Оценка составляющих критериев эффективности проекта




 

Инвестиционные затраты относят к нулевому интервалу и включают две составляющие: вложения в основной и оборотный капитал. В случае проведения исследований и разработок в инвестиционные затраты включают расходы на НИОКР:

 

ИЗ о = ИЗ ос + ИЗ об + НИОКР, (5)

 

где ИЗ ос, ИЗ об – соответственно инвестиции в основной и оборотный капитал; НИОКР – инвестиции в научные исследования и разработки.

Инвестиции в оборотный капитал необходимы для того, чтобы профинансировать операционные затраты до получения достаточной выручки от продаж.

Инвестиционные затраты обычно рассчитывают в составе капитального бюджета проекта по форме табл. 2.

В формуле (1) чистый поток денежных средств от операционной деятельности Д t определяется как

 

Д t = ЧОП t + At, (6)

 

Где ЧОП t – чистая операционная прибыль проекта (табл. 10) на t -ом интервале; Аt – амортизационные отчисления на t -ом интервале.

Амортизация учитывается как внутренний поток самофинансирования, который возникает в составе выручки от продаж, но остается внутри компании.

Чистый посленалоговый денежный поток каждого интервала прогнозирования дисконтируется (приводится) к нулевому интервалу, в котором осуществляется оценка целесообразности проекта инвестиций по форме (табл. 11).

Ставка дисконтирования i определяет темп обесценения будущих денежных потоков. Чем выше значение ставки дисконтирования, тем меньше величина дисконтного множителя (1 + i) t, а значит, ниже значения современной приведенной стоимости члена чистого потока денежных средств – Д t (1 + i) t.

Существует несколько подходов к установлению ставки дисконта при обосновании инвестиций.

Первый подход утверждает, что ставка дисконта соответствует альтернативным издержкам проекта инвестиций – упущенной выгоде от использования инвестиций в данном проекте. Инвестор, предпочитая данный проект инвестирования, отказывается от других, альтернативных проектов, обеспечивающих норму прибыли на уровне ставки дисконтирования i. Поэтому доходы от рассматриваемого проекта на каждом интервале сравниваются с доходами по альтернативному варианту вложений с доходностью i. Величина NPV характеризует относительное превышение (снижение) доходов по рассматриваемому проекту по сравнению с доходами, получаемыми при реинвестировании по ставке i. Если NPV ≤ 0, то альтернативное инвестирование более предпочтительно, если NPV ≥ 0, то рассматриваемый проект обеспечит инвестору больший доход, чем вложения в альтернативы с нормой прибыли i (и тем же уровнем делового риска).

 

Ставка i включает в себя премию за деловой риск проекта. В интервале, где NPV обращается в 0, инвестор получает от инвестиций отдачу, тождественную реинвестированию инвестиционных затрат по ставке i в альтернативные активы с аналогичным уровнем делового риска. В курсовой работе мы будем использовать этот подход к установлению ставки дисконта, которая измеряется в номинальных показателях. Поэтому она должна учитывать прогнозируемый темп инфляции.

Второй подход утверждает, что ставка дисконтирования должна соответствовать средневзвешенной стоимости капитала компании r ср, использующей инвестиционный проект. При таком подходе она определяется не набором альтернатив вложений инвестиций, а существующей нормой прибыли компании, реализующей проект.

На практике при обосновании проектов инвестиций применяют как правило, одну ставку дисконта по всем будущим потокам денежных средств.

Значение чистой прибыли от операционной деятельности (ЧОП) можно прогнозировать по разным схемам. В настоящей курсовой работе расчет ЧОП предлагается определять на основе прогнозирования годовых бюджетов операционной деятельности:

 

ЧОП t = (S – ОЗ – А) t (1– T) = ВОП t – НП t, (7)

 

где S – прогнозируемый поток поступлений от продаж; ОЗ – операционные затраты; T – ставка налога на прибыль; ВОП – операционная прибыль до уплаты налогов и процентов; НП – налог на прибыль.

При таком подходе для вычисления прибыли надо определить себестоимость реализованной продукции, которая соответствует операционным затратам плюс амортизационные отчисления.

Амортизация учитывается один раз в составе себестоимости выпуска при определении чистой операционной прибыли и второй раз – в составе чистого денежного потока, который при таком подходе от операционной деятельности на интервале составит:

 

Д t = ЧОП t + At = (S – ОЗ – A) t (1– T) + At = (S – ОЗ) t (1- T) + AtT, (8)

 

где AtT – годовая налоговая защита по амортизационным платежам.

Из формулы (8) следует важный вывод: компании, осуществляющие инвестирование, имеют преимущества в виде налоговой защиты по амортизационным платежам, на величину которой увеличивается капитал такой компании.

Амортизация представляет расход в неденежной форме и уменьшает налогооблагаемую прибыль, обеспечивая проекту налоговый щит. Ускоренная амортизация позволяет осуществлять более действенную налоговую защиту в первые годы, когда проект еще не раскручен.

Современные концепции финансового менеджмента рекомендуют структурировать управленческие решения компаний на инвестиционные, операционные и финансовые. Рост стоимости компании для акционеров – главная цель менеджмента – реализуется с помощью целесообразной комбинации взаимосвязанных инвестиционных, операционных и финансовых решений. Каждое из перечисленных направлений деятельности компании возглавляется вице-президентом, который несет ответственность за свой участок. Планирование деятельности компаний осуществляется на основе годовых бюджетов: инвестиционного, операционного и финансового. Поэтому в настоящей курсовой работе предлагается оценивать составляющие критериев оценки эффективности инвестиций, рассчитывая инвестиционный бюджет и прогнозируя и операционный.

На этапе обоснования проектов инвестиций и выбора целесообразных вариантов инвестирования издержки финансирования инвестиций (проценты, дивиденды) не рассматриваются и в значения составляющих NPV, не включаются. Проекты инвестиций компаний не финансируются порознь. Когда компания из числа предлагаемых инвестиционных проектов проведет отбор целесообразных (функция исполнительного вице-президента) проектов, то для всей выбранной совокупности проектов устанавливаются источники, формы и издержки финансирования.

Операционные затраты определяются по формуле:

 

ОЗ = ПМ + ПЗ + НР + СР + АР, (9)

 

где ПМ – прямые материальные затраты; ПЗ – прямые затраты на труд; НР – производственные накладные расходы; СР – сбытовые расходы; АР – административные расходы.

В состав ОЗ не входят амортизационные отчисления и издержки финансирования (проценты).

Значения перечисленных затрат будут прогнозироваться по интервалам в составе соответствующих бюджетов проекта по форме (табл. 4, 5, 6, 7, 8, 9).

 

1.2. Прогнозирование бюджетов проекта

 

Планирование охватывает все звенья цепочки создания добавленной стоимости в коммерческой организации: закупки, производство, сбыт. Для сопоставимости и выявления значимости каждого фактора в процессе создания новой стоимости (материалы, труд, информация и др.) оно осуществляется в стоимостных показателях. В зарубежной литературе планирование на основе денежных измерителей затрат и результатов принято называть бюджетированием.

Бюджетирование позволяет:

- согласовать деятельность подразделения внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели;

– конкретизировать поставленные подразделениям задачи, а затем проанализировать состояние дел за текущий период путем сравнения плановых и фактически достигнутых показателей;

- реализовать систему управления бизнесом по отклонениям, подобную системе автоматического регулирования в технике;

- выяснить, кто несет ответственность за нарушение графика выполнения работ, превышение бюджета и кто добился экономии, и создать в организации систему стимулирования к достижению краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей компании.

На этапе технико-экономического обоснования проект рассматривается как мини-фирма, которая не привлекает внешнего финансирования. Для нее на каждый год периода прогнозирования следует разработать годовые бюджеты, характеризующие движение средств.

 

Капитальный бюджет и операционный бюджет

Нами будет рассмотрен условный пример прогнозирования бюджетов для чистого потока денежных средств проекта.

Прогнозирование движения средств проекта связано с высокой степенью неопределенности, которая растет по мере расширения горизонта прогнозов. Для целей обоснования инвестиционных решений интервал прогноза составляет один год.

Ниже будет рассмотрен условный пример прогнозирования бюджетов проекта.

 

Подготовка капитального бюджета проекта

В настоящей курсовой работе сделано предположение: весь объем капитальных затрат в основной и оборотный капитал осуществляется в нулевом интервале планирования. В нулевом интервале – вся подготовительная стадия для запуска проекта.

Общий бюджет капитальных затрат включает бюджет затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (бюджет НИОКР) и бюджет капиталовложений (см. рис.).

Бюджет НИОКР включает затраты на исследования, разработки новой продукции или технологий производства, составляющих


 

 


цель и содержание инвестиционного проекта, которые сводятся в следующие группы:

- удовлетворение качественно новых потребностей;

- увеличение качества удовлетворения существующих потребностей;

- снижение затрат на удовлетворение потребностей;

- расширение масштабов удовлетворения потребностей;

- поддержание существующих масштабов удовлетворения потребностей (обновление и замена оборудования).

Затраты на НИОКР рассчитывают по сметам или укрупненно, через нормативы (процент от объема продаж, процент от операционной прибыли и др.).

Результатом НИОКР является создание конструкторской и технологической документации, позволяющей изготовить новый продукт или процесс. Затраты на создание такой документации относят к капитальным, которые будут окупаться чистым доходом от реализации новой продукции или процессов. В наукоемких отраслях (авиационное и космическое приборостроение, автоматика, телемеханика, средства связи и др.) доля затрат на НИОКР в цене изделий достаточна высокая. Она снижается, если растет объем продаж наукоемких изделий. Поэтому высокие расходы на НИОКР могут себе позволить только крупные компании, имеющие большие объемы продаж.

В настоящей курсовой работе бюджет расходов на НИОКР, (в руб.) представлен в форме (табл. 1).

 

Таблица 1

 

 

Показатели  
Исследования  
Разработки  
Испытания  
Создание конструкторской и технологической документации Административно-хозяйственные расходы  
Общие затраты на НИОКР  

 

Следует иметь ввиду: если новая технология передается разработчиком какой-то компании покупателю, то автор разработки может оговорить с ним размер роялти – постоянных (рентных) платежей части дохода в пользу разработчика. В этом случае для пользователя новой технологии расходы на ее приобретение будут учитываться в виде потока платежей в составе операционных затрат или из прибыли. В настоящей работе такой вариант расчетов не рассматривается. Принято, что расходы на НИОКР относят к 0 интервалу прогнозирования в составе капитальных затрат в размере 500 рублей.

Общий бюджет капитальных затрат проекта (табл. 2) включает долгосрочные вложения, которые будут окупаться чистым потоком денежных средств от операционной деятельности.

 

Таблица 2

 

 

Показатели  
Затраты на НИОКР (из табл.1)  
Приобретение земли  
Подготовка и освоение участия  
Строительство (здания, сооружения)  
Приобретение основного оборудования  
Приобретение вспомогательного оборудования  
Монтаж оборудования и пуско-наладочные работы  
Защита окружающей среды  
Накладные расходы  
Резерв  
Итого затрат в основной капитал  
Затраты в оборотный капитал  
Всего капитальных затрат  

 

При расчете показателей (табл. 2) приняты следующие допущения: а) затраты на НИОКР в размере 500 р. учитываются в виде капитальных затрат в основной капитал; б) в состав капитального бюджета входят затраты в основной капитал в размере 4270 р. и затраты в оборотный капитал – 930 р. Затраты в оборотный капитал приняты на уровне не ниже половины годовой потребности в оборотных средствах в первом интервале прогнозирования по данным (табл. 10). Они необходимы для того, чтобы запустить и поддержать проект до момента, когда операционные затраты будут окупаться выручкой от продаж. Если в составе инвестиций не учитывать потребностей проекта в оборотном капитале, то при реализации проекту будет не хватать средств для того, чтобы профинансировать операционные затраты, пока выручка от продаж (поток поступлений) не достигнет уровня, позволяющего финансировать их.

Следует отметить, что капитальный бюджет может быть составлен достаточно надежно. Поэтому все его параметры отнесены к текущему периоду времени (интервалу 0), для которого известны цены, объемы затрат и другие показатели, необходимые для расчетов. Определение показателей будущих интервалов планирования связано с необходимостью прогнозирования, а значит, с вероятностными оценками их значений. Неопределенность будущих значений показателей проекта тем выше, чем шире горизонт прогноза.

 

Прогнозирование операционного бюджета проекта

Под операционной деятельностью понимают основную деятельность компаний.

Операционный бюджет отражает производственные и непроизводственные (сбытовые и административные) аспекты бизнеса.

Операционный бюджет включает: бюджет продаж, бюджет производства (бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет накладных производственных расходов), бюджет сбытовых расходов, бюджет административных расходов.

Операционный бюджет включает переменные затраты, которые зависят от объема выпуска, и постоянные затраты, которые почти не зависят от объема выпуска.

 

Бюджет продаж проекта

Бюджет продаж включает в себя прогнозирование денежных поступлений от продажи товаров и услуг. Предполагается, что в течение рассматриваемого года все проданные товары будут оплачены покупателями. Другими словами, весь объем дебиторской задолженности покупателей в погашается к концу года. В табл. 3 представлен прогнозируемый график ожидаемых денежных поступлений от продаж.

 

Таблица 3

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Ожидаемый объем продаж, шт.                
Цена реализации, р./шт.                
Выручка от продаж, р.                

 

Прогнозирование бюджета продаж предполагает решение важнейших стратегических вопросов проекта – о товарах и рынках: какие продавать, где и по каким ценам. Это вопрос затрагивает проблемы борьбы с конкурентами, которые внимательно следят за изменениями контролируемой доли рынка в отрасли. Компании неохотно ввязываются в ценовые войны, однако препятствуют расширению продаж конкурентов.

Бюджет продаж характеризует главный поток поступлений, определяющий окупаемость средств, вложенных в проект. Для его прогнозирования проводят маркетинговые исследования, включающие прогнозы объемов продаж, цен на товары и услуги, с учетом ответных действий потенциальных конкурентов на различных сегментах рынка. В работе рассматривается продажа одного продукта на одном рынке.

 

Бюджет производства

Бюджет производства обычно составляется в физических единицах измерения продукции. Он должен учитывать бюджет продаж, увеличение или уменьшение запасов готовой продукции за год и загрузку производственной мощности проекта. В табл. 4 представлен прогноз бюджета производства, шт. в натуральном выражении.

Таблица 4

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Ожидаемый объем продаж (из табл. 3) -              
Запас на конец периода -              
Всего требуется -              
Вычесть запас на начало периода -              
Количество к производству -              
Загрузка мощностей, %   0,6 0,7 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9

 

Запас на конец планируемого периода составляет 10% продаж в следующем году, а остаток на начало периода равен остатку на конец предыдущего периода. В нашем примере: изменения запасов в динамике происходит в 1-м и 2-м интервалах так, что на складе готовой продукции в течение эксплуатации проекта находится запас – 10 шт. готовых изделий.

При прогнозировании бюджета производства, с одной стороны, необходимо, чтобы загрузка рабочих и оборудования была полной, а с другой –следует учитывать, как компания удовлетворяет спрос потребителей. Она может работать на промежуточных потребителей (дистрибьютеров, оптовиков) «с конвейера» или на конечного потребителя «со склада». В последнем случае компании требуется накапливать запасы готовой продукции и использовать их для удовлетворения пиков спроса (предпраздничные дни, сезонные пики и др.). В нашем примере: компания удовлетворяет спрос потребителей «с конвейера». Загрузка мощностей проекта, функционирующего в стационарном режиме, постоянная и достаточно высокая – 0,9 (резервы используемых мощностей 10%). В стационарном режиме, который начинается в 3-м интервале, проект выходит на расчетную производственную мощность. На складе готовой продукции запас постоянный – в размере 10% от объема продаж в стационарном режиме. Следует иметь в виду, что увеличение запасов уменьшает рентабельность использования капитала, связанного в проекте, но снижает риск (вероятность) нарушения графика поставок. Запасы готовой продукции на складе противостоят рискам потенциальных убытков в случаях их проявления (отказы оборудования, забастовки, действия конкурентов и др.).

 

Бюджет прямых материальных затрат проекта

Прогнозирование потребностей производства по основным материалам и комплектующим изделиям и их запасов на складе сведено в бюджете прямых материальных затрат по проекту (табл. 5).

Расчет закупок основных материалов и комплектующих изделий проводят по формуле:

 

Закупки = Объем производства + Желаемый запас на складе на конец года – Запас на складе на начало года

Таблица 5

 

Показатели Интервалы прогноз, год
               
Количество к производству (из табл.4), шт. -              
Расходы основного материала на одно изделие, кг -              
Потребность в основных материалах для производства, кг -              
Запас на конец периода, кг -              
Требуется материалов, кг -              
Вычесть запас на начало периода, кг -              
Основные материалы к закупке, кг -              
Цена за единицу, р/кг -              
Стоимость закупки, р. -              
График платежей за закупки
Платежи за закупки (счета к оплате), р. -              

 

Расчеты по форме табл.5 проводятся для каждого вида основных материалов и комплектующих изделий, требуемых для выпуска продукции, а затем суммируются.

При прогнозировании показателей (табл. 5) сделаны следующие допущения:

а) Запас на конец периода принят в размере 10% от потребности следующего периода, на начало периода – равен остатку на конец предыдущего периода.

б) основные потребляемые материалы, оплачиваются в течение года. Другими словами, кредиторская задолженность продавцам материалов погашается к концу каждого года.

Запасы основных материалов и комплектующих изделий на складе выступают в качестве резервов, позволяющих сглаживать сбои производственного процесса (потери от брака и др.) и сопутствующие им потенциальные убытки.

 

Бюджет прямых затрат на труд

Бюджет прямых затрат на труд включает прогнозирование потребностей изготовления продукции в рабочем времени и оценку стоимости прямых затрат на труд (табл. 6).

 

Таблица 6

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Количество к производству, шт. -              
Расход затрат основного труда на одно изделие, человеко-часов -              
Потребность в затратах основного труда, человеко-часов -              
Стоимость 1 человеко-часа, р. -              
Стоимость прямых затрат на труд, р. -              

 

 

По форме табл. 6 осуществляют расчеты для каждого вида основной рабочей силы.

В общем случае для установления стоимости прямых затрат на основные материалы и прямых затрат на труд требуется конструкция и технология изготовления изделия. В конструкторской и технологической документации указаны нормы расхода материалов и комплектующих изделий, нормы расхода затрат труда по видам работ (заготовительные, механические, сборочные и др.), квалификация работающих и соответствующие квалификации нормативы заработной платы. На этапе обоснования инвестиций эти расчеты осуществляют в укрупненном виде. При составлении бизнес-плана проекта расчеты проводят более точно.

 

 

Бюджет производственных накладных расходов проекта

Бюджет производственных накладных расходов включает затраты на производство, отличные от прямых материальных затрат и прямых затрат на труд: оплата вспомогательных ремонтных рабочих, обслуживающих оборудование, транспорт, затраты вспомогательных материалов, энергии, топлива на технологические цели и др. Бюджет производственных накладных расходов включает постоянную и переменную составляющие. Переменная составляющая затрат бюджета определяется объемом произведенной продукции по формуле:

 

Переменная составляющая накладных производственных расходов = Ставка переменной составляющей ´ Потребность в часах на прямой труд

 

Постоянная составляющая затрат не зависит от объема выпускаемой продукции и включает: амортизацию, затраты на освещение, отопление, охрану и др.

Прогнозирование бюджета производственных накладных расходов представлено в табл. 7.

 

Таблица 7

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Потребность в затратах основного труда (из табл.6), человеко-час -              
Ставка переменной составляющей, р/час. -              
Всего переменная составляющая, р. -              
Постоянная составляющая, р. -              
Всего накладных расходов, р. -              
Вычесть: амортизация, р. -              
Платежи по накладным расходам, р. -              

При прогнозировании показателей табл.7 приняты следующие допущения: а) ставка переменной составляющей производственных накладных расходов принята в размере 1 рубль на каждый час затрат основного труда. Этот норматив соответствует действующим производствам аналогичного профиля, что и рассматриваемый проект; б) постоянная составляющая в размере 600 рублей включает ежегодные амортизационные отчисления в размере 300 рублей, однако, поскольку амортизация не вызывает оттока наличности, ее следует вычесть из общего объема накладных расходов при расчете платежей по накладным расходам; в) платежи по счетам за накладные расходы осуществляются в том же периоде, когда они возникают.

 

Бюджет сбытовых расходов проекта

Бюджет сбытовых расходов проекта включает расходы на маркетинг, продвижение товаров и сбыт продукции. Он прогнозируется в формате переменных и постоянных затрат (табл. 8).

 

 

Таблица 8

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Ожидаемый объем продаж, шт. -              
Сбытовые затраты в расчете на единицу продукции, р./шт. -              
Переменная составляющая сбытовых затрат, р. -              
Постоянная составляющая сбытовых затрат, р. -              
Всего сбытовых расходов, р. -              

 

При прогнозировании показателей (табл. 8) приняты следующие допущения: а) переменные сбытовые расходы (транспорт, погрузка, разгрузка и др.) на единицу проданной продукции составляют 1 рубль; б) постоянные сбытовые затраты (оплата труда продавцов, содержание и аренда торговых и складских площадей, реклама и др.) составляют 100 р. за период; в) оплата по счетам сбытовых расходов осуществляется в том же периоде, когда они возникают.

 

Бюджет административных расходов проекта

Бюджет административных расходов зависит от организационной структуры компании, реализующей проект, и, как правило, включает затраты администрации деловых единиц и содержание головного офиса компании (вознаграждение администрации, аренда и содержание площадей, командировочные расходы и др.). В табл. 9 представлен прогноз бюджета административных расходов рассматриваемого проекта.

 

 

Таблица 9

 

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Ожидаемый объем продаж, шт. -              
Административные расходы в расчете на единицу продукции, р/шт. -              
Переменная составляющая административных затрат, р. -              
Постоянная составляющая административных затрат, р. -              
Всего административных затрат -              

 

При прогнозировании показателей табл. 9 приняты следующие допущения: а) административные расходы в расчете на единицу реализованной продукции составляют 1 р. (по данным компаний родственного профиля и структуры); б) постоянная составляющая административных затрат (содержание головного офиса, оплата труда администрации, бухгалтеров, служащих и др.) составляет 200 р/год; в) платежи за административные расходы осуществляются в периоды их возникновения.

 

1.3. Прогнозирование чистой прибыли от операционной деятельности

Прогноз чистой прибыли от операционной (производственной) деятельности рассматриваемого проекта представлен в табл. 10.

 

Таблица 10

 

Показатели Интервалы прогноза, год
               
Выручка от продаж                
Операционные затраты                
В том числе: прямые материальные затраты                              
Прямые затраты на труд                
Производственные накладные расходы                
Сбытовые расходы                
Административные расходы                
Амортизационные отчисления                
Валовая операционная прибыль   -110            
Налог на прибыль (T =0,24)                
6.Чистая операционная прибыль   -110            

 

Валовая операционная прибыль – это прибыль от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (E B IT). При прогнозировании показателей (табл. 10) сделаны следующие допущения: а) при расчете операционной прибыли косвенные налоги не учитывались, поскольку этот вид налогов компании переносят на потребителей продукции; б) операционные затраты (операционный бюджет) по проекту определялись суммированием бюджетов прямых материальных затрат, прямых затрат на труд, производственных накладных расходов, сбытовых и административных расходов; в) к операционным годовым расходам добавлены амортизационные отчисления в размере 300 р/год, которые должны учитываться в составе затрат (себестоимости продаж) при определении прибыли от операционной деятельности; г) в состав операционных затрат не входят издержки финансирования по привлечению капитала – проценты; д) налог на прибыль исчисляется по ставке налога на прибыль T =24%.

Стоимость прогнозируемых товарно-материальных запасов на конец года включает остаток запаса готовой продукции (10 ед. из табл. 4) и остаток запаса основных материалов (20 кг из табл. 5). Стоимость запаса основных материалов на складе на конец периода составит: 20 ґ 3 = 60 р. Стоимость запаса готовой продукции может определяться по себестоимости производства продукции. Себестоимость производства единицы продукции получим, если из эксплуатационных затрат вычтем затраты на сбыт: 2200 – 200 = 2000 (из табл.10), добавим амортизацию 300 ед. и сумму этих величин разделим на объем продаж 100 ед. Себестоимость производства одного изделия составит: 2300/100 = 23 р/шт., стоимость запаса готовой продукции в 10 шт. составит 230 р, общая стоимость товарно-материальных запасов: 230 + 60 = 290 р.

 

1.4. Прогнозирование остаточной (ликвидационной) стоимости проекта

С увеличением числа интервалов прогнозирования надежность оценок затрат и результатов резко снижается. Поэтому прогнозирование, как правило, осуществляется для ограниченного числа временных интервалов, в течение которых инвесторы удовлетворяют основные цели, сформулированные для проекта. За пределами прогнозного периода оценивают остаточную (ликвидационную) стоимость проекта.

Ликвидационная (остаточная) стоимость проекта может определяться несколькими методами.

Первый метод устанавливает значение ликвидационной стоимости проекта в виде процента от величины инвестиционных затрат в основной капитал. Например, если предположить, что после выполнения поставленных целей инвестор может ликвидировать проект, получив при этом 10% его первоначальной стоимости, то (для нашего примера) остаточная стоимость составит: 5200 ´ 0,10 = 520 р. Прогнозирование величины остаточной стоимости проектов – весьма неопределенная задача, связанная с оценками отдаленного будущего. Например, при таком подходе сильно неопределенными являются параметры рынка для таких ликвидируемых проектов.

Второй метод определения остаточной стоимости исходит из следующих предпосылок, прогнозирование денежных потоков проекта осуществляется для определенного горизонта. Пусть в нашем примере он составит 8 лет (от 0 до 7-го интервала). Остаточная стоимость проекта определяется по формуле:

 

 

где О ст – остаточная стоимость проекта в 8-м интервале прогноза; Д8 – чистый поток денежных средств в последнем прогнозном году; i – затраты на капитал (ставка дисконта).

Формула оценивает остаточную стоимость проекта как бессрочный аннуитет – равновеликий, поступающий через равные промежутки времени поток денежных средств, доходы от которого сразу же реинвестируются. Предполагается, что за пределами прогнозного периода чистый денежный поток из бесконечности формирует остаточную стоимость проекта на последний прогнозный год. Например, если завершающий прогноз чистый денежный поток – 10 р., а ставка дисконта 0,1, то остаточная стоимость проекта, генерирующего такой поток из бесконечности – 10/0,1 = 100 р.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: