При работе по учебнику «Азбука» базовыми предметными понятиями, представляющими результаты обучения грамоте, являются такие языковые единицы, как звук и буква, их функции, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные, слог, слово, предложение. Базовыми межпредметными понятиями являются такие понятия, как речь, диалог, тема, схема, текст, стихотворение, рассказ, сказка.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) достигается в процессе выполнения заданийследующих типов:
· анализ звуко-буквенного состава слова;
· работа со слоговыми и слого-звуковыми схемами слов;
· подбор примеров слов по заданным схемам (моделирование);
· составление предложений и небольших текстов в устной форме в соответствии с
заданными схемами предложений (моделирование);
· опознавание и различение слов и предложений по заданным схемам;
· передача информации в устной форме: пересказ, рассказывание, рассуждение в
ходе дискуссии;
· описание объекта по определённому алгоритму, письмо с правильным
соединением букв;
· поиск информации в толковом словаре, с помощью опроса взрослых членов
семьи, в детских энциклопедиях;
· первоначальное овладение навыками клавиатурного письма и работы с
электронными приложениями к «Азбуке».
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы:
Обучение чтению:
· различать звук и букву, называть правильно буквы алфавита, изображать звук с помощью транскрипции;
· правильно артикулировать изученные звуки;
· устанавливать и соотносить количество звуков и букв в слове;
· определять последовательность звуков и букв в слове, правильно читать слоги в соответствии со слоговым принципом русской графики;
· составлять звуковую модель слова и к готовой модели подбирать слово;
· дифференцировать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки на слух; понимать смысл расположения букв на «ленте букв»;
· выделять слог из слова, делить слова на слоги;
· определять ударный слог и звук в слове;
· различать слово и предложение;
· составлять предложение по готовой схеме и выбирать из предложенных вариантов предложение, подходящее к схеме;
· подбирать самостоятельно предложения к готовым схемам
· читать целыми словами в соответствии с индивидуальным темпом чтения;
· читать правильно орфографически и орфоэпически;
· соблюдать орфоэпические нормы чтения при повторном перечитывании слов и предложений;
· соблюдать интонацию конца предложения и логические ударения при чтении повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений;
· понимать содержание текстов букваря и воспроизводить их содержание по вопросам учителя;
· составлять монологические рассказы (объёмом 5-10 предложений) по сюжетным картинкам букваря и с опорой на собственный опыт;
· читать выразительно (по тексту и наизусть) отрывки из известных детских произведений, размещённых в букваре.
Обучение письму:
· обводить по контуру фигуры, штриховать не выходя за контуры, рисовать узоры;
· различать и писать печатные и письменные буквы русского
алфавита;
· проводить поэлементный анализ букв и воспроизводить элементы букв по образцу;
· овладеть начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв и их соединениями;
· различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
· понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знаков препинания (точки, знака вопроса, знака восклицания);
· соблюдать правильную посадку при письме и пользоваться
письменными принадлежностями;
· связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать отдельные слова и слова в предложении при списывании с печатного или письменного текста, письме по памяти или под диктовку учителя слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением;
· соблюдать правила правописания: раздельное написание слов, правила оформления предложения на письме, сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧК, ЧН.
Содержание учебника отвечает задачам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
В содержание учебника заложен большой воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Отбор и построение содержания учебного материала учебника осуществлены с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей:
· патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству: изучение тем «Край родной, навек любимый» (ч. I, с. 14-15), «Россия – Родина моя» (ч. I, с. 110-111), «Жить – Родине служить» (ч. II, с. 34) и др.
· социальная солидарность – доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство: изучение тем «Согласие крепче каменных стен» (ч. I, с. 12), «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» (ч. I, с. 118).
· гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир: изучение тем «Жить – Родине служить» (ч. II, с. 34), «Бог не в силе, а в правде» (ч. II, с. 74).
· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших: изучение темы «Не нужен и клад, когда в семье лад» (ч. I, с. 10), текстов «Подарки к празднику» (ч. I, с. 122), «Дед стар стал» (ч. II, с. 19) и др.
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость: изучение тем «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (ч. I, с. 6-7), «Каков мастер, такова и работа» (ч. I, с. 48-49) и др.
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира: изучение тем «Век живи – век учись» (ч. I, с. 16), выполнение исследований по истории авиации и космонавтики» (ч. II, с. 50-57) и флота (ч. II, с. 70-71).
· традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога: изучение темы «Бог не в силе, а в правде» (ч. 2, c. 74).
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое развитие, этическое развитие: изучение текстов «Худо тому, кто добра не делает никому» (ч. II, с. 95) и др., выполнение иллюстраций к сказкам.
· природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание: изучение тем «О братьях наших меньших» (ч. I, с. 90-95), текстов «Голодно, холодно» (ч. II, с. 8) и др.