Не место красит человека




ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Пензенской области 2020

Доклад – исследование не предназначен для публикации в СМИ.

Для служебного пользования.

Методика исследования

Методом исследования «Влиятельные люди Пензенской области» является экспертный опрос, в ходе которого участники самостоятельно определяли влиятельных политиков и представителей бизнес-элиты Пензенской области. Анкета включала в себя как простые вопросы «перечислите самых влиятельных людей в сфере политики и бизнеса», так и сложное задание, требующее квалифицированной оценки этих людей через их ресурсы влияния по 10-бальной шкале.

Экспертам предлагались назвать фамилий влиятельных людей и «поделить» их на группы «политика» и «бизнес». Для расчёта их влияния предлагались следующие критерии.

Таблица. Вес критерия влияния «Политика»

  2020 2019 разница
Частный капитал (финансовые ресурсы, материальные активы, товарооборот) 6,3 5,2 +1,1
Государственный капитал (доступ к управлению государственными активами и финансовыми потоками) 15,3 28,2 -12,9
Аппарат, рычаги власти (исполнительной, законодательной, судебной) 17,3 18,6 -1,3
Средства массовой информации (пресс-службы, пиар) 10,5 14,8 -4,3
Организация, стоящая за человеком (партия, команда, конфессия, др.) 17,0 15,4 +1,6
Личностные качества (воля, энергия, организаторские способности, обаяние) 15,3 9,2 +6,1
Стратегичность занимаемой позиции в своем деле 13,5 5,2 +8,3
Независимость, самостоятельность возглавляемого дела 4,8 3,4 +1,4

При составлении итогового списка самых влиятельных людей региона, исследователи пользовались двумя подходами.

Субъективный (первый) подход:

· учитывалось количество упоминаний фамилии политика / предпринимателя;

· анализировались данные только тех, кто был, упомянут не единожды.

Объективный (второй) подход – оценка на основании полученных данных веса и оценки предложенных критериев влияния для окончательного расчета показателя – рейтинг влияния.

 

Таблица. Вес критерия влияния «Бизнес»

  2020 2019 разница
Частный капитал (финансовые ресурсы, материальные активы, товарооборот) 21,0 23,0 -2,0
Государственный капитал (доступ к управлению государственными активами и финансовыми потоками) 21,5 22,0 -0,5
Аппарат, рычаги власти (исполнительной, законодательной, судебной) 11,8 9,8 +2,0
Средства массовой информации (пресс-службы, пиар) 3,3 6,0 -2,7
Организация, стоящая за человеком (партия, команда, конфессия, др.) 9,5 7,2 +2,3
Личностные качества (воля, энергия, организаторские способности, обаяние) 15,3 10,6 +4,7
Стратегичность занимаемой позиции в своем деле 10,8 14,6 -3,8
Независимость, самостоятельность возглавляемого дела 6,8 6,8 0,0

 

При составлении итогового списка самых влиятельных людей региона, исследователи пользовались двумя подходами.

Субъективный (первый) подход: учитывалось количество упоминаний фамилии политика / предпринимателя; анализировались данные только тех, кто был, упомянут не единожды.

Объективный (второй) подход – оценка на основании полученных данных веса и оценки предложенных критериев влияния для окончательного расчета показателя – рейтинг влияния.

Первый подход позволяет выявить публичных лиц влияния. Второй позволяет видеть теневых игроков в региональной политике и бизнесе, а также выявить политиков и предпринимателей федерального уровня, играющих заметную роль в жизни Пензенской области.

Средний балл влияния рассчитывался как сумма произведений веса критерия и оценки показателя критерия:

W= ,

где N-балл влияния критерия, a-вес критерия влияния, i-число критериев.

Основные выводы исследования строились на анализе результатов данного показателя.

Преимущество данного исследования в том, что оно не навязывает экспертам готовые шаблоны, в которые закладываются преимущественные показатели одних лиц перед другими, а предлагает самостоятельно определить на какие критерии влияния следует опираться при составлении рейтинга.

 

Не место красит человека

Тенденций политической части рейтинга стало довольно резкое и отчасти неожиданное увеличение количества людей, признаваемых пензенскими экспертами «влиятельными политиками». Неожиданное потому, что тенденция предыдущих лет была на сокращение числа таковых. 73 представителя в 2017 году, 54 - в 2018, и три десятка в 2019 году.

В 2020 году таковых стало 64.Объяснение такому резкому росту двоякое. С одной стороны, реальное увеличение числа игроков на региональной политической арене, на которой стало уж слишком свободно, а, как известно от древних Natura abhorret vacuum (природа не терпит пустоты). Другое объяснение, на наш взгляд, куда более обоснованное - повышение ожидания общества, несмотря на мантры об «усталости от политики» и «жажде стабильности», изрядно уставшее от лунного политического ландшафта и отсутствия ярких личностей, с которыми можно было бы связывать какие-либо ожидания позитивных сдвигов в экономической и социальной сфере.

Отмечается еще тенденция, чисто методическая – изменение веса рейтинговых показателей. Если в предыдущие годы по отдельным критериям до максимальных «десяток» у лидеров доходило. То сейчас оценки куда как более скромные. И, что еще интересно продолжает падать некоторые показатели веса критериев влияния.

В 2019 году, например, критерий «государственный капитал» для рейтинга политиков был одним из основополагаюших и наиболее тяжеловесным - 28,2, в этом году его значение упало почти вдвое на 12,9. Государственный капитал в виде инвестиционных вложений в экономику региона в 2018-19 гг. растет, однако влияние на его объемы и главное распределение у региональных политиков падает. Все рычаги управления у федералов.

Резко упал как у политиков, так и у бизнесменов вес показателя «средства массовой информации», что является объективным показателем, судя по признанию самих ведущих представителей этой сферы, говорящих о катастрофическом провале государственной медийной политики в регионе. Исчезновением даже относительно независимых СМИ и общим падением профессионализма, связанной с уходом ярких личностей-журналистов либо с местной сцены, либо из профессии вообще и засильем непрофессионализма, пришедшим им на смену.

В свою очередь, повысился вес таких критериев «личностные качества», «стратегичность» (последний, впрочем, только у политиков). В прошлые годы эти показатели неизменно падали, а в этом году значимость личностных качеств возросла у политиков аж на 6,1, а у бизнеса на 4,7. Особо впечатлило повышение значения «стратегичности» для политиков на 8,3 пункта. За все время наблюдений это рекордный показатель, превышающий даже показатель 2016 года.

В то же время, необходимо отметить, что рост весомости таких показателей не сопровождается ростом оценок собственно у персоналий. Так у политиков по личностным качествам высший балл оказался равным всего лишь 6,5. А за пятерку вообще перевалили только четыре персоны из ТОП-20. «Стратегичность» в наивысшем своем проявлении показала только 7 из 10. «Пятерки» по этому показателю достигло лишь 11 из 20. Ну а критерий «независимость» у отдельных представителей «элитного» списка и вовсе иногда достигал единицы.

Эксперты практически единодушны в том, что именно место и делает человека, а сами люди пензенского политикума, ну могли бы быть с тем же успехом на каком-то другом месте, а на их месте с тем же успехом могли быть другие. В то же время, продемонстрированы большие ожидания относительно появления ярких, независимых и стратегичных личностей. Выявлен своего рода «общественный запрос», который не гарантирует, но дает определенные надежды на появление в ближайшее время таковых.

Рейтинг политиков на начало 2020 года можно и нужно воспринимать в свете грядущих губернаторских выборов в регионе. А также, точно будущих довыборов по 145 Лермонтовскому одномандатному округу в Государственную Думу, в связи с уходом на работу в Правительство РФ, депутата Л.Л. Левина. А также, вполне возможным, но менее вероятностным выборам в Государственную Думу, в связи с досрочным роспуском нынешнего состава в рамках предполагаемых изменений в Конституции РФ, инициированными Президентом России.

В связи с этим, данные полученные в ходе исследования выглядят особо любопытными.

Но для начала отметим тех, кто контролирует и возможно, в той или иной степени определяет расклад на местной политической карте из федерального центра.

 

Прародитель пензенской власти

«Политик, обладающий высоким влиянием, но не обладающий признанием» - спикер Государственной думы Вячеслав Викторович Володин. По мнению экспертов, именно благодаря его усилиям в мае 2015 году на смену губернатору Василию Бочкареву пришел тогдашний спикер Законодательного Собрания Иван Белозерцев. Непопадание политика на первые позиции ТОП-20 влияния обусловлено тем, что экспертами он не воспринимается, как местный, хотя по факту контролирует политический курс региона. Вячеслав Викторович является депутатом Государственной думы от Пензенской области от партии «Единой России», хотя и незамылен своим высоким статусом.

В этой связи интересны позиции представительства аппарата Президента России по ПФО и первого заместителя по идеологии центрального аппарата. Скажем честно, ощущение, что ни Сергей Кириенко, ни Игорь Комаров не допущены к принятию каких-либо управленческих решений в Пензенской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: