Если в первой части среди видов практически ничего небыло одинакового, то во всех следуших есть общие направления – стрит и верт.




Министерство образования РФ

НГТУ

Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ

”История развития экстремальных видов спорта”

 

 

Выполнил: Данилов И.В. (ЭМ-012)

Проверил: Кущенко С.В.

Новосибирск, 2001.

Введение.

Как ни странно, но на свете есть множество людей, которые не могут жить без протирания коленками, локтями и головами асвальта после неудачного приземления, или которые не могут уснуть без пролёта на сноуборде 20 метровой дистанции и выполнив трипл-бэкфлип-360-indy grab (что означает тройное сальто с разворотом на 360 градусов и с инди грэбом), я уж не говорю про роллеров и скейтеров, которые не щадя свои детородные органы скользять по трубам. И все эти люди тоже делают историю, хотя некоторые считают их за сумасшедших, которым надоело жить…

Как ни старайся, но никто не сможет объединить отдельно взятые экстремальные виды спорта в какие-нибудь группы и подгруппы, каждый спорт – это свой мир, в который посторонним вход запрещён.

Но я всё-таки решил объединить эти виды в две группы: 1) Это те, в которых используется доска; 2) В которых используются замудрёные конструкции с колёсами.

 

 

Часть 1.

 

 

Удивительно, но к концу двадцатого столетия, просто до отказа напичканного всевозможными техническими наворотами, авангардный спорт как раз потянулся к простоте. Обычная, если не сказать примитивная, доска стала определять форму и содержание всех новомодных развлечений. К доске приделали парус и стали глиссировать по волнам – появился виндсерфинг. Имея за плечами парашютный купол, на доске придумали выпрыгивать из вертолёта и в свободном падении имитировать скольжение и головокружительные трюки – родился скай-серфинг. К доске приделали колесики, и сформировалась уличная спортивная культура – скейтбординг. Но досочная идея не стояла на месте, и совсем недавно появился вейкбординг – катание на доске за буксировочным катером. И, естественно, доскомания не могла оставить без внимания зимний спорт, снега и горные склоны. Снежную доску – сноуборд – можно считать великой спортивно-развлекательной выдумкой современности, которую на “ура” поддержало молодое поколение с энтузиазмом, соизмеримым разве что с прежним выбором “Пепси”. В своём докладе я более подробно остановлюсь на пяти самых известных досочных течениях – Серфинг, ВиндСерфинг, Кайтинг, Вэйкбординг, Сноубординг.

 

СкайСерфинг

 

Скайсерфинг- прыжки с лыжей на выполнение различных фигурв свободном падении- относительно молодой вид парашютного спорта. Появившисьнедавно, он получил очень бурное развитие в России. Аэродинамика лыжникасильно отличается от простого свободного падения, поэтому прыжки с лыжей считаются практически другим видом спорта. Так как вся работа идет в свободном падении, то для оценки прыжка необходим воздушный оператор, который снимает весь прыжок и на основе этой видеозаписи ставится оценка. Таким образом команда состоит из двух людей - лыжника и оператора.В зачет идет только 50 секунд прыжка. Оценивается мастерство и артистизм выполнения фигур и работа оператора. Для того чтобы лыжа не мешала в аварийных ситуациях существует механизм отцепки лыжи. В случае если лыжа тяжелее чем 20 г/см она должна быть оборудована собственным парашютом. Прыжки с лыжей - сложный вид спорта и допускаются к нему только очень опытные спортсмены, хотя в данный момент, по словам одного из скайсерферов, только ленивый не хочет прыгать с лыжей. Хоть это высказывание не вполне соответствует истине, но динамика развития этого вида спорта просто поразительна.В 1995 году на чемпионате мира наши спортсмены заняли достаточно высокие места, несмотря на практически полное отсутствие соревновательного опыта в этом виде. Российские спортсмены показали отличные результаты на международных соревнованиях.А в 1998 году российский скайсерфер Валерий Розов занял первое место на X-Games.

