Введение
Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.
Проблемами приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика.
В последнее время все больше внимания уделяется проблемам эстетики сферы труда и перестройки производственной среды на эстетических началах.
Важное значение для улучшения условий труда имеет производственная и техническая эстетика. Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую.
Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда.
Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях. Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т.п.
Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства.
Цвета и их психологическое воздействие
В художественно-дизайнерской практике при оценке сочетательных цветов самое важное - их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувствительные переживания.
Физиологическое воздействие цвета составляет первый, или низкий, уровень влияния цвета, тогда как психическое воздействие - второй, высокий уровень его влияния. [1]
Исследования показывают, что для отдельных цветов существуют некоторые ассоциации и представления, характерные для множества людей.
Несмотря на то, что восприятие человеком цвета субъективно, анализ многочисленных исследований, проведенных в США, Англии, Франции, Чехословакии и других странах, показал, что один и тот же цвет и цветовые сочетания вызывают у различных людей близкие ассоциации и эмоции. Поэтому можно считать цветовое предпочтение и отдельные психологические характеристики цветов близкими к объективным показателям.
Именно на эти характерные ассоциации и представления рекомендуется ориентироваться в практической работе при цветовом оформлении.
Исследователи цвета и цветопсихологии Г. Фрилинг и К. Ауэр так классифицируют цвета по их психологическому воздействию на человека:
1. стимулирующие (теплые), способствующие возбуждению и действующие как раздражители: красный, кармин, оранжевый, желтый;
2. дезинтегрирующие (холодные), приглушающие раздражение: фиолетовый, синий, светло-синий, сине-зеленый;
3. пастельные, приглушающие чистые цвета: розовый, лиловый, пастельно-зеленый, серовато-голубой;
4. статичные, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов: чисто зеленый, оливковый, желто-зеленый, пурпурный;
5. цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые); гасят его (белый); помогают сосредотачиваться (черный); к ним относятся две группы смешанных цветов: теплые цвета (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно (охра, коричневый, землистый, темно-коричневый); холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение (темно-серый, черно-синий, темные-зелено-синие).
Далее надо отметить, что указанные сочетания двух или трех цветов приобретают различные тоновые зависимости и их суммарное психологическое воздействие па человека вызывает другие ассоциации и ощущения.
При восприятии у человека возникают ассоциации распределения цвета в природе: светло-голубые цвета вызывают у людей ассоциации с небом или движением вверх, тогда как теплые оттенки, а также зеленые и красно-оранжевые цвета ассоциируются с землей или движением вниз. В настоящее время имеется достаточно научно-исследовательских экспериментальных данных об особенностях психологического воздействия на человека. [2]
Новые научные исследования по психосоциологии цвета показывают, что предпочитаемость цветов, помимо прочего, может зависеть от моды на цвета и цветовые сочетания; наблюдается известная разница в предпочитаемости цветов у мужчин и женщин; исследованы данные по "общечеловеческим" цветовым предпочтениям: насыщенные цвета нравятся больше приглушенных, а пастельные цвета - больше насыщенных и т.п.
Правильное применение цвета в проектировании промышленного интерьера или изделия немыслимо без учета всех этих факторов.
При создании психофизиологического комфорта на рабочем месте дизайнера интересует прежде всего результат воздействия цвета, т.е. эмоции, которые возникают у человека, должны быть положительными. [3]