Работая с таким лепными материаломи, необходимо знать все их свойства: пластичность при работе, ломкость при механическом воздействии, прочность после обжига и т.д..
Для лепки необходимо глину правильно приготовить, нужны условия для длительного хранения и т.д. (Приложение 1)
4. Виды обработки и декорирования материлов
- Освоение исходных форм (шар, конус, жгут).
Занятие лепкой подразумевает наличие элементарных навыков. Любое лепное изделие начинается с какой-либо исходной формы. Для положительного результата в работе студийцам предлагается освоить исходные формы и закрепить умения в их исполнении. (Приложение 2)
- Виды и техники лепки.
Существует несколько техник лепки, даже одно изделие можно выполнить в разных техниках. Каждый способ лепки имеет свои сложности и предполагает использование разных инструментов.
- Скульптурный способ (из целого куска)
- Модульная лепка (конструирование из деталей)
- Комбинированный способ
- Лепка пластовых композиций
- Изразец (техника заливки формы)
- Знакомство с народными промыслами разных регионов.
Важным шагом в познании народного творчества является изучение подлинных экземпляров данного вида деятельности. Изучение глиняных изделий разных регионов дает возможность не только пополнить багаж знаний о традициях и особенностях каждого из них, но также выявить различия исполнения работ и технику исполнения. Игрушки, посуда и другие глиняные изделия отличаются не только по форме, но и по цветовому решению и способу лепки.
- Работа в цвете.
В большинстве случаев завершение керамического изделия связано с работой красками. На первоначальном этапе дети получают основополагающие знания о цвете, об использовании цвета в работе народных умельцев. Роспись керамических декоративных работ в стиле народного творчества.
|
- Зачетные работы по изученным темам.
В процессе изучения и обучения у детей могут сложиться приоритеты в пользу той или иной техники лепки, также дети могут выбрать для себя более близкий по духу промысел: дымковский, филимоновский, абашевский и др. Изготовление выбранного прототипа будет являться зачетной работой ребенка. Также в процессе обучения должны быть выполнены все работы по разным изученным темам.
- Участие в выставках, ярмарках.
- Экскурсии.
- Программа «Каникулы».
- Итоговое занятие.
Второй год обучения.
Первый курс студии.
Переход ко второму этапу обучения характеризуется усложнением задач в обучении. Имея элементарные навыки и опыт выполнения простых работ, несложных композиций, ребенок способен освоить более трудоемкие формы и варианты исполнения. Так, например, выполнять сложные композиции, копируя работы народных умельцев, либо создавать работы по замыслу, используя накопленные ранее знания и навыки. Например, в работе над мелкой скульптурой ученики могут использовать две – три и более фигур, пластовая композиция усложнена, посуда имеет более сложные формы. Также дети знакомятся с ручной лепкой сосудов, полых форм. В данном курсе преподается техника лепки свистулек разными способами.
Учебно-тематический план
Второй год обучения (9– 10 лет)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего/час |
Вводное занятие. Т. Б. | - | |||
Оборудование и инструменты | - | |||
История предмета | ||||
Изучение орнамента Работа в цвете | ||||
Лепка сувенира, скульптуры, игрушки, посуды | ||||
Лепка сложных композиций | ||||
Ручная лепка сосудов, полых форм | ||||
Техника лепки свистульки | ||||
Участие в ярмарках, выставках | - | |||
Исследовательская работа | - | |||
Экскурсии | - | |||
Программа «Каникулы» | - | |||
Зачетные работы | - | |||
Итоговое занятие | - |
Итого: 216 часов
|
Содержание программы.
- Вводное занятие. Техника безопасности.
Подведение итогов прошлого года. Планирование работы на второй год обучения. Требования и рекомендации к ученикам. Повторение техники безопасности при работе.
- Оборудование и инструменты.
Знакомство с новыми инструментами.
- История предмета.
История и функциональное назначение предметов керамики, декоративно – прикладной характер данного вида художественного ремесла.
- Изучение орнамента. Работа в цвете.
Детальное изучение характерного раскраса и декора разных мастерских. Выполнение орнамента на бумаге, роспись готовых изделий.
- Лепка сувенира, скульптуры, игрушки, посуды.
Самостоятельная работа студийцев по закреплению и совершенствованию пройденного материала.
- Лепка сложных композиций.
Составление сложных композиционных работ с использованием нескольких фигур. Использование дополнительных приемов декорирования.
- Ручная лепка сосудов, полых форм.
Изучение ручной техники лепки сосудов. Лепка сосудов из жгутов, из пластин, лепка из целого куска.
|
- Техника лепки свистульки.
Освоение техники лепки свистульки. Воздушная камера, язычок, мундштук.
- Участие в ярмарках, выставках.
- Исследовательская работа.
Выбор темы для исследования. Работа в фондах музея, в библиотеках.
- Экскурсии.
- Программа «Каникулы».
- Зачетные работы.
- Итоговое занятие.
Третий год обучения.
Второй курс студии.
На третьем этапе обучения дети должны самостоятельно вылепливать игрушки-сувениры, свистульки, декоративные панно, несложные сосуды и прочее. В ходе последнего этапа обучения дети приобретают умения и навыки в работе с гончарным кругом, знакомятся с росписью ангобом, используют некоторые виды декоративной отделки керамики и закрепляют свои умения.
Учебно-тематический план
Третий год обучения (10– 11лет)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего/час |
Вводное занятие. Т. Б. | - | |||
Изготовление глиняных игрушек | ||||
Изготовление сувениров из разных лепных материалов | - | |||
Работа в цвете и декорирование лепных работ | ||||
Создание эскизов и лепка по эскизам | ||||
Создание авторской работы | - | |||
Дипломная работа | ||||
Участие в ярмарках, выставках | - | |||
Экскурсии | - | |||
Исследовательская работа | - | |||
Программа «Каникулы» | - | |||
Аттестация | - | |||
Итоговое занятие | - |
Итого: 216 часов
- Вводное занятие. Техника безопасности.
Знакомство с детьми и родителями. Ознакомление с предстоящей деятельностью и планами на будущее. Правила техники безопасности.
- Изготовление глиняных игрушек.
Данные занятия направлены на закрепление навыков лепки и росписи глиняных игрушек разных областей.
- Изготовление сувениров из разных лепных материалов.
Ручная лепка сувенирных изделий.
4. Работа в цвете и декорирование лепных работ
Большое значение в изготовлении лепной работы является ее обработка и декорирование. Данные часы работы посвящены работе с красками и материалами декорирования изделий.
5. Создание эскизов и лепка по эскизам.
Вылепить изделие – одна часть работы. Украсить это изделие, придать ему особый колорит и художественную завершенность – это второй не менее важный момент в лепном деле. Мастера в декорировании своих изделий использовали немало различных способов. С некоторыми из них обучающиеся познакомятся на деле.
- Создание авторской работы.
В ходе освоения лепного ремесла ученикам дается возможность создать свою авторскую работу. Авторская работа не должна быть подражанием изученных изделий мастеров прошлого, но может быть выполнена в любой из изученных техник.
- Дипломная работа.
Выполнение детьми практической части исследовательской работы. Выбранный и изученный объект (изделие ручной лепки) исследования выполняется учеником самостоятельно.
- Участие в ярмарках, выставках.
- Экскурсии.
- Исследовательская работа.
Выбор темы для исследования по данному ремеслу. Работа в библиотеках, в фондах музея.
- Программа «Каникулы».
- Аттестация.
Работа, выполненная ребенком аттестуется на экспертном совете. При успешном завершении всего обучения учащийся получает звание «Мастер»
- Итоговое занятие.
Подведение итогов. Оформление выставок. Вручение свидетельства об окончании студии «Северные узоры» отделение «Лепка».