Анализ деятельности коммерческой службы предприятия




Множественность определений термина "коммерческая деятельность" требует четкого трактования, в контексте которого будет проводится анализ деятельности коммерческой службы предприятия. В данной работе я исхожу из того, что коммерческая деятельность - это деятельность по обеспечению купли-продажи товарно- материальных ценностей, с целью извлечения максимально возможной прибыли.

Оценка деятельности коммерческой службы СХОАО "Краснореченское" позволит раскрыть формы и методы коммерческой работы предприятия, их эффективность. Процесс хозяйственной деятельности СХОАО "Краснореченское" сводится к следующему (см. рис.2.4.).

Рис.2.4. Схема процесса хозяйственной деятельности СХОАО "Краснореченское"

Исходя из данного определения коммерческой деятельности и схемы процесса деятельности предприятия (рис.2.4.), работа коммерческой службы СХОАО "Краснореченское" сводится к следующему: деятельность по закупке товарно- материальных ресурсов (ТМР) для обеспечения производства и реализации товарной продукции, с целью получения максимально возможной прибыли.

На СХОАО "Краснореченское" коммерческой деятельностью непосредственно занят филиал предприятия "Альтернатива", являющийся, по существу, коммерческой службой головного предприятия. Коммерческая служба предприятия включает два отдела: отдел материально-технического снабжения и отдел сбыта. Непосредственным управляющим коммерческой службой является директор филиала "Альтернатива", который подчиняются генеральному директору СХОАО "Краснореченское".

Рис. 2.5. Структура коммерческой службы СХОАО "Краснореченское"

 

Обеспечение предприятия необходимыми товарно-материальными ресурсами находится в ведении отдела МТС. Деятельность этого отдела рассмотрим на трех уровнях, т.к. служба снабжения одновременно является:

§ Элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит СХОАО "Краснореченское";

§ Элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию его целей;

§ Самостоятельной системой, имеющей элементы структуры и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования отдела МТС СХОАО "Краснореченское" на каждом из выделенных уровней.

1.Как элемент макрологистической системы отдел МТС снаб­жения устанавливает хозяйственные связи с поставщика­ми, согласовывая технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой това­ров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, отдел МТС обеспе­чивает "ввязывание" СХОАО "Краснореченское" в макрологистическую систему. Идея логистического подхода снабженческой деятельности - получение дополнительной при­были от согласованности действий всех участников системы.

Это означает, что отдел МТС, работая на собственное предприятие, в то же время преследует цель повышения эффективности функционирования всей макро­логистической системы. Собственное предприятие при та­ком подходе рассматривается как элемент всей макрологи­стической системы: улучшается положение всей систе­мы - улучшается положение предприятия как ее элемен­та.

2. Отдел МТС обеспечивает прохожде­ние товарно- материальных ресурсов в цепи снабжениеà производствоà сбыт.

В данном случае отдел МТС предприятия осуществляет системную взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

3. Эффективность функционирования отдела МТС, возможность реализации целей предприятия, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. Организация функционирования отдела МТС предприятия схематично представлена на рис.2.6.

Рис. 2.6. Схема реализации функций снабжения в процессе работы отдела МТС СХОАО "Краснореченское"

 

Отдел МТС предприятия реализует функцию снабжения в двух направлениях:

§ Обеспечение производства необходимыми товарно-материальными ресурсами;

§ Обеспечение закупок продовольственных товаров для дальнейшей реализации через собственную торговую сеть.

Информация об основных поставщиках предприятия представлена в табл.2.2. Как следует из табл.2.2., основные поставщики СХОАО "Краснореченское" - предприятия различных форм собственности, находятся как в Дальневосточном регионе, так и за его пределами.

Поставка товарно- материальных ресурсов производится в соответствии с заключенными договорами поставки. Договор, регламентирует отношения СХОАО "Краснореченское" (в т.ч. филиала "Альтернатива") и выполняет следующие функции:

§ Закрепляет юридические отношения между партнерами;

§ Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

§ Предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Таблица 2.2.

Данные об основных поставщиках СХОАО "Краснореченское"

Поставщик Наименование поставляемых ТМР Примечание из условий договора
ОАО "Завод Дальэнергомаш" Минеральные удобрения Предоплата 50 %, в т.ч.: - 25 % - наличный (безналичный) расчет; - 25 % - взаимозачеты (молочная продукция)
ФГУП "Омский биокомбинат" Удобрения, кормовые добавки Предоплата 50 % - безналичный расчет
ЗАО "Дальагрокомплект" Удобрения, кормовые добавки, семена Предоплата 50 % - безналичный расчет
Ургальский отдел ДЦРС ДВЖД Бензин, дизельное топливо Взаимозачеты (молочная и овощная продукция)
ОАО "Хабаровскнефтепродукт" Бензин, дизтопливо Предоплата 50 % - безналичный расчет
ООО "Амур- Регион" Автошины, комплектующие Взаимозачеты (мясопродукция)
ООО "ВТК" Автошины, автомасла, строительные материалы Взаимозачеты (молочная, мясная продукция)
ЗАО "Геба" Спецодежда Взаимозачеты (молочная продукция)
ООО "Спецодежда- ДВ" Спецодежда Взаимозачеты (молочная продукция)
ООО "Энимал" Комбикорм Взаимозачеты (молочная, овощная продукция)
ЗАО "Краснодарвитаминстанция" Кормовые добавки, удобрения Взаимозачеты (молочная, мясная продукция)
ООО "Парма" Соль Взаимозачеты (мясопродукция, мед)
ООО "Уссури-Восток" Продукты питания Взаимозачеты (молочная продукция)
ООО "Востокторг" Продукты питания Взаимозачеты (молочная продукция)
ЗАО "Кондитерский комбинат Спутник" Кондитерские изделия Взаимозачеты (молочная продукция)
ОАО "МЖК Хабаровский" Масло-, маргариново-, жировая продукция Взаимозачеты (молочная продукция)
ОАО "Хлебозавод № 8" Хлебобулочные изделия Взаимозачеты (молочная, овощная продукция)

Хозяйственные связи с основными поставщиками - длительные (более 1 года). Кроме того имеют место и краткосрочные хозяйственные связи (до 1 года). При закупке материальных ресурсов СХОАО "Краснореченское" вступает со своими партнерами в расчетные отношения. Эти отношения базируются на обязательствах покупателей оплатить в установленные сроки стоимость полученных материальных ресурсов, а также на право поставщика требовать платеж от покупателя.

 
 

Проведенный анализ показывает, что основная форма расчета - взаимозачеты (поставка мясомолочной, овощной продукции), в отчетном периоде доля взаимозачетных операций составляет 80,0 % (рис. 2.7.).

Рис.2.7. Структура формы расчета за поставляемые товарно- материальные ресурсы на СХОАО "Краснореченское" за 1999 г.

Это связано с нарушением нормального платежно- расчетного механизма в российской экономике и подтверждает сложившиеся тенденции коммерческой деятельности предприятий - движение материальных потоков не всегда сопровождается встречным движением денежных средств в безналичном обороте, широкое распространение бартерных операций.

В процессе закупочной деятельности отдел МТС использует различные методы закупки. Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий, условий поставщика и др. Основными методами закупок являются:

§ Оптовые заказы;

§ Регулярные заказы мелкими партиями;

§ Закупки по мере необходимости.

У каждого метода есть свои недостатки и преимущества, которые отдел МТС учитывает, при планировании МТО, чтобы сберечь время и сократить издержки (табл.2.3.).

Таблица 2.3.

Характеристика основных методов закупки товарно- материальных ресурсов СХОАО "Краснореченское"

Суть метода Преимущества Недостатки Поставляемые ТМР
Оптовые закупки: предполагает поставку ТМР большой партией за один раз. Простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.   Удобрение, кормовые добавки, комбикорм, соль
Регулярные закупки мелкими партиями: покупатель заказывает необходимое количество ресурсов, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе. Продовольственные товары, бензин, дизтопливо
Закупки по мере необходимости: поставка ТМР осуществляется в соответствии с заявкой покупателя Отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.   Необходимость связывания с поставщиком перед выполнением каждого заказа Автошины, автомасла, строительные материалы, спецодежда, комплектующие

 

В 1999 г. у различных поставщиков (порядка 70 поставщиков, в т.ч. основные - 20) было закуплено товарно-материальных ресурсов на общую сумму - 73656,8 тыс. руб., что на 11,5 % выше показателя прошлого года. Структура закупок в отчетном периоде существенно не изменилась (рис.2.8.). Наибольший удельный вес в общем объеме закупок занимает (сельхозпродукция: удобрения, корма, кормовые добавки) - 37,5 % (в 1998 г.- 35,0 %); доля закупленных товаров для дальнейшей реализации составляет 27,3 % (что на 2,3 % больше, чем в прошлом году); доля ГСМ в общем объеме

 
 

поставок снизилась на 2,4 % и составила 17,6 %.


Рис.2.8. Структура поставок товарно- материальных ресурсов СХОАО "Краснореченское" за 1998- 1999 гг.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что функция закупок - штабная функция имеющая своей целью обеспечение производства товарно-материальными ресурсами за счет внешних источников. Данную функцию выполняет отдел материально- технического снабжения СОАО "Краснореченское". Результаты закупок оказывают влияние на всю деятельность предприятия - на качество продукции, методы производства, затраты рабочего времени и прибыли. Анализ закупочной деятельности предприятия показал, что в отчетном году отдел МТС поставил товарно- материальных ресурсов на сумму 73656,8 тыс. руб., в том числе: удобрения, корма и прочая продукция для сельскохозяйственного производства - 2762,3 тыс. руб., горюче-смазочные материалы - 12963,6 тыс. руб.

Каждое предприятие по-своему организует закупки. Деятельность отдела МТС СХОАО "Краснореченское" строится по традиционной схеме. Получая заявки от производственных подразделений, выступающих в роли потребителей ТМР, отдел МТС определяет потребности в материалах, составляет график размещения заказов, планирует уровень запасов, необходимых для удовлетворения нужд производства. Выбор поставщиков входит в обязанности отдела МТС. Отдел МТС работает с большим количеством поставщиков (более 70 поставщиков), 30 % из которых составляют основные поставщики. Основной критерий выбора поставщиков - ценовой фактор. Среди крупных поставщиков можно отметить следующие предприятия: ОАО "Завод Дальэнергомаш" - 18,5% в общем объеме поставок, ОАО "Хабаровснефтепродукт" - 10,7 %, ООО "Энимал" - 7.6 % и др.

Проведенный анализ закупочной деятельности СОАО "Краснореченское" свидетельствует, что механизм материально- технического снабжения предприятия достаточно отработан. Однако в организационном плане можно отметить недостатки информационного обеспечения системы регулирования запасами сырья и материалов предприятия. На предприятии в ходе производственного процесса возникают ситуации, когда из-за несвоевременного обеспечения материалами (в частности комплектующими для техники и оборудования) происходят простаивание оборудования и сбои в работе цеха механизации. Такие ситуации требуют принятия адекватных мер и мгновенного реагирования со стороны отдела МТС. В настоящее время решение вопросов в случае обнаружения сбоев в обеспечении товарно-материальными ресурсами решаются на конкретном участке работ, изолированно друг от друга, что в свою очередь порождает новые проблемы. Другими словами, отделу МТС ОАО "Краснореченское" необходима оперативная служба с целью образования целостного информационно-экономического пространста.

Следующее направление анализа - организация сбытовой деятельности на СХОАО "Краснореченское". Рациональная организация сбыта - является основной прибыльного ведения дела.

СХОАО "Краснореченское", в силу специфики производственного процесса, имеет две сбытовые линии:

1. Реализация сырьевой сельскохозяйственной продукции (зерно, овощи открытого грунта, молоко, мясо);

2. Реализация продукции сельхозпереработки (мясомолочная продукция: готовая и полуфабрикаты);

В первом случае, СХОАО "Краснореченское" действует на рынке производственных товаров и услуг, выступая продавцом сырьевых товаров. Во втором случае - на рынке потребительских товаров и услуг, в качестве продавца потребительских товаров (рис.2.9.).

Рис.2.9.Схема сбыта продукции СХОАО "Краснореченское"

Из табл.2.4. видно, что валовой доход СХОАО "Краснореченское" в отчетном году составил 34306,0 тыс. руб. Динамика показателей положительная (см. рис.2.10.). Объем реализации в стоимостном выражении на 8644,0 тыс. руб. (или на 33,7 %) превышает показатель прошлого года. Увеличение объема продаж способствовало росту массы валового дохода предприятия. Выручка от реализации сырьевой продукции головного предприятия увеличилась в 1999 г. на 4364,0 тыс. руб. (или на 58,9 %) по сравнению с прошлым годом.

Таблица 2.4.

Данные об объеме реализации продукции СХОАО "Краснореченское"

за 1997-1999 гг.

Показатель 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
1. Валовой доход, всего: 17386,0 100,0 25662,0 100,0 34306,0 100,0
в т.ч.: 1.1.Филиал "Альтернатива" 1.2. Головное предприятие: 9470,0 7916,0 54,5 45,5 18250,0 7412,0 71,1 28,9 22530,0 11776,0 65,7 34,3
в т.ч. 1.1.1. продукция растениеводства; 1.1.2. продукция животноводства;     2850,0   5066,0     36,0   64,0     2594,0   4818,0     35,0   65,0     4475,0   7301,0     38,0   62,0

 
 

Рис.2.10. Динамика объема реализации продукции СХОАО "Краснореченское" за 1997-1999 гг.

При чем, наибольший удельный вес в объеме продаж занимает продукция животноводства - 65,0 5 - 1998 г., 62,0 % - 1999 г.

Объем реализации продукции сельхозпереработки через филиал "Альтернатива" в отчетном году составил 22530,0 тыс. руб., это на 4280,0 тыс. руб. (23,5 %) превышает показатель прошлого года.

Анализ данных табл.2.4. показывает, что за анализируемый период в структуре реализации продукции произошли некоторые изменения. Доля реализации филиала "Альтернатива" в общем объеме доминирует (54,5 % - 1997 г., 71,1 % - 1998 г., 65,7 % - 1999 г.), хотя наблюдается ее снижение по сравнению с прошлым годом на 5,4 %. Соответственно, на 5,4 % увеличивается удельный вес реализации сырьевой сельхозпродукции.

Координация деятельности по реализации сырьевой сельхозпродукции осуществляется на уровне генерального директора СХОАО "Краснореченское" (см. рис.2.9.). Поскольку цель работы - анализ деятельности коммерческой службы СХОАО "Краснореченское", проанализируем организацию сбыта продукции сельхозпереработки.

Коммерческая деятельность по сбыту товарной продукции СХОАО "Краснореченское" - функция отдела сбыта филиала "Альтернатива". Организация отдела сбыта следует линейно- штабному принципу (рис.2.11.).

Рис.2.11.Организационная структура управления отдела сбыта филиала СХОАО "Краснореченское" - "Альтернатива"

Руководство отделом сбыта осуществляет зам. директора по торговле, который подчиняется директору филиала. Отдела сбыта разделен организационно на самостоятельные структурные единицы: зам. директора по торговле, инженер по реализации и т.д., каждая из которых выполняет определенные функции (рис.2.11.).

Заместитель директора по торговле координирует деятельность филиала по реализации продукции. Задача зам. директора по торговле заключается в координации прямых действий работников отдела. Он разрабатывает планы по сбыту продукции, ставит задачи в соответствии с основными целями СХОАО "Краснореченское".

Товароведы определяют требования к товарам, их соответствие стандартам, ТУ, договорным обязательствам, организуют проведение лабораторных анализов. Товароведы принимают участие в составлении планов товарооборота и товарного обеспечения, участвуют в ярмарках по оптовой продаже товаров, составляют заявки, заказы, договора на поставку продукции.

Зав. складом организует работу склада товарной продукции: приемку товаров по качеству и количеству, хранение товаров на складе, отпуск товаров со склада.

За розничную торговлю отвечает непосредственно инженер по реализации. Продукция СХОАО "Краснореченское" реализуется через 5 фирменных магазинов и 25 - торговых точек по районам г. Хабаровска (рынок Южный, "Красная речка", "Большая", "Северный" и др.).

Деятельность отдела сбыта характеризуется следующими основными показателями: объем и структура товарооборота. Ассортимент реализуемой продукции филиала "Альтернатива" представлен следующими товарными группами: молоко и молочные продукты; колбасные изделия; овощная продукция; кондитерские изделия и прочая продукция (см. табл.2.5.). Каждая товарная группа представлена определенным набором товаров.

Мясомолочная продукция является продукцией переработки сельскохозяйственного сырья СХОАО "Краснореченское". Для поддержания ассортимента в фирменных магазинах филиала "Альтернатива" отделом сбыта заключаются договора на поставку продуктов питания (кондитерские изделия, хлебобулочные и пр.) с производственными и торговыми предприятиями г. Хабаровска (ООО "Востокторг", "МЖК" и др.).

Анализируя табл. 2.5., можно сделать следующие выводы: общий итог выручки за отчетный период (1999 г.) составил 22530,0 тыс. руб., из них объем реализации молока и молочной продукции - 8899,4 тыс. руб., объем реализация колбасных изделий составляет 6871,7 тыс. руб., овощи - 3942,8 тыс. руб.

Таблица 2.5.

Данные для анализа объема и структуры реализуемой продукции филиала "Альтернатива" за 1997 - 1999 гг.

Наименование ассортиментной группы 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
1. Молоко и молочные продукты, всего В том числе: - Молоко цельное - Творог - Варенец - Масло сливочное - Сметана - Сыр твердый   3579,7   994,4 691,3 322,0 615,6 710,3 246,2   37,8   10,5 7,3 3,4 6,5 7,5 2,6   7044,5   1952,8 1368,8 748,3 1149,8 1551,3 273,5   38,6   10,7 7,5 4,1 6,3 8,5 1,5   8899,4   2410,7 1644,7 901,2 1239,2 2140,4 563,3   39,5   10,7 7,3 4,0 5,5 9,5 2,5
2. Колбасные изделия, всего В том числе: - Колбаса вареная - Колбаса копченая - Колбаса полукопченая - Колбаса сырокопченая 2680,0   947,0 805,0 501,9 426,1 28,3   10,0 8,5 5,3 4,5 5292,5   1733,8 1578,8 1058,5 912,5 29,0   9,5 8,7 5,8 5,0 6871,7   2185,4 2027,7 1464,5 1194,0 30,5   9,7 9,0 6,5 5,3
3. Овощная продукция 1733,0 18,3 3285,0 18,0 3942,8 17,5
4. Кондитерские изделия 899,7 9,5 1825,0 10,0 1892,5 8,4
5. Прочая продукция 577,6 6,1 803,0 4,4 923,7 4,1
Итого 9470,0 100,0 18250,0 100,0 22530,0 100,0

За анализируемый период существенных структурных изменений в объеме продаж не произошло (рис.2.12.).

Наибольший удельный вес в общем объеме продаж занимает группа молочных товаров - 38,6 % -1998 г., 39,5 % - 1999 г. На долю колбасных изделий соответственно приходится - 29,0 % - 1998 г.; 30,5 % - 1999 г. Объем реализации овощей за анализируемый период составляет 18,0 %.

В рамках основных товарных групп наибольший удельный вес занимают следующие виды продукции (по отчетному году):

§ Молоко и молочные продукты - молоко цельное (10,7 %), сметана (9,5 %);

§ Колбасные изделия - колбаса вареная (9,7 %), колбаса копченая (9,0 %).

 

 
 


Рис. 2.12. Структура реализации продукции филиала "Альтернатива" за 1998 - 1999 гг.

Следует отметить, что отдел сбыта предприятия ежегодно составляет план реализации продукции по ассортименту. Плановые задания устанавливаются исходя из годового объема выпуска каждого вида продукции и с учетом результатов прошлого года. Для анализа выполнения плана реализации по ассортименту используем данные табл. 2.6.

Таблица 2.6.

Данные для оценки выполнения плана реализации продукции по ассортименту, тыс. руб.

Продукция План Отчетный год (1999) В пределах плана Сверх плана Менее плана Темп роста, %
1. Молочная продукция 9100,5 8999,4 8999,4   -101,1 98,9
2. Колбасные изделия 6530,0 6871,7 6530,0 341,7   105,2
3. Овощная продукция 3510,0 3942,8 3510,0 432,8   112,0
4. Кондитерские изделия 1800,5 1892,5 1800,5     105,1
5. Прочая продукция 841,0 923,7 841,0 82,7   109,8
Итого 20100,0 22530,0 21680,9   - 101,1 112,1

Данные табл. 2.6. показывают, что в отчетном периоде предприятие выполнило план по реализации товаров на 112,1 %, если принять за плановый объем продаж товарооборот прошлого года. План по ассортименту также перевыполнен и составил по способу среднего процента 107,9 % (21680,9 / 20100,0* 100 %).

Количественную оценку ассортиментных сдвигов можно получить, рассчитав коэффициент ассортиментных сдвигов (К ас. сд.):

К ас. сд. = (%V - %А) + (100 - %А), (2.1.)

где: % V - процент выполнения плана по объему;

% А – средний процент выполнения плана по ассортименту.

Используя формулу (2.1.), определяем:

К ас. сд. = (112,1 – 107,9) + (100 – 107,9) = - 3,7

Значение коэффициента ассортиментных сдвигов характеризует удельный вес товара реализованных с отступлением от плановых заданий. Таким образом коэффициент свидетельствует об относительном стабильном уровне реализации товаров, а отрицательное значение коэффициента - о перевыполнении плана в рамках ассортиментного перечня.

Отдел сбыта СХОАО "Краснореченское" работает со следующими категориями покупателей (см. табл. 2.7.):

§ предприятия и организации, приобретающие продукцию для конечного потребления: общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, производственные предприятия и др.

§ малые предприятия, частные предприниматели - приобретают продукцию для дальнейшей реализации;

§ частные лица - приобретают продукции для личного потребления.

Наибольшая доля продаж приходится на первую категорию покупателей, при чем за анализируемый период наблюдается динамика ее роста: 56,0 % - 1997 г., 57,5 % - 1998 г., 58,3 % - 1999 г. В рамках данной группы потребителей наибольший объем продаж приходится на производственные предприятия, приобретающие продукцию СХОАО "Краснореченское" для обеспечения собственных структур общественного питания (столовые). Так в отчетном периоде доля производственных предприятий в общем объеме продаж покупателям первой категории составила 18,0 %. Также достаточно крупной группой потребителей являются образовательные учреждения (детские сады, школы и т.п.). Так с отчетном периоде доля продаж детским садам составила 17,0 %.

Таблица 2.7.

Данные о структуре реализации продукции по категориям потребителей

Покупатели, цель покупки Структура продаж, %
1997 г. 1998 г. 1999 г.
1. Предприятия, организации - для конечного потребления: в. т.ч.: - Детские сады г. Хабаровска (Индустриальный, Центральный, Железнодорожный, Хабаровский районы); - Отдел образования Хабаровского района; - Детские дома, дома- интернаты, летние оздоровительные центры, санаторий "Уссури" и т.п.; - производственные предприятия: ООО "Амуркабель", ООО "Химопторг", АО "Дальхимфарм", ОАО "Тайга" и др. - другие (МП "Школьник", г. Амурск, реабилитационный центр г. Чегдомын и др.) 56,0     15,3 3,2   13,4   19,3   4,8 57,5     18,1 3,0   14,5   18,7   3,2 58,3     17,0 3,3   14,0   18,0   6,0
2. Торговые предприятия, ЧП - для дальнейшей реализации; 8,5 7,0 5,0
3. Розничные покупатели (население) 34,6 35,5 36,7

 

Следует отметить, что в 1999 г. доля основных групп потребителей из числа предприятий и организаций снижается на 1,1 % (детские сады) и 0,7 % (предприятия - производители). Соответственно на 2,8 % увеличилась доля продукции, поставляемой другим потребителям - с 3,2 % до 6,0 %.

Доля реализации розничным покупателям через фирменные магазины, торговые точки в отчетном году составила - 36,7 %, и также наблюдается положительная динамика роста (1997 г. - 34,6 %, 1998 г. - 35,5 %).

В качестве потребителей товаров, предлагаемых в фирменных магазинах и торговых точках предприятия, выступает население г. Хабаровска и близлежащих населенных пунктов, осуществляющее закупки для личного потребления. Потребительский сегмент следует определить следующим образом: покупатели всех возрастов, различного пола, традиционных вкусов, со средним уровнем семейного дохода.

Наиболее потребляемая группа товаров по основным категориям потребителей - молоко, молочная продукция.

Важным моментом в анализе сбыта продукции является изучение его географии. Так в 1997 – 1999 гг. отдел сбыта СХОАО "Краснореченское" осуществляло поставки продукции в различные регионы Хабаровского края (рис.2.13.).

 

Рис. 2.14. Схема территориального расположения покупателей СХОАО "Краснореченское"

 
 

За анализируемый период наибольший удельный вес среди потребителей продукции предприятия (по региональному признаку) является Хабаровск.

Рис.2.14. Структура регионального распределения сбыта продаж предприятия СХОАО "Краснореченское"

На его долю приходится 57,0 % общего объема продаж предприятия (рис.2.14.). Хотя продукция СХОАО "Краснореченское" реализуется потребителям других районов, их доля - незначительная (Чегдомын - 3,0 %, Амурск - 2,8 %, Корфовский - 2,0 % и т.д.).

 

В общем виде работа отдела сбыта СХОАО "Краснореченское" с предприятиями и организациями (конечными покупателями) строится по следующей схеме.

§ Заключение договора с покупателем;

§ Расчетно- платежные отношения с покупателем;

§ Составление заявки на отпуск продукции со склада товарной продукции;

§ Контроль над исполнением договорных обязательств.

В хозяйственной практике предприятия имеют место договор купли - продажи и договор на поставку молочной продукции и продуктов питания. Договор содержит все существенные условия (стороны, предмет договора, количество, качество продукции, сроки поставки, вид и срок расчета за продукцию и др.). Обычно договора заключаются сроком на полгода. Для обеспечения и ускорения оформления договорных отношений на предприятии применяется пролонгация (продление договора). В этом случае отдел сбыта обязательно согласовывает ассортимент поставляемой продукции.

Заказы предприятий- потребителей выполняются в соответствии с заключенными договорами в течении 3-5 дней, на условиях обязательной предоплаты: 50 % стоимости заказа. Отпуск продукции производится со склада товарной продукции после оплаты.

Поставка продукции производится как самовывозом (транспортом покупателей), так и централизованной доставкой. Молочная продукция перевозится только специальным автотранспортом. При централизованной доставке незначительные по объему партии продукции в пределах г. Хабаровска и близлежащих районов доставляются автотранспортом методом кольцевого завоза с охватом нескольких покупателей.

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятии запасов товарной продукции. Формирование определенных размеров товарных запасов позволяет отделу сбыта СХОАО "Краснореченское" обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Данные для анализа товарных запасов представлены в табл.2.8.

Таблица 2.8

Данные для анализа запасов товарной продукции СХОАО "Краснореченское"

Показатель Единица измерения 1998 г. 1999 г. Изменение (+, -)
1. Товарные запасы Тыс. руб. 2982,0 3318,0 336,0
2. Валовой доход Тыс. руб. 18250,0 22530,0 4280,0
3. Оборачиваемость запасов Дни 58,8 53,0 5,8
4. Коэффициент оборачиваемости Оборот 6,1 6,8 0,7

На начало отчетного периода средняя сумма запасов товарной продукции составила 2982,0 тыс. руб., на конец 1999г. - 3318,0 тыс. руб. Темп роста запасов в отчетном году составил 111,3 % (абсолютный прирост +336,0 тыс. руб.), а темп роста реализации товаров - 123,5 % (абсолютный прирост + 4280,0 тыс. руб.), что свидетельствует о положительной тенденции. Эффективность использования товарных запасов, характеризуется показателями оборачиваемости в днях оборота (формула 2.2.) и в числе оборотов (формула 2.3.): Од = Зср * Д / Р, (2.2.)

Ооб = Д / Од, (2.3.)

где Од, Ооб – период оборачиваемости товарных запасов на предприятии,

дни; число оборотов;

Зср – средняя сумма товарных запасов в рассматриваемом периоде

времени, тыс. руб.;

Р – общая сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде, тыс. руб.;

Д – количество дней в рассматриваемом периоде (360 дней);

Как следует из проведенных расчетов, оборачиваемость товарных запасов предприятия в отчетном году увеличилась. Период обращения запасов сокращается с 58,8 дней (1998 г.) до 53,0 дней (1999 г.). Т.е., уровень товарного запаса на конец отчетного периода показывает, что при сложившихся темпах товарооборота запасы, имеющиеся на предприятии, могут быть реализованы за 53,0 дня торговли. При сложившихся тенденциях развития товарооборота средний товарный запас за год делает 6,8 оборотов.

Запасы товарной продукции предприятия формируются по мере ее производства и с учетом оперативного контроля, для бесперебойности торгового процесса.

Среди внешних факторов, влияющих на эффективность коммерческой деятельности СХОАО "Краснореченское" является конкурентная среда - т.е. наличие, численность и мощность предприятий конкурентов (производителей аналогичной продукции). В этой связи проведем анализ сильных и слабых сторон СХОАО "Краснореченское" фирмы в сравнении с основными конкурентами - производителями молочной продукции.

В настоящее время на хабаровском рынке молочной продукции действует несколько фирм- производителей, которые являются конкурентами СХОАО "Краснореченское" (см. табл.2.9.). Исходя из данных табл.2.9., СХОАО "Краснореченское" имеет равнозначные показатели конкурентоспособности. Серьезным конкурентом для СХОАО "Краснореченское", из числа представленных для анализа, является Комсомольский молокозавод.

Комсомольский молокозавод имел (по отчетному году) преимущества в доли рынка (23 % против 22 %), широте ассортимента молочной продукции, в качестве (с точки зрения потребителя товара), наличии отдела маркетинга и его эффективном функционировании, широкая рекламная кампания. В тоже время комсомольское предприятие уступает по следующим параметрам: отдаленность предприятия, высокие транспортные затраты, отсутствие собственной торговой сети в г. Хабаровске, ценовой фактор. Итак, СХОАО "Краснореченское" занимает значительное место среди конкурентов за счет выпуска качественной продукции, выгодного месторасположения предприятия, наличие собственной торговой сети, ценового фактора. Основными показателями, по которому СХОАО "Краснореченское" уступает главному конкуренту (Комсомольский молокозавод) – это ассортимент продукции, отсутствие комплексного подхода в изучении рынка, доля рынка.

 

Таблица 2.9.

Данные для оценки конкурентоспособности предприятия

Фактор СХОАО "Краснореченское" Переяславский молокозавод Вяземский молокозавод Комсомольский молокозавод
показатель балл показатель балл показатель балл показатель балл
1. Доля рынка                
2. Качество товара (сырье) Высокое (натураль-ное молоко)   Среднее (сухое молоко)   Среднее (сухое, натур. молоко)   Высокое (натураль-ное молоко  
3. Широта ассортимента 7 наимено-ваний   8 наиме-нований   7 наиме-нований   15 наиме-нований  
4. Цена розничная (молоко), руб.                
5. Местораспо-ложение Близкое   Отдалено   Отделено   Отдалено  
6. Фасовка продукции +   +   +   +  
7. Собственная розничная сеть г. Хабаровск +   -   - <


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: