Общие положения
Ориентировать линию – значит определить ее направление относительно другого направления, принятого за исходное. За исходные принимают северные направления истинного меридиана N,магнитного меридиана Nm и направления, параллельные осевому меридиану N0 (рис. 1). Направление n0 для сокращения называют осевым меридианом или линией сетки.
Угол γ между истинным и осевым меридианами называют сближением меридианов. Сближение отсчитывают от истинного к осевому меридиану. Если осевой меридиан расположен восточнее истинного, то сближение считают положительным, если западнее – отрицательным. Сближение меридианов можно найти по карте за южной рамкой трапеции или вычислить по формулам:
γ = ∆λsinφ (1)
γ ':=0,54Ltgφ, (2)
где ∆λ – разность долгот точки и осевого меридиана;
φ –широта данной точки;
L — длина дуги параллели от осевого меридиана до данной точки, км.
Угол δ между истинным и магнитным меридианами называют склонением магнитной стрелки. Склонение отсчитывают от истинного к магнитному меридиану. Восточное склонение положительно, западное – отрицательно. Склонение магнитной стрелки приведено на карте за южной рамкой трапеции.
Азимутом АAВ (см. рис. 1) называют горизонтальный угол между северным направлением истинного меридиана N и данной линией АВ. Азимут отсчитывают от истинного меридиана по ходу часовой стрелки до линии АВ. Изменяется он от 0° до 360°.
Магнитным азимутом αАВ линии АВ называют горизонтальный угол между северным направлением магнитного меридиана Nm и данной линией АВ. Магнитный азимут отсчитывают от магнитного меридиана по ходу часовой стрелки до линии АВ. Изменяется он от 0° до 360°.
|
Дирекционным углом αАВ линии АВ называют горизонтальный угол между северным направлением осевого меридиана N0 и данной линией АВ. Дирекционный угол отсчитывают от осевого меридиана по ходу часовой стрелки до линии АВ. Изменяется он от 0° до 360°.
Как видно из рис. 1 азимут, дирекционный угол и магнитный азимут связаны следующими соотношениями
аав = аАВ+ γ (3);
аав = АmАВ + δ. (4)
Румбом называют острый угол, отсчитываемый от ближайшего (северного или южного) направления осевого меридиана до данной линии АВ. Название румба (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ) зависит от четверти, в которой расположена ориентируемая линия. Связь между дирекционными углами и румбами показана на рис. 2.
Формулы перехода от дирекционных углов к румбам.
Интервал изменения дирекционного угла | Румб |
0° – 90° | СВ: r = a |
90° – 180° | ЮВ: r = 180° - a |
180° – 270° | ЮЗ: r = a - 180° |
270° – 360° | СЗ: r = 360° - a |
Дирекционный угол аАВ в направления с точки А на точку В (рис. 3, а) называют прямым, а под обратным дирекционным уголом аВА понимают дирекционый угол направления с точки В на точку А. Прямой и обратный дирекционные углы связаны соотношением
аВА = аАВ+ 180° (см. рис. 3, а);
аВА = аАВ -180° (см. рис. 3, б);
В общем случае эти формулы объединяют записью
аВА = аАВ ± 180° (5).
Ориентировать карту — это значит расположить ее так, чтобы изображенные на карте линии были параллельны соответствующим линиям местности.
Ориентирование осуществляют одним из следующих способов.
1. На открытой местности определяют на карте свое местоположение и находят 2—3 ориентира, т. е. предмета местности, которые видны с данной точки и нанесены на карту. Карту располагают горизонтально и поворачивают ее до тех пор, пока направления из данной точки на ориентиры на карте не совпадут с соответствую ми направлениями на местности. С целью повышения точности ориентирования к направлениям карты прикладывают визирную линейку. Второе и третье направления на карте служат для контроля ориентирования.
|
2. Для ориентирования карты в точке, не изображенной на карте, предварительно определяют приблизительно свое местоположение на карте. Для этого выбирают 3—4 ориентира и проводят с данной точки местности на правления на них на листе прозрачной бумаги. Бумагу прикладывают к карте так, чтобы три направления проходили через соответствующие ориентиры на карте. Точка пересечения этих направлений дает искомую точку. Четвертое направление служит для контроля. Далее ориентиррование карты осуществляют по направлениям наориентиры, как в первом случае.
3 Для ориентирования по магнитной стрелке с использованием на карте линии истинного меридиана прикладывают нулевой диаметр компаса или параллельное этому диаметру боковое ребро буссоли к ближайшей (западной или восточной) стороне рамки листа карты, Вращают карту до тех пор, пока по северному концу магнитной стрелки не будет получен отсчет, равный склонению магнитной стрелки. Склонение для данной местности выбирают из схемы расположения меридианов, приведенной за южной стороной рамки карты.
4. Для ориентирования по магнитной стрелке с использованием на карте линии, параллельной осевому меридиану, нулевой диаметр кольца компаса или боковое ребро коробки буссоли прикладывают к вертикальной линии координатной (километровой) сетки и поворотом карты устанавливают отсчет по магнитной стрелке, равный поправке П. Поправку вычисляют по формуле П = = α—δ, пользуясь значениями сближения меридианов и склонения магнитной стрелки, полученными со схемы расположения меридианов за южной стороной рамки карты.
|
Пример Ориентировать учебную карту с помощью компаса или буссоли с использованием линий истинного и и осевого меридианов. Значения склонения магнитной стрелки и сближения меридианов задает преподаватель. Пояснения к заданию. Выполнение задания завершается двумя зарисовками, на которых должны быть показаны рамки листа карты, координатная сетка, магнитная стрелка и кольцо делений компаса с отсчетами по нему. Для определения дирекционных углов по карте транспортиром измеряют угол между вертикальной линией координатной (километровой) сетки и направлением данной линии.
Если данная линия ВА (рис. 4, а) пересекает вертикальную линию сетки, то, приложив к точке М нуль транспортира и совместив нулевой его диаметр с коорди-: натной линией, отсчитывают по ходу часовой стрелки угол по линии ВА. На рисунке дирекдионный угол равен аВА =121030'. По большему транспортиру отсчеты производят до 1/4 доли градуса (15’), по малому--до 1/2 доли градуса (30').
Если определяемый угол превышает 180°, то измеряют транспортиром угол от 180° до данного направления. этом случае транспортир располагают, как показано на рис. 4, б, а значение дирекционного угла получают; сложением αCD= 1800+50°30/ = 230°30'.
Если линия EF не пересекает вертикальной линии координатной сетки (рис. 4, в), то линию EF продолжают до пересечения с сеткой, а дирекционный угол измеряют в точке К.Азимут линии вычисляют по формуле (4) этом используют измеренный по карте дирек-й угол α, а значение сближения меридианов γ берут со схемы расположения меридианов за южной стороной рамки карты.
Магнитный азимут линии определяют-формуле (4), а значение склонения магнитной сьрелки берут со схемы расположения меридианов.
Рис. 1 Схема ориентирования линий |
Рис. 1 Схема ориентирования линий |
Рис.2 Связь между дирекционными углами и румбами |
Рис. 3Связь между прямыми и обратными дирекционными углами а – линии АВ, б– линии ВА |
Рис. 4Схемы определения дирекционных углов А – меньше 1800, б – больше 1800, в – линии, не пересекающей координатную сетку |
Формулы перехода от дирекционных углов к румбам.
Интервал изменения дирекционного угла | Румб |
0° – 90° | СВ: r = a |
90° – 180° | ЮВ: r = 180° - a |
180° – 270° | ЮЗ: r = a - 180° |
270° – 360° | СЗ: r = 360° - a |
Контрольные вопросы:
1. Что такое ориентирование линий на местности?
2. Какие направления принимают за исходные для ориентирования линий?
3. Что называется азимутом линии?
4. В каких пределах изменяется азимут линии?
5. Что называется дирекционным углом линии и в каких пределах он изменяется?
6. Что называется магнитным азимутом линии?
7. В каком направлении отсчитываются азимуты, дирекционные углы и магнитные азимуты?
8. Что называется румбом и в каких пределах он изменяется?
9. Что называется сближением меридианов и какой знак оно имеет?
10. Что называется склонением магнитной стрелки и от какого направления оно отсчитывается?
11Что называют ориентированием карты?
12 Как ориентировать карту в открытой местности?
13Как ориентировать карту по компасу или буссоли?
Задачи для индивидуального решения
Задача № 1. Азимут линии АВ равен ….. Найти дирекционный угол этой линии, если сближение меридианов γ=…….
Задача № 2. Точка А расположена на ….. км западнее осевого меридиана и имеет широту …. Найти сближение меридианов.
Задача № 3. Дирекционный угол линии СD равен …... Найти румб обратной линии DС.
Задача №4. Магнитный азимут линии равен … Найти дирекционный угол этой линии, если
δ =….
Задача № 5. Дирекционный угол линии АВ равен …. Точка А расположена восточнее (западнее) осевого меридиана на 2 40' и имеет широту 30°. Найти азимут линии АВ.
Задача № 6. Азимут линии EF равен …. Найти румб этой линии, если точка Е расположена на … км восточнее (западное) осевого меридиана и имеет широту 45°00'.
Приложение 1 Варианты заданий для индивидуальных расчетов | ||||||||||||
Номер задачи | Задача №1 | Задача №2 | Задача №3 | Задача№4 | Задача №5 | Задача №6 | ||||||
вариант | Азимут линии | γ | широта | км | Дирекционный угол | Ам | δ | Дирекционный угол | направление | Ам | км | направление |
10013’ | 2°32' | 40043’ | 10013’ | 110013’ | -2°32' | 210013’ | В | 110013’ | В | |||
20023’ | 3°32' | 50010’ | 210013’ | 104014’ | -3°32' | 120013’ | В | 104014’ | В | |||
30033’ | 5°32' | 55013’ | 120013’ | 140053’ | -5°32' | 68019’ | З | 140053’ | З | |||
40043’ | 2°12' | 68019’ | 68019’ | 80043’ | -2°12' | 70043’ | В | 80043’ | В | |||
50010’ | 1°32' | 70043’ | 70043’ | 10013’ | 1°32' | 80033’ | З | 10013’ | З | |||
55013’ | 2°32' | 80033’ | 80033’ | 40013’ | 2°32' | 90053’ | З | 40013’ | З | |||
68019’ | 3°32' | 90053’ | 90053’ | 120013’ | 3°32' | 268019’ | В | 120013’ | В | |||
70043’ | 5°32' | 110013’ | 268019’ | 168019’ | -5°32' | 270043’ | З | 168019’ | З | |||
80033’ | 2°12' | 104014’ | 270043’ | 170043’ | -2°12' | 280033’ | В | 170043’ | В | |||
90053’ | 1°32' | 140053’ | 280033’ | 88033’ | -1°32' | 290053’ | З | 88033’ | З | |||
110013’ | 2°32' | 80043’ | 290053’ | 90013’ | -2°32' | 168019’ | В | 90013’ | В | |||
104014’ | 3°32' | 10013’ | 168019’ | 13013’ | 3°32' | 170043’ | В | 13013’ | В | |||
140053’ | 5°32' | 40013’ | 170043’ | 104014’ | 5°32' | 88033’ | В | 104014’ | В | |||
80043’ | 2°12' | 120013’ | 88033’ | 140053’ | 2°12' | 90013’ | З | 140053’ | З | |||
10013’ | 1°32' | 168019’ | 90013’ | 80043’ | 1°32' | 13013’ | В | 80043’ | В | |||
210013’ | 3°32' | 170043’ | 13013’ | 110013’ | 3°32' | 110013’ | З | 110013’ | З | |||
120013’ | 5°32' | 88033’ | 110013’ | 104014’ | -5°32' | 104014’ | З | 104014’ | З | |||
68019’ | 2°12' | 90013’ | 104014’ | 140053’ | -2°12' | 88033’ | В | 140053’ | В | |||
70043’ | 1°32' | 13013’ | 140053’ | 80043’ | -1°32' | 90013’ | З | 80043’ | З | |||
80033’ | 2°32' | 104014’ | 80043’ | 10013’ | 2°32' | 13013’ | В | 10013’ | В | |||
90053’ | 3°32' | 140053’ | 10013’ | 40013’ | -3°32' | 110013’ | З | 40013’ | З | |||
268019’ | 5°32' | 80043’ | 210013’ | 120013’ | -5°32' | 104014’ | В | 120013’ | В | |||
270043’ | 2°12' | 10013’ | 120013’ | 168019’ | 2°12' | 120013’ | З | 168019’ | З | |||
280033’ | 3°32' | 110013’ | 68019’ | 170043’ | -3°32' | 68019’ | З | 170043’ | З | |||
290053’ | 5°32' | 120013’ | 70043’ | 88033’ | -5°32' | 70043’ | В | 88033’ | В | |||
168019’ | 2°12' | 168019’ | 80033’ | 90013’ | -2°12' | 80033’ | З | 90013’ | З | |||
170043’ | 1°32' | 170043’ | 90053’ | 13013’ | 1°32' | 90053’ | В | 13013’ | В | |||
88033’ | 2°32' | 170043’ | 268019’ | 104014’ | -2°32' | 268019’ | З | 104014’ | З | |||
90013’ | 3°32' | 88033’ | 270043’ | 140053’ | -3°32' | 270043’ | В | 140053’ | В | |||
13013’ | 5°32' | 90013’ | 68019’ | 80043’ | -5°32' | 280033’ | В | 80043’ | В |