Тема: «Формирование основ безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения для дошкольников»
Воспитатель:
Переславцева С.М.
Актуальность
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
И в этом воспитателю дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому, сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения.
При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек.
Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества.
Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Зачастую виновниками дорожно- транспортных происшествий являются сами дети. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев на дорогах.
Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым.
|
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы по самообразованию:
Цель: 1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
|
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД
и безопасности детей
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Сплотить детский коллектив.
Формы представления результатов самообразования
· Консультации для воспитателей и родителей по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.
· Открытое занятие для педагогов ОУ.
· Консультации для родителей.
· Программа по ознакомлению воспитанников с ПДД «Островок безопасности».
· Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
· Обмен опытом через Интернет ресурсы.
План работы по самообразованию 2014-2015 год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | 1. Продолжать изучение новинок методической литературы по данной теме 2. Оснащение уголков дорожного движения в соответствии с возрастом воспитанников и требованиям ФГОС. 3. Оформление и обновление стенда «Островок безопасности». 4. Разработка конспекта ООД «Красный, желтый, зеленый». 5. Самоанализ ООД «Красный, желтый, зеленый». 6. Реализация программы «Островок безопасности». 7. Оформление картотеки: «Загадки по ПДД», «Настольные игры по правилам дорожного движения» 8.Проек « | Сентябрь-май 2014-2015 |
Работа с детьми | 1. Проведение дидактических, настольных, сюжетно – ролевых игр, чтение художественной литературы, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстраций, альбомов и т. д. 2. Просмотр презентаций по правилам дорожного движения. 1 раз в неделю 1 раз в квартал 3. Акции «Я – пешеход!», «Стань ярким, стань заметным!» 4. Проведение занятий по ПДД. 5. Мониторинг по образовательной области «Безопасность». 6. Открытое мероприятие ООД «Красный, желтый, зеленый». 7. Неделя безопасности в ОУ. Встреча с инспектором ГИБДД. Консультация для детей по правилам дорожного движения «Я - пешеход!» 8. Выставки рисунков «Зеленый огонек», «Надо знать правила движения, как таблицу умножения», «Я иду по дороге» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель В течение года |
Работа с родителями | 1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей по ПДД. «Безопасное кресло» 2. Акции «Безопасный маршрут», «Стань ярким, стань заметным» 3. Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход». 4. Консультация на тему: «Что нужно знать о правилах дорожного движения», «Безопасное кресло – безопасность детей» 5. Совместное мероприятие для детей и родителей викторина «Дорожная Азбука» 6. Индивидуальные беседы «Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм по ПДД». 7. Родительское собрание «Роль семьи в безопасном поведении на дороге», «Островок безопасности» с использованием ИКТ. 8. Выставка рисунков в группе «В стране дорожных знаков» 9.Оформление стенгазеты: «Светофорчик». 10.Изготовление и распространение памяток для родителей «Это мы знаем!» 11. Наглядная агитация в группе «Памятки по обучению ПДД». 12.Уголок для родителей «Для Вас, родители!» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель В течение года |
Работа с воспитателями | 1. Консультация для педагогов: «Что нужно знать педагогами о правилах дорожного движения», 2. «Как научить ребенка безопасному поведению на улице» 3. Семинар-практикум для педагогов «Роль воспитателя в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах города» с открытым просмотром мероприятия «Красный, желтый, зеленый». 4. Мастер-класс по изготовлению атрибутов для воспитания интереса к изучению правил дорожного движения. 5. Изготовление и распространение памяток «Дорожная Азбука» | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль В течении года |
|
Ожидаемый результат
· Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
· Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
· Проявление гуманных чувства: доброта, отзывчивость и сострадание.
· Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми. Работая в течение трех лет по данной проблеме, я использовала в своей работе инновационные технологии, и достигла хороших результатов.
Диагностические занятия по определению уровня знаний детей, Правил дорожного движения проводила индивидуально и с подгруппой детей
по методике Черепановой С.Н.
Ребёнку предлагала серию вопросов, проблемных ситуаций.