Построение тренировки как специализированного педагогического процесса осуществляется на основе принципов дидактики и специфических закономерностей тренировки. Использование в тренировке дидактических принципов — сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности и прочности так же важно, как и в процессе обучения. Вместе с тем тренировка в связи с необходимостью целевой установки на достижение максимальных результатов в избранной деятельности строится на присущих ей специфических принципах (закономерностях), научно обоснованных и экспериментально проверенных на многих видах спорта. К ним относятся:
направленность к высшим достижениям и углубленная специализация;
единство общей и специальной подготовки;
непрерывность тренировочного процесса;
единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам;
волнообразность динамики нагрузки;
цикличность тренировочного процесса (Л.П. Матвеев, 1977).
Отечественная школа подготовки хоккеистов высокой квалификации построению тренировочного процесса уделяет особое место. Этот процесс определяется структурой и содержанием. При этом под структурой понимается (в упрощенном смысле), как надо строить тренировочный процесс. В этой связи она характеризуется:
порядком взаимосвязи и соотношением различных сторон подготовки — физической, технической, тактической;
соотношением параметров тренировочной нагрузки и их динамикой;
последовательностью и взаимосвязью отдельных звеньев тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, 1977).
Содержание тренировочного процесса — это организационно-методические формы, средства, методы и тренировочные задания, направленные на решение конкретных задач тренировки.
Тренировочный процесс хоккеистов высокой квалификации включает три уровня структуры:
уровень микроструктуры, т. е. структура отдельных тренировочных занятий и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;
уровень мезоструктуры — структура средних (околомесячных) циклов тренировки (мезоциклов), включающих ряд микроциклов;
уровень макроструктуры — структура больших тренировочных циклов (макроциклов), т.е. этапов, периодов, полугодичных, годичных и многолетних циклов.
В современном хоккее на основе известных концепций периодизации спортивной тренировки и обобщения передового практического опыта сложилась четкая структура годичного тренировочного цикла (рис. 12.2), включающая в определенном порядке и времени более мелкие структурные единицы.
Годичный цикл тренировки хоккеистов состоитиз трех периодов:
подготовительного, основного (соревновательного) и переходного. Их продолжительность незначительно изменяется по годам олимпийского цикла и приблизительно равна: подготовительный период — около трех месяцев, соревновательный — около семи и переходный — около двух месяцев.
Основным фактором, определяющим подобную периодизацию, является фазовый процесс становления и развития спортивной формы.
Спортивная форма спортсмена — это состояние оптимальной готовности к высшим достижениям. Спортивная форма предполагает оптимальный уровень развития и соотношения отдельных физических качеств и сторон подготовленности, отвечающий специфике хоккея.
Развитие спортивной формы в годичном цикле проходит три фазы: приобретения, стабилизации и временной утраты. Эти фазы сложного биологического процесса развития спортивной формы соответствуют определенным периодам тренировки.
В подготовительном периоде создаются предпосылки к становлению спортивной формы. В соревновательном — спортивная форма стабилизируется, поддерживается на должном уровне и реализуется в высокие спортивные достижения. В переходном периоде, чтобы избежать перенапряжения, спортивная форма частично утрачивается, восстанавливаются адаптационные способности организма спортсмена для обеспечения возможности выхода на более высокий уровень спортивной формы в следующем сезоне.
Кроме этого, на периодизацию в известной мере оказывает влияние календарь официальных соревнований, особенно наиболее значимых в спортивном сезоне. Так, например, даты и сроки проведения олимпийских игр и чемпионата мира должны являться отправным ориентиром для планирования внутренних соревнований и продолжительности и взаимосвязи отдельных этапов и периодов годичного цикла.
На периодизацию тренировки в хоккее могут оказывать некоторое влияние и сезонные климатические условия. Правда, широкая география хоккея в нашей стране и распространение спортивных сооружений с искусственным льдом в последнее время значительно ограничили влияние сезонных и климатических условий.
Для более детального представления о построении тренировочного процесса в годичном цикле хоккеистов высокой квалификации целесообразно подробно рассмотреть структуру и содержание тренировочного процесса в каждом периоде.
Построение тренировочного процесса в подготовительном периоде
Подготовительный период тренировки хоккеистов приходится на июль, август и сентябрь. Он состоит из двух этапов: общеподготовительного продолжительностью около месяца и специально-подготовительного продолжительностью около двух месяцев.