и нормативную диаграммы.

9. Умножьте средний балл по каждому качеству испытуемого на больную оценку значимости соответствующего качества из табл. 2

10. Укажите, какие из отсутствующих в листе качеств ярко выражены у испытуемого? Дайте необходимую мотивировку выставленных оценок.

11. Сделайте вывод о готовности испытуемого к выполнению руководящих функций.

12. Разработайте рекомендации по направлениям подготовки испытуемого к выполнению функций руководителя.

13. Сделайте вывод по работе.

Таблица 1

№ п./п. Наименование качества Оценка экспертов Средняя оценка Самооценка Нормативное значение Заключение
А Б Г В
             
  Моральные качества:      
  Трудолюбие                      
  Принципиальность, честность                      
  Обязательность, верность слову                      
  Самоконтроль                      
  Волевые качества      
  Энергичность                      
  Работоспособность                      
  Выдержанность                      
  Настойчивость в достижении цели                      
  Деловые качества и организаторские способности      
  Инициативность                      
  Целеустремленность                      
  Самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность)                      
  Самоорганизованность                      
  Дисциплинированность                      
  Исполнительность                      
  Умение четко определить цель и поставить задачу                      
  Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие; способность мобилизовать коллектив и повести за собой                      
  Умение и стремление наладить контроль и учет деятельности подчиненных                      
  Способность оперативно принимать решения                      
  Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных                      
  Творческий подход к делу                      
  Умение поддержать инициативу                      
  Профессиональные знания      
  Знание организационно-управленческих принципов и методов                      
  Умение использовать резервы                      
  Знания по профилю руководимого подразделения                      
  Умение работать с документацией                      
  Коммуникативные качества      
  Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящим руководством                      
  Умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями                      
  Умение устанавливать отношения с подчиненными                      
  Умение прислушаться к чужому мнению                      

 


Рис. 1. Диаграмма оценки качеств работника

 

Таблица 2

 

№ п./п. Качества личности Балльная оценка значимости Ранг (присвоенное место)
  Моральные качества
  Трудолюбие 2,2  
  Принципиальность, честность 3,0  
  Обязательность, верность слову 2,9  
  Самокритичность 2,5  
  Волевые качества
  Энергичность 2,3  
  Работоспособность 2,0  
  Выдержанность 2,1  
  Настойчивость в достижении цели 2,1  
  Деловые качества и организаторские способности
  Инициативность 2,2  
  Целеустремленность 2,1  
  Самостоятельность в решении вопросов 2,5  
  Самоорганизованность 2,7  
  Дисциплинированность 2,4  
  Исполнительность 2,5  
  Умение четко определять цель и поставить задачи 3,2  
  Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие 4,6  
  Умение и стремление наладить контроль и учет деятельности подчиненных 4,0  
  Способность и стремление оперативно принимать решения 3,1  
  Способность анализировать и объективно оценивать результаты 4,8  
  Творческий подход к порученному делу 3,1  
  Умение поддерживать инициативу 4,6  
  Профессиональные знания
  Знание организационно-управленческих принципов и методов 4,4  
  Умение использовать резервы 4,4  
  Знания по профилю руководимого подразделения 5,8  
  Умение работать с документацией 5,1  
  Коммуникативные качества
  Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящим руководством 4,6  
  Умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями 4,4  
  Умение устанавливать отношения с подчиненными 4,9  
  Умение прислушиваться к чужому мнению 5,6  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: