Класс
1. Перепиши текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Бел..горская крепость нах..дилась в сорока верстах от Оренбурга. Дорога шла по крутому берегу Яика(4). Река ещё (н..) замёрзла и её св..нцовые волны грус..но чернели в однообразных берегах п..крытых белым снегом.
За ними прост..рались киргиз..кие степи. Я п..грузился(2) в размышления большей частию п..чальные... Я гл..дел (во) все стороны ожидая(3) увид..ть грозные баст..оны башни и вал. Но (н..) чего (н..) увидел кроме деревушки окруж..(н, нн)ой бревенч..тым забором. С одной стороны стояли скирды сена (полу) занесё(н, нн)ые снегом а с другой скрививш..яся мельница с лениво опуще(н, нн)ым домиком выстрое(н, нн)ым на высоком месте близ деревянной же церкви.
По А.Пушкину
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы
(2) – морфемный разбор слова погрузился (3) – морфологический разбор слова ожидая
(4) – синтаксический разбор предложения Дорога шла по крутому берегу Яика.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания. 1)(Не) известный автограф; большая (не) удача; собрание (не) закончено;
2)(не) скошенная трава; (не) скошенная на лугу трава; смотреть (не) доверчиво;
3)взлететь (не) высоко, а низко; поступить (не) (по) товарищески; сочинение (не) написано; 4) чувствовать (не) приязнь; (не) правда, а ложь; упрёк в (не) серьёзности.
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) Деревя(н, нн)ый сруб, дерево срубле(н, нн)о, ледя(н, нн)ой ветер
|
2) украше(н, нн)о рисунками, серебря(н, нн)ый кубок, ветре(н, нн)ый человек,
3) груже(н, нн)ый щебёнкой, стена покраше(н, нн)а, равни(н, нн)ая мес..ность,
4) услыша(н, нн)ый рассказ, листве(н, нн)ый лес, бесчисле(н, нн)о ошибаться
5.Поставь знак ударения в следующих словах.
Апостроф, откупорить, электропровод, новорождённый
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий)
1) Заморосил дождик, и горизонт обложило тучами.
2) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.
3) По приезду в Москву мы заселились в гостиницу.
4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 7-17
(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (2) Это исполинские лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4) Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.
(6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
(9) Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двеститриста, а то и меньше. (10) Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. (11) Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. (12) Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. (13) Но главное не в этом.(14) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (15) У меня мало времени, чтобы рассказать со всей полнотой о том, в какой огромной мере лес способствует повышению урожаев. (16) Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни. (17) Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (18) Из лесных болот берут начало реки. (19) И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.
|
(20) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.(21) Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, а реки уносят его в море. (22) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (23) Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы, унося её за целые тысячи километров. (24) Это так называемые пыльные, или чёрные, бури.
(25) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (26) Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.
|
(К.Г.Паустовский)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
8. Определите и запишите микротему 1 абзаца.
9. Определите, каким средством языковой выразительности, является выражение помощник в борьбе.
10. В предложениях 3-5 найдите слово со значением «буря, бедствие». Выпишите это слово
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) ураганы поднимают
2) истребление лесов
3) из лесных болот
4) невозможно перечислить
12. Из предложения 5 выпишите грамматическую основу
13. Определите тип односоставного предложения из сложного предложения 4. Запишите ответ.
14. Среди предложений 6-8 найдите предложение с вводным словом. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
15. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
16. Среди предложений 22-24 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
17. Среди предложений 11-14 найдите предложение, соответствующее схеме [- =],[-=],[-=],[=]. Выпишите номер этого предложения.