Тема 7. Эффективность управленческой деятельности
В сфере культуры
Основные вопросы:
1. Общие понятия эффективности и эффекта управления.
2. Методики оценки эффективности.
3. Характеристики непосредственных результатов управления как показатели эффективности
4. Содержание труда руководителя учреждения культуры, специфические формы контроля.
1. Эффективность менеджмента — сложное и многообразное понятие, оценивающее процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, по наименьшим издержкам или наибольшей результативности (производительности).
Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться организацией в товары, услуги не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. Конечным результатом управления, осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом, является Эффект.
Эффект управления складывается из трех составляющих:
• экономический эффект — вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
• социально-экономический эффект — имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной значимости;
• социальный эффект — вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, проекты для детей.
Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.
|
Эффективность — результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.
Эффект
Эффективность = —————
Затраты
При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:
• материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
• трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
• финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).
Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов.
Помимо эффективности, действия, направленные на достижение целей, характеризуются: выгодностью, т.е. получением определенного положительного результата, например прибыли и экономичностью, т.е. превышением результа над затратами.
Между экономичностью и эффективностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятельность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике между эффективностью и экономичностью должен обеспечиваться определенный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для данных условий их соотношение.
|
Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации.
Для сферы культуры — некоммерческой по преимуществу — важнейшей характеристикой является социальная эффективность:
v соответствие уровня культуры к объему потребления благ и услуг
v соответствие результатов целям, по отношению к которому оптимальность затрат является характеристикой вторичной, производной.
Доминирование внимания на затратном аспекте эффективности чревато смещением акцентов в менеджменте на коммерческой стороне дела и ущемлением социальности миссии.
Соответствие целей деятельности реальным потребностям населения также может свидетельствовать об эффективности. Если цели не будут соответствовать реальному спросу, то, в какой бы степени эти ошибочные цели ни были достигнуты на практике, причем даже с минимальными затратами, вряд ли менеджмент в целом может рассматриваться как эффективный [Тульчинский].
Основные виды эффективности
Э = Р/3 отношение затрат к полученным результатам, выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат;
Э = Р/Ц отношение результата к преследовавшимся целям, выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;
|
Э = Ц/П отношение целей реальным потребностям, проблемам, выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.
2. основные методики оценки эффективности
Ø «Сопоставления с базой» учреждения, т.е. с показателями, характеризующими состояние дела до нововведения или управленческого воздействия (связанна с методикой планирования «от достигнутого уровня», где проявляется зависимость от «базы» - чем хуже база, тем выше эффективность, меняется база — меняется и эффективность, даже при неизменных затратах ресурсов).
Ø Методика сравнения деятельности данного учреждения, управления им или культурной деятельности в регионе с результатами деятельности других аналогичных учреждений и т. п.
Ø Методика сопоставления с нормативной базой — наиболее перспективна.
При анализе эффективности применяются как количественные с математическими расчетами, так и качественные (содержательные и неформальные) показатели с помощью экспертных оценок, анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п.
Методика сравнения, разработанная Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским, позволяет сравнивать различные организации и учреждения, вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.).
В основе сравнения - показатели результатов работы, специфичные для каждого вида учреждений.
Этапы осуществления сравнения
На первом этапе учреждения (подразделения) группируются по однотипной деятельности: группы музейных, библиотечных, клубных, парковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений.
На втором этапе показатели работы для каждой группы учреждений (подразделений) формируются в три группы: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы. Количество показателей в каждой из трех групп показателей (у каждого типа учреждений) может быть произвольным — главное, чтобы они были важны для целей сравнения и менеджмента в целом.
На третьем этапе каждой из групп показателей (объема, качества и эффективности работы) присваивается базовая сумма баллов. В таблицах каждой из трех групп показателей дано по 50 базовых баллов. Базовая сумма баллов распределяется внутри каждой конкретной группы по типам учреждений. Каждому конкретному показателю присваивается определенное количество базовых баллов, в зависимости от важности данного показателя.
На четвертом этапе подводятся итоги деятельности за определенный период по каждому показателю — например, процент выполнения плановых показателей. В приведенных таблицах — заполнение граф 3, 4, 5.
На пятом этапе определяется количество фактически набранных баллов по каждому показателю — пропорционально выполнению плановых заданий (процентом от базовых баллов) по каждому показателю (заполнение графы 7). Сумма набранных баллов каждым учреждением — его рейтинг (ранг) по сравнению с другими учреждениями вне зависимости от их типа.
Примерные базовые показатели по группе
Музейных учреждений