 

Сноуборд

 

В 1929 году австриец Джек Буртшеет вырезал доску из фанеры, прикрепил ее к ногам конскими вожжами. Правда спустился он с горы или нет, остается неизвестным. Первые борды сильно отличались один от другого по размеру, форме и материалам и даже по способу компоновки этих самых материалов. Однако если отбросить косметические и производственные детали, выяснится, что дизайн нынешних сноубордов по-прежнему основан на концепциях первых пионеров нового вида спорта. Никаких серьезных изменений в эволюции бордов не было до проекта Тома Симса в 1963г. Его первый сноуборд мало чем отличался от доски с коньками, приспособленными для скольжения по снегу. На дизайн бордов Симса повлияло его увлечение серфингом. Кое-кто может возразить, но большинство согласится с тем, что все началось со Snurfer ’а. В 1965г. отец заметил, как дочка пытается стоя на санках скатиться с горы. Изобретательный отец Шерман Поппен отправился в гараж, нашел детские горные лыжи, сцепил их вместе, положил на них резиновый коврик и прикрепил к переду веревку - «для управления ». Новый снаряд был чуть длиннее, но примерно равен по ширине первому «скиборду » Симса - он стал прямым предшественником раннего сноуборда Бертона. Езда на Snurfer ’е была сродни стоянию на тобоггане. Свои новые санки он подарил дочке Уэнди на Рождество 1965, и лицо зимы изменилось навсегда. В 1966г. Snurfer дебютировал в качестве первого промышленно производимого сноуборда. Как гласила первая реклама «Катание на Snurfer ’е классическая зимняя альтернатива. Настоящая сенсация в зимнем спортивном инвентаре. Новая перспектива получить кайф от катания с гор. За последующие десять лет через магазины детских и спортивных товаров было продано несколько сотен тысяч Snurfer ’ов (слово составлено из двух Snow и Surfer - снег и серфингист; условно" Снегосерфер ".) По мере выхода серфинга на серьезные общепризнанные позиции и по мере нарастания увлечения скейтбордом в конце 60х - начале 70х гг. все больше людей захватывала идея серфинга по снегу. Эта эра ознанована появлением двух основных типов сноубордов. Можно оспаривать право Snurfer ’а на первенство в этой области, потому что технически это не был сноуборд (у него не было креплений), но именно его форма вдохновила всех остальных. Первым бордом Джейка Бертона Карпентера был Snurfer. 14 лет спустя он основал Burton Snowboards и оттюнинговал Snurfer. Это полностью относится и к основателю Winterstick Дмитрие Миловичу, предложившему в 1970г. второй основной оригинальный дизайн сноуборда. Winterstick ’и шли от концепции доски для серфинга с намеком на принцип лыж. Милович запатентовал свое изобретение в 71г., а через год на рынке появились первые доски ручной работы. Эти борды очень отличались от Snurfer ’а и в них явно было заметно влияние серфа. Ранние сноуборды имели сердцевину из прессованного пенопласта в оболочке из стекловолокна, почти как обычный серф. Сверхширокий нос и расщепленный ласточкин хвост делали Winterstick почти идеальным в легком пушистом снегу и придавали ему очень естественную способность «писать дугу ». Желобки снизу повышали качество маневра на пушистом снегу. Имелись также металлические канты - эволюционная ошибка, т.к. канты на мягком снегу ничего не дают. Следующие 15 лет металлические канты на сноубордах не появляются.и В 1969г. очертаниями доски для серфинга вдохновился Боб Уэбер - Skiboard. Упор на место для ног привел Уэбера к мысли о креплениях - следующий этап в эволюции сноуборда. В итоге он все же запатентовал свое изобретение в 1972г. В начале 70-х сноубордисты пожинали плоды своих удач. Snurfer был признан повсеместно вслед за началом повального увлечения скейтбордом. Winterstick попал в журнал Powder и Newsweek. Пика своей эволюции сноуборд достиг снова только в 1977г. В этом году Симс дебютировал со своим первым промышленно выпускаемым бордом Flying Yellow Banana (Летающий желтый банан) из штампованного пластика с деревянным верхом от скейтборда Lonnie Toft (Лонни Тофт). Дифферент креплений у Банана был очень невелик, т.к. Симс доверил разработку креплений другим. Первые сноубордисты пользовались креплением из двух кривых кусков пластика Sky Hooks (Небесные крючки) или традиционным лыжным креплением для монолыжи. Спортсмены часто вставляли блоки между декой и фланцем борда для фиксации изгиба. В том же 1977г. уроки труда одной средней школы стали базой для пионера сноубординга. Майк Олсен сделал доску из «березы и луана, горизонтально ламинированных (ламинация - процесс наложения слоев; здесь горизонтальное склеивание слоев при производстве сложных композитных материалов, - Е.Ч.) вместе» (по словам Олсена). Он вырезал носовую часть, прикрепил старые Sky Hook ’и, прикрутил какие-то металлические полосы по краям и стал ждать снега. Ничего эволюционного в этом пока не было. Это были первые шаги нового сноубордиста, который потом изменит лицо спорта своим Lib Tech и Mervin Manufacturing. Опять же в 1977г. Джейк Бертон Карпентер перебрался в Вермонт и всерьез принялся за разработку модели на основе Snurfer - чем он собственно и занимался все 70-е гг. Его эксперименты с материалами и моделями в конце концов станут отражением большой части эволюции сноуборда до его нынешнего состояния, в т.ч. и тупиковых направлений. Первые борды Бертона изготавливались из горизонтально ламинированного твердого клена с резиновым ковриком сверху. Они очень напоминали Snurfer за исключением длинных металлических окантовок с боков. В 1978г. серфингист, плотник и дизайнер Чак Барфут работал на Симса, который вместе с Бобом Уэбером обратился к нему с просьбой построить прототип сноуборда. Этот борд основывался на комбинации предыдущих досок Уэбера и Симса, а равно и на Winterstick Миловича. У него был широкий «ласточкин хвост », одно крепление из резиновой ленты и полиэтиленовая скользящая поверхность. Длиной в пять с половиной футов (167см), четырнадцать дюймов шириной (36 см), с V-образным низом с желобком с каждой стороны, небольшим подъемом и гибкой фибергласовой окантовкой ручной доводки борд разрабатывался исключительно для пушистого снега. Эти сноуборды разительно отличались от Бертоновской версии для Восточного побережья США из-за различий в качестве снега - Симс проверял свои разработки в Тахо (Калифорния), а Бертон на жестком снегу Северо-Востока. Различие в отношении к сноуборду в этих двух регионах отразилось и на эволюции дизайна. Почти сразу лагерь Бертона на Восточном Побережье зацепился за консервативную модель, а Симс на Западном предлагал спортсменам версии, навеянные серфингом и коньками, стараясь сразу раздвинуть рамки моделирования. К 1980г. несколько фирм и множество энтузиастов экспериментировало в области разработки сноубордов. Хотя сноуборд получил признание в качестве достойной альтернативы горным лыжам, горнолыжные курорты стойко держались за лыжи. Основное влияние на сноуборд по-прежнему оказывали серфы (обычный и винд). Основная масса сноубордов представляла собой пенопласт в стекловолокне, с окантовкой, V-образным основанием с желобками. Говоря по правде, это были модели скорее для воды, чем для снега, но пришло время полностью переменить дизайн сноуборда и поклонники катания на снежных волнах сделали это под влиянием коньков.
К 1980 году сноубординг имел статус общенационального увлечения. Несколько журналов, увлекающихся серфингом и коньками, стали печатать статьи о сноубординге и оборудовании для него. К 1986г. произошел всплеск популярности сноуборда. Родилась современная индустрия сноубординга. Организованная конкуренция, новые и заимствованные материалы, инновационные разработки и отдельные новаторы придали всему этому большое ускорение. Первые официальные соревнования по сноубордингу прошли на курорте Ски Купер в г.Ледвилль (Колорадо). Этот съезд выдающихся мастеров катания на сноуборде и представителей фирм стал катализатором множества полезных идей. Возможно именно здесь впервые сноубордисты получили право воспользоваться подъемниками. Однако важнее всего было то, что «появилась арена для будущих соревнований», как сказал один из первых участников Джефф Грелл. Тем временем Пол Грейвс вел подготовку к первому общенациональному состязанию по сноуборду. Грейвс стоял практически у истоков промышленного выпуска Snurfer ’а и считается отцом любительских соревнований по сноубордингу. Соревнования на Snurfer ’е устраивались еще в 1968г. и были по-своему очень серьезными, но стоит упомянуть о двух событиях, имевших место на соревнованиях Snurfer 1979: Джейк Бертон Карпентер появился на своем варианте Snurfer ’а - одном из своих первых сноубордов. Это было также первое соревнование по сноуборду с привлечением коммерческих спонсоров и национальным освещением в средствах массовой информации. Грейвс понял важность этих двух моментов как факторов организации более крупных состязаний и следующие два года отдал продвижению идеи нового крупного национального соревнования по этому виду спорта. Первый Национальный чемпионат по сноусерфингу проводился в феврале 1982г. недалеко от Вудстока, штат Вермонт на лыжном курорте Суисайд Сикс. Впервые участники соревнований со всей страны, включая Джейка Бертона Карпентера и Тома Симса, состязались друг с другом в четко оговоренных дисциплинахвременных рамках. Основным этапом был спуск под названием Фейс (лицо), вызывающий страх у большинства катающихся одним только видом. Так как навык спуска был еще далек от совершенства и доски не особо хорошо слушались своих хозяев главной целью было уцелеть. В 1983г. за организацию чемпионата взялся Бертон. Он переместил его в Страттон в том же Вермонте и переименовал в Национальный чемпионат по сноубордингу. Вскоре после того Том Симс вернулся в Калифорнию и представил публике Всемирный чемпионат по сноубордингу на лыжном курорте Сода-Спрингз на озере Тахо. Городская свалка Тахо-Сити была местом рождения халфпайпа, а поэтому было естественно, что соревнования пройдут именно здесь. К тому моменту имелось два национальных чемпионата - на Восточном побережье у Бертона, и на Западном у Симса, и один мировой. Появилось соперничество компаний, положительно отразившееся на состязаниях и конструкциях досок. Это здоровое соревнование толкнуло развитие сноуборда в нужном направлении. Гонка велась на предмет раздвижения границ дизайна доски. Winterstick уже в середине 70-х делал борды с основанием Р-tex. Бертон использовал Р-tex для прототипа в 1980г., но предложил их к промышленному использованию только к 83-84 гг. Но и тогда они были доступны только в модели Competition Performer. Это был первый из дизайн-концептов и материалов, заимствованных у индустрии горных лыж, что выглядит как ирония судьбы, если вспомнить презрение производителей горных лыж к сноуборду и тот факт, что сноубордисты не хотели иметь с лыжами ничего общего. Однако необходимо отметить, многие из лучших перемен в конструкции досок родились напрямую от горных лыж после ряда ориентированных на серф кружных путей эволюции. На чемпионате мира в 1983 Том Симс выиграл с большим преимуществом из-за того, что у него были металлические канты-поребрики. Это был первый шаг в нужном направлении - замена навеянных серфом направляющих, на металлические канты. Однако модели с металлическим кантом дебютировали у Симса и Бертона только в 1985г - кант вытеснил бесполезные направляющие и стал новым стандартом сноуборда. Несмотря на очевидные достоинства металлического канта управляемость все же сильно не дотягивала. Простое ременное крепление на подъеме на типовых досках было недостаточным и некоторые спортсмены добавляли крепление на мысках ботинок. Потом Джефф Грелл изобрел высокое пяточное крепление. Первые серийные крепления появились в 1983г. Грелл начал работать с Симсом: переделал его первоначальный дизайн и помог ему запустить его первые высокие крепления в 1985г. По мере нарастания увлечения сноубордом и эволюции досок на новый спорт обратили внимание бывалые горнолыжники. Многие сменили вид горных катаний. И Крис Сандерс и Майк Олсен - оба горнолыжники перешедшие на сноуборд и запустившие собственные сноубордовые компании. Сандерс стартовал со своей Avalanche Snowboards в 1983, а Олсен в 84г. с Gnu Snowboards. Оба они известны тем, что улучшили показатели бордов, применив технологии горных лыж. Avalanche уже производил прогрессивные модели с вертикальной ламинацией досок с деревянной сердцевиной по принципу конструкции горных лыж, а Симс и Бертон все еще экспериментировали с пенопластовой сердцевиной и горизонтальным наложением слоев, как в серфах. Сандерс позаимствовал прогиб доски от горной лыжи примерно равной длины, что позволило равномерно распределить давление на лыжу и дать толчок ездоку для нового поворота. Прогиб был важным этапом для сноуборда, теперь он есть на всех сноубордах.
К середине 80-х гг. технология производства досок очень интенсифицировалась. Многие компании обратились к европейским производителям горных лыж в связи с резким ростом спроса на борды. Основу большинства составлял Р-tex и высокие пяточные крепления были повсеместно. В 1985г. на горе Бейкер состоялся первый Слалом горы Бейкер; Бертон и Симс выпустили борды с металлическими кантами. Майк Олсен выбросил на рынок первую направленную доску. До того задник норовил увести сноуборд в сторону и часто оказывалось, что человек едет с горы задом наперед и не в силах перевернуть доску назад. Однажды Олсен сломал одну лыжу и решил покататься на оставшейся. Тогда-то он и понял, что прогиб в сочетании с бокорезами при более точной центровке позволяет надежно управлять бордом той ногой, что впереди, а не пытаться контролировать той, что сзади. К 85 году все было на месте: основание из P-tex с металлическими кантами вместо стекловолоконных направляющих, высокие пяточные крепления вместо ремня на подъеме стопы и хорошая талия. Оставался вопрос, где стоять на доске. Доски Олсена и Сандерса были относительно отцентрованы, а вот Бертон и Симс делали упор на смещение к хвосту. Крепление сдвинулось к центру только в 1987г. когда Barfoot представил первый борд для фристайла с двойным креплением. В конце 80-х по стране стали появляться одна за другой компании, производящие сноуборды, т.к. основные изменения в конструкции на тот момент уже были сделаны. Спорт и индустрия вокруг него значительно усилились. Сноубордистов становилось все больше и горнолыжные территории вынуждены были учитывать, что не только горнолыжники пользуются склонами. Самые дальновидные разрешили сноубордистам пользоваться своими подъемниками и наняли инструкторов по сноубордингу. Молодой спорт перешел на другой этап, началась новая глава в его истории. И все же потребуется несколько лет, и только к 1990г. сноубординг станет общепризнанным и равноправным братом горных лыж, а производители горных лыж соизволят включиться в игру. Тогда и только тогда сноубординг станет таким, каким мы знаем его сейчас.
С выходом на сноуборд-сцену маститых горнолыжных фирм начались эксперименты с автоматическим горнолыжным креплением для досок. Эти крепления до сих пор мучаются болезнями роста, какими мучался сам сноуборд в начале своей спортивной карьеры. По примерным оценкам специалистов в этой области, девяносто процентов профессионалов до сих пор пользуется комбинацией ремень/мягкий ботинок. Постоянно растет число сноубордистов за счет горнолыжников, которые хотят попробовать себя в новом спорте вместе или вместо обычного традиционного катания с гор. Изначально горнолыжники относились к сноуборду с откровенным интересом. Постепенно с возникновением «нормы » - непослушных, буйных подростков на сноубордах - они стали считать себя ущемленными. Индустрия горных лыж приняла защитные меры, а сноубордисты только радовались своей исключительности и спешили закрепить стереотипы. Сейчас все изменяется. Ключ к взаимодействию и пониманию среди тех, кто катается с гор, - общение. Сегодня отказ допустить на свои склоны сноуборд среди горнолыжных курортов считается вопиющим, а ведь не так давно катание на лыжных склонах было привилегией тех, кто ведет себя очень хорошо. Незаконное пользование подъемниками было в порядке вещей. По сравнению с 7% курортов, не пускавших сноуборд к себе в 1985г, на сегодня осталось только пять «закрытых » курортов: Мэд Ривер Гленн, штат Вермонт, Алта и Дир Вэлли, штат Юта, Таос Ски Вэлли, штат Нью-Мексико, и Аспен в Колорадо.
В сезоне 1997-98 гг. число любителей сноуборда в США перевалило за 4 миллионаи он остается самым интенсивно растущим спортом (за сезон 98-99 год прирост составил 33%) Сноубординг больше не ассоциируется с приходом новых людей. Небольшой приток молодых людей обязателен и имеется ежегодно, но все больше меняется демографическая структура в сноубординге. Рассасывается границы «мы-они» с горнолыжниками. У обычного отдыхающего горнолыжника гораздо меньше времени на склоне, тогда как сноуборд интересней и катающиеся на нем проводят на склонах больше времени с большей пользой. В будущем сноубординг ждет только успех. C 1998 (Олимпиады в Нагано) сноуборд признан олимпийским видом спорта.Как известно, наши спортсмены в нем не участвовали не прошли олимпийский отбор. Дело в том, что в этом виде спорта сейчас уже существует две федерации: Любительская и Профессиональная. Так вот конкуренты на период Олимпиады объединились и “распилили” снежный склон пополам: в каждой дисциплине на старт допускалось лишь по 15 спортсменов от каждой федерации. В число 15 любителей наши пока не входят. В профессионалах вообще никого нет. Впрочем, большинству болельщиков довольно зрелищные соревнования сноубордистов запомнились не столько борьбой за медали, а…допинговым скандалом вокруг канадского участника. У него в результате допингтеста была обнаружена марихуана. Но президент МОК Самаранч решил это, разрастающееся как снежный ком, дело быстро замять. Почему? Одна из версий звучит довольно интересно: сноуборд не что иное, как новая молодежная “тусовка” в горах. А какой же “снежный хиппи” без сигареты с “травкой” в зубах…С такими аргументами категорически не соглашаются японские эксперты. Помимо чисто моральных аргументов о несовместимости спорта и наркотиков, они приводят и специальные выкладки. Известный исследовательдопингов профессор Токийского университета Сигзаки Муто, например, заявляет, что марихуана вполне может сыграть особую роль в сноубординге, который отличается повышенным риском и требует от спортсмена умения перешагнуть через “барьер” страха. “Марихуана искусственно снимает беспокойство и напряжение, создает специфический синдром “человека, которому море по колено”,- утверждает эксперт.-Именно поэтому ее в полной мере можно считать допингом, ставящим других спортсменов в неравные условия”. Напомним, что на Олимпиаде в Нагано были розыграны четыре комплекта медалей: слалом-гигант и хаф-пайп у мужчин и женщин. По прогнозам специалистов, на грядущей Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити могут появиться новые дисциплины параллельный слалом и бордеркросс.


Стоит остановиться на истории одной из дисциплин сноуборда – ХалфПайп. Поиски истоков халфпайпа уводят нас в прошлое, в те времена, когда скейтеры и сноубордисты лишь мечтали о скольжении по волнам, доступном серферам. Океанская волна с ее мощью и совершенством формы была предтечей халфпайпа. Подвижность воды нашла отражение в форме гидротехнических сооружений. Трубы, дамбы, бассейны и каналы лишены острых граней, подверженных ее разрушительному действию. К 1975 году скейтеры перебрались с наклонных, на плоских улиц в текучие линии каналов и бассейнов, продолжая, тем не менее, поиски совершенных изгибов. Они нашли их в трубе. Так халфпайп стал самым популярным элементом скейт-парков середины семидесятых, подарив скейтерам движение по волне - благодаря максимальному упрощению формы осушенного бассейна. Когда в конце семидесятых скейтеры и серферы начали осваивать сноуборд, они занялись поисками рельефа, который дал бы им знакомые ощущения. Благодаря действию ветра, воды и гравитации плавные перегибы весьма распространены в природе. Заснеженные долины рек, выглядящие почти как замерзшие волны или дренажные каналы, не могли не привлечь внимания сноубордеров. В 1978 году калифорнийские горнолыжные курорты в районе озера Тахо не реализовали потенциал сноубординга, закрыв свои склоны для сноубордистов. Те, в свою очередь, тратили свободное время на поиски хороших мест для катания. ”Тогда не у каждого студента была машина - поэтому нам было нужно место для катания неподалеку” - вспоминает 29-летний житель Тахо Боб Кляйн. Друг Кляйна Марк Анолик, прогуливаясь в 1979 году в округе Тахо-Сити, набрел на великолепное местечко, принадлежащее Tahoe-Truckee Sanitation Company. Это была просто городская свалка. Ни кто не был уверен, что под снегом - излучина реки или обрывистая насыпь. Но здесь был въезд и пара пригорков- то, что искали пионеры сноуборда. Слухи о трубе быстро распространились и в ближайшие дни на новом месте начали кататься Марк, Боб Кляйн, Аллен Эмбристер и Терри Кидуэлл. Друзья назвали это место Тахо Сити Пайп. С начала 1980 года, благодаря работнику местной телефонной компании и страстному скейтеру Майку Чантри, о трубе узнал мир скейтеров. “Майк взял меня туда чуть ли не с завязанными глазами, так как Боб не хотел огласки” - вспоминает Том Симс. “Это обижало других ребят, ведь из огромного количества бордеров всего мира лишь единицы катались в Тахо Сити Пайп.” В течение следующих нескольких лет трубу начали посещать про-скейтеры Роб Роскопп, Стив Кабальеро, Скотт Фосс. Ленсмен из Thrasher magazine, а позже International Snowboard Magazine немного опоздал - не в трубу, конечно, но в компанию. По сегодняшним стандартам Тахо Сити Пайп не являлся в полной мере халфпайпом. “Труба сама по себе имела только одну кромку” - говорит Чантри - “Чтобы привести ее в порядок приходилось помахать лопатой.” Это не останавливало Терри и Аллена. “Уж если Кидуэлл и Эмбристер влезали в трубу - она принимала нужную форму. Они дольше строили, чем катались”- вспоминает Боб Кляйн. В то же время, идея постройки халфпайпа для сноуборда по размерам халфпайпа для скейта оказалась нереальной. Кроме того само оборудование для сноуборда в начале 80-х не способствовало прогрессу в этой области. “Мы были на досках с креплениями на резинках и максимум на что мы рассчитывали - скатиться с одной стены и въехать на другую “- объясняет Боб - “О прыжках не могло быть и речи.” Кейт Киммель приехал из Берлингтона, Вермонт в конце 1983 года. Том Симс дал ему телефон Майка Чантри. Майк показал Кейту трубу. “Она была всего в половине квартала ходьбы от моего дома и я проводил там все свое время ”- говорит Кейт - “ Я познакомился с Терри и Алленом и мы стали планировать наши совместные занятия.” Прошло немного времени и фото Кейта, штурмующего Тахо Сити Пайп, украсило обложку первого номера журнала Absolutely Radical.
Приблизительно в 1982 году Эдди Харгрейвс и его брат Кэри начали кататься на естественном квотерпайпе через дорогу от курортного местечка Шугар Баул, рядом с Калифорния'с Доннер Саммит. Джоэл Гомес, сегодня владеющий магазином Sessions Snowboard Shop и Майк Чантри, работавшие тогда инструкторами по сноуборду на Сода Спрингс, частенько туда заезжали. Дэмиан Сандерс и Шон Палмер тоже часто бывали здесь. Оба в то время катались за Avalanche Snowboards. “ Стартовая стена представляла собой длинный спуск” - поясняет Кейт Киммель -“ Если Тахо Сити Пайп ограничивал возможности разгона и нам приходилось надстраивать стену, чтобы получить прибавку в скорости, то на Доннер Халфпайп вы могли забраться так высоко, как вам хотелось.” Все эти пригорки, называемые райдерами трубами, были лишь немного измененными формами естественного рельефа. Так было до 1983 года, когда Том Симс организовал первый Мировой Чемпионат в Сода Спрингс, Калифорния, где был построен искусственный халфпайп. Это были первые соревнования по сноуборду в халфпайпе. ”Я привлек Чантри чтобы убедить руководство Сода Спрингс построить халфпайп”- говорит Том Симс. “Они построили трубу, но не все было так хорошо. Я был ужасно разочарован. Команда Burton Team объявила нашим соревнованиям бойкот, считая халфпайп дисциплиной, не нужной сноубордингу.”
Понятно, что эти первые соревнования были очень важны для Джейка Карпентера и Тома Симса. Это была битва между скейтерами Западного и сноусерферами Восточного Побережья. Райдеры Симса отдали три года тренировкам в пайпе, а райдеры Бертона были мастерами в скоростном спуске. Стоило им оказаться вместе, как между ними начинали проскакивать искры.
“Пайп был отвратительным.,” говорит Кейт Киммель, не имевший тогда возможности оплатить регистрационный сбор. “ Две примитивные снежные насыпи высотой не более четырех футов.” Райдеры, в течение трех лет занимавшиеся формированием стен своей трубы, безусловно знали, чего они хотят. Гораздо труднее было добиться понимания персонала курорта. Пайп в Сода Спрингс был построен высоко на горе, где склон был слишком крут и бордеры постоянно боролись со скоростью. Однако, пусть это и не был халфпайп всеобщей мечты - это была отправная точка. Идея постройки удобного пайпа с помощью техники занимала мысли уже не одного человека. В 1984 и 1985 годах Сода Спринг перенес трубу ниже по склону, где уклон был меньшим и райдеры начали прыгать. Благодаря успеху этого пайпа строительство трубы начинают в Слайд Маунтин, Невада, курорте на восточной стороне озера Тахо.
С 1986 года, когда Мировой Чемпионат перенесли в Брекенридж, Колорадо, дела пошли на лад. Дейв Элден с помощью своего отца Пола убедил руководство курорта Брекенридж помочь ему в постройке трубы. Служащие курорта даже не понимали, что они строят. “ Нам с Дейвом пришлось убеждать руководство курорта, что халфпайп не является скоростной дисциплиной “- вспоминает Фрэнк Ричардс, сегодня маркетинг-менеджер TransWorld SNOWboarding Magazine. “ Они считали, что это альпийский вид спорта и хотели, чтобы мы одевали шлемы.” Пайп, построенный в Брекенридже Дейвом Элденом был коротким и широким. Его длина была около 150 футов, ширина - 60 футов, стены имели высоту 4 фута и не были вертикальными - и он был намного удачнее пайпа в Сода Спрингс. Брекенридж, таким образом, выпустил вихрь увлечения пайпом в Колорадо. Там в эти годы были построены еще две трубы - одна в Берфауд Пасс, вторая в Вольф Крик для соревнований, организованных Майком Майнардом для Southwest Snowsurfers Association. Однако ни один курорт не строил постоянных халфпайпов - все они строились лишь для соревнований. Для Чемпионата 1987 года пайп был перенесен с 8-го склона Брекенриджа на 9-й, где оставался и в последующие 6 лет. Почти общепризнанно, что лучшим халфпайпом Брекенриджа за всю его сноубордическую историю был именно пайп 1987 года. Он имел около 200 футов длины, 40 футов ширины, почти вертикальные 6-футовые стенки с 4-футовыми площадками наверху, ” и дерево внизу справа, которое Роб Морроу протаранил во время своего выступления,” добавляет Тина Бэсич. Этот халфпайп оставили для желающих кататься и он стал первым постоянным пайпом на горнолыжных курортах. С 1988 года халфпайп превратился в магнит для масс-медиа. Журналы, телевидение - все хотели рассказать о том “ как эти дикие бордеры катаются в снежных халфпайпах.” В это время и на других курортах поняли, что для привлечения сноубордистов необходимо строить пайпы.
Весной 1988 года Джейк Бертон решил, что после 6 лет проведения Открытого Чемпионата США по сноубордингу в Стрэттоне в его программу, наконец, пора включить халфпайп, который немедленно превратился в важнейшую часть соревнований. Позже, летом 1988 года, решение о строительстве постоянных халфпайпов принимают также Сноу Саммит и Джун Маунтин в Калифорнии и Уотервиль Вэлли. Нью Хемпшир. Все три курорта отстраивают насыпи пайпов из грунта, расчитывая покрыть их плотным снегом в зимний период. Идея выглядит удачной. Сноу Саммит пользуется чертежами, предоставленными Томом Симсом. Эрик Уэбстер в компании местных райдеров и внука владельцев Маммот Маунтин Ронни МакКоя помогает на Джун Маунтин и Уотервиль Вэлли.

Однако, с приходом зимы казавшаяся такой удачной идея “ грунтового пайпа” показала свою невысокую функциональность. Снега было достаточно - 2-3 фута в течение всего сезона, однако его уплотнение и формирование представляли проблему для водителей ратраков, знавших, что под снегом грунтовая насыпь. Невольно они своими ножами срезали кое-где слой снега до земли. Днем грунт разогревался на солнце и снег в этих местах подтаивал, а ночью замерзал, образуя на стенах ледяные потеки. Свои проблемы были в Джун Маунтин. Материалом для стен пайпа здесь послужили сложенные стопами тюки сена. Неожиданно, прямо во время проведения соревнований Оп Про 1989, сено самовоспламенилось и начало тлеть под снегом. Дым выбивался через черные проталины. Фотограф Бад Фосетт провалился по колено, снимая соревнования. Соревнования прошли не смотря ни на что. В Колорадо Брекенридж продолжал строительство старым способом - сгребая ратраками длинный снежный вал и пробивая в нем затем трубу от середины к краям, с последующей формовкой стен лопатами. В 1989 году журнал TransWorld SNOWboarding назвал этот халфпайп “лучшим пайпом года”. Он имел 300 футов длины, 40 ширины и две большие площадки наверху. В Стрэттоне снежный мастер по пайпам Лил Блейздэл изготовил специальный совок для ратрака и курорт стал заметен в мире сноуборда. Но о проведении соревнований задумались и на других курортах, иногда крошечных, как Тироль Бэсин недалеко от Медисона, Висконсин. В 1991 году в Русуцу Рисорт, в Японии прошли соревнования в ранге Кубка Мира - Victoria Japan Snowboard. В 1990 году, имея в своем распоряжении почти ровное поле с двумя подъемниками, Дон МакКей, главный менеджер Тироль Бэсин, решает построить лучший в мире халфпайп. Вместе с горным инженером Дейвом Роджерсом они строят 400-футовый пайп, полностью соответствующий стандартам Мирового Кубка. Райдеры Дейл Реберг, Нэйт Коул, Джейк Блаттнер и Джо Кертис расхваливали его всем, но им мало кто верил. Мир открыл это секретное местечко только в июне 1993-го, когда там прошли первые соревнования. Пайп в Русуцу идеально соответствовал требованиям Кубка. “Снег там был грязноват,”говорит Джими Скотт. “Но это был один из лучших халфпайпов, на которых мне приходилось кататься.” Строители Русуцу использовали геодезические инструменты и специальные ковши для ратраков, чтобы построить пайп в точном соответствии с размерами, опубликованными в Правилах Международной Федерации Сноубординга. Им пришлось подвозить снег с прилежащих склонов, но пайп получился на славу, правда был немножко коричневат. Так Русуцу и Тироль Бэсин показали, что если курорт поддерживает строительство пайпа, отличная труба может появиться везде, где есть хоть немного снега. В 1991 году началась эпоха механизации строительства пайпов. Сельский механик из Колорадо Дуг Уоуг представил свой Pipe Dragon. Машина имела специально разработанный наклонный изогнутый скребок. Буксируемая ратраком, она формировала абсолютно гладкие стенки пайпа. “Дракон” был принят на вооружение в Вейле, Элдоре, Сноумассе, Уоттермилке и Коппер Маунтин, позволив небольшим курортам справиться со строительством халфпайпов. Однако у него был недостаток - ограниченность регулировок не позволяла увеличивать радиус кривизны стенок, который был маловат для выполнения эффективных прыжков. “Это было похоже на ката



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: