Примерные базовые показатели по группе




Тема 7. Эффективность управленческой деятельности

В сфере культуры

Основные вопросы:

1. Общие понятия эффективности и эффекта управления.

2. Методики оценки эффективности.

3. Характеристики непосредственных результатов управления как показатели эффективности

4. Содержание труда руководителя учреждения культуры, специфические формы контроля.

1. Эффективность менеджмента — сложное и многообраз­ное понятие, оценивающее про­цесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, по наименьшим издержкам или наибольшей результативности (производительности).

Матери­альные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться орга­низацией в товары, услуги не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Затраты на преобразование должны быть мень­ше, чем стоимость результата. Конечным результатом управления, осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом, является Эффект.

Эффект управления складывается из трех составля­ющих:

• экономический эффект — вид эффекта, имеющий непос­редственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;

• социально-экономический эффект — имеет комплекс­ную природу сочетания экономической выгоды и социальной значимости;

• социальный эффект — вид эффекта, который принци­пиально не может быть пересчитан в экономический, напри­мер, проекты для детей.

Общий эффект можно условно принять за сумму трех эф­фектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возмож­ным.

Эффективность — результат, выраженный стоимост­ными показателями, является экономическим эффектом, ха­рактеризующимся приростом дохода, увеличением прибы­ли. Эффективность представляет собой соотношение эффек­та или достигнутого результата и затрат на их получение.

Эффект

Эффективность = —————

Затраты

При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:

• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энер­гия;

• трудовые затраты (время работы и квалификация ра­ботников);

• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (на­пример, ценные бумаги).

Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов.

Помимо эффективности, действия, направленные на достижение целей, характеризуются: выгодностью, т.е. получением определенного положительного результата, напри­мер прибыли и экономичностью, т.е. превышением результа над затратами.

Между экономичностью и эффективно­стью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятель­ность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике ме­жду эффективностью и экономичностью должен обеспечиваться опре­деленный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для дан­ных условий их соотношение.

Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и орга­низации, точность, надежность всех элементов (оборудования, мате­риалов и работников), высокое качество процессов и их результата, со­ответствие целям организации.

Для сферы культуры — некоммерческой по преимуществу — важнейшей характеристикой является социальная эффек­тивность:

v соответствие уровня культуры к объему потребления благ и услуг

v соответствие результатов целям, по отноше­нию к которому оптимальность затрат является характе­ристикой вторичной, производной.

Доминирова­ние внимания на затратном аспекте эффективности чревато смещением акцентов в менеджменте на коммерчес­кой стороне дела и ущемлением социальности миссии.

Соответствие целей деятельности реальным потребностям населения также может свидетельствовать об эффективности. Если цели не будут соответствовать реальному спросу, то, в какой бы степени эти ошибочные цели ни были достигнуты на практике, причем даже с минимальными затратами, вряд ли менедж­мент в целом может рассматриваться как эффективный [Тульчинский].

Основные виды эффективности

Э = Р/3 отношение затрат к полученным результатам, выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат;

Э = Р/Ц отношение результата к преследовавшимся це­лям, выражающее степень реализации це­лей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;

Э = Ц/П отношение целей реальным потребностям, про­блемам, выражающее степень рациональ­ности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные про­блемы.

 

2. основные методики оценки эффективности

Ø «Сопоставления с базой» учреждения, т.е. с показателями, характеризующими состояние дела до нововведения или управленческого воздействия (свя­занна с методикой планирования «от достигнутого уровня», где проявляется зависимость от «базы» - чем хуже база, тем выше эффективность, меняется база — меняется и эффективность, даже при неизменных зат­ратах ресурсов).

Ø Методика сравнения деятельности данного учреждения, управле­ния им или культурной деятельности в регионе с ре­зультатами деятельности других аналогичных учреж­дений и т. п.

Ø Методика сопоставления с нормативной базой — наиболее перспективна.

При анализе эффективности применяются как количественные с математическими расчетами, так и качественные (содержатель­ные и неформальные) показатели с помощью экспертных оценок, анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п.

Методика сравнения, разработан­ная Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским, позволяет сравнивать различные организации и учреждения, вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.).

В основе сравнения - показатели результатов работы, специфичные для каждого вида учреждений.

Этапы осуществления сравнения

На первом этапе учреждения (подразделения) группируют­ся по однотипной деятельности: группы музейных, библиотечных, клубных, парковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений.

На втором этапе показатели работы для каждой группы учреждений (подразделений) формируются в три группы: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы. Количество показателей в каждой из трех групп показателей (у каждого типа учреждений) может быть про­извольным — главное, чтобы они были важны для целей сравнения и менеджмента в целом.

На третьем этапе каждой из групп показателей (объема, качества и эффективности работы) присваивается базовая сумма баллов. В таблицах каждой из трех групп показателей дано по 50 базовых баллов. Базовая сумма баллов распределяет­ся внутри каждой конкретной группы по типам учреждений. Каждому конкретному показателю присваивается определенное количество базовых баллов, в зависимости от важности данного показателя.

На четвертом этапе подводятся итоги деятельности за определенный период по каждому показателю — на­пример, процент выполнения плановых показателей. В приведенных таблицах — заполнение граф 3, 4, 5.

На пятом этапе определяется количество фактически набранных баллов по каждому показателю — пропорцио­нально выполнению плановых заданий (процентом от базо­вых баллов) по каждому показателю (заполнение графы 7). Сумма набранных баллов каждым учреждением — его рейтинг (ранг) по сравнению с другими учреждениями вне зависимости от их типа.

Примерные базовые показатели по группе

Музейных учреждений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: