Г. Музыка 7 класс.
Тема урока: «Представитель французской классической музыки рубежа XIX и XX веков – Клод Дебюсси».
Ребята, изучите материал урока.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир красок и звуков импрессионизма. Что же это такое импрессионизм? Давайте попробуем разобраться. Мы познакомимся с новым для нас направлением в искусстве. для этого я приглашаю вас в фантастически красивую страну – а в какую страну мы сейчас отправимся вы мне сами сейчас скажете.
10 из 10
Правильно - это Франция. Мне хочется, чтобы сегодня на уроке мы прониклись духом Франции 19 века.Страна необычная, очень чувственная и поэтичная, страна, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление от этого безумного-безумного мира, или, как говорят французы, «Impression».
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ — это направление в искусстве, стремящееся к воспроизведению личных переживаний, настроений и впечатлений художника в отрыве от действительности, отображения мимолетного момента.
Импрессионизм в живописи
В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников.
Впервые в истории мирового искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом - на берегу реки, в поле, на поляне в лесу. Благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, уже готовых и пригодных к переноске они смогли это сделать. Художники смогли покинуть свои мастерские, чтобы работать на пленэре. И то, что они увидели, они писали на своих холстах.
|
Работали они очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение и колорит пейзажа. Иногда они выдавливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие цвета с эффектом мазка. Они старались брать только светлые краски, не брали земляные – чёрные, коричневые краски. Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами.Они использовали технику беглых пятен-мазков. Вблизи они кажутся беспорядочными. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка художников импрессионистов.
Клод Моне (слайд 11)- французский художник, яркий представитель импрессионизма в живописи, пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце».
Этот великолепный этюд запечатлел момент превращения ночи в день: всего несколькими мазками ярко-оранжевого цвета художник сумел передать свет, дрожащий на воде. "Впечатление. Восход солнца" - именно эта картина дала название движению импрессионистов.Ребята, попробуйте сами назвать черты импрессионизма в этой картине. (нет четких границ, художник использовал в своей работе светлые тона красок, использовал технику пятен-мазков.)
Импрессионизм в музыке
Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют в виду «живописные» моменты - красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам.
|
Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира.
Музыка К. Дебюсси наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Произведение называется «Лунный свет». Ваша задача сейчас - попробуйте представить картину, которую с помощью музыки изображает композитор. Останьтесь сейчас наедине со своими мыслями, эмоциями, импрессией, закройте глаза и постарайтесь понять, что за картину написал композитор.
Деббюси - Лунный свет из сюиты Бергамасская
Debussy - Clair de lune from Suite Bergamasque
Каковы ваши впечатления? Какие ассоциации рождает музыка у вас? Что она может изображать? Могут ли это быть конкретные или абстрактные предметы?
Какие цвета использовал композитор? ( фиолетовый, жёлтый, бежевый,неброские, приглушённые тона)
Какое настроение? ( фантастическое, загадочное)
В каком художественном жанре написано данное произведение? (музыкальный пейзаж)
- Сможете ли вы напеть мелодию, которая звучала в произведении? (мелодия достаточно сложна и непонятна, звучит обрывками).
- Для чего композитор сделал эту мелодию «непонятной»?
Чтобы понять это, давайте вернемся к тому, что композитор хотел изобразить.
- Представьте, что вы в комнате, которую едва озаряет лунный свет. Сможете ли вы рассмотреть предметы? (лунный свет выхватывает из темноты лишь фрагменты, силуэты).
|
Что вы почувствуете в такой обстановке? (таинственность, смешанные ощущения)
Учитель: Что для вас будет важнее: то, что вы видите или ваши впечатления? Конечно же, чувства и ощущения. Так можно ли неясность чувств передать четкой мелодией? (Нет)
Вывод
Композитор с помощью музыки описал свои чувства, собственные впечатления. У музыки Дебюсси нет ярко выраженной мелодии, композитор использует «световые вспышки», передавая игру света и тени. Его музыкальное произведение отличается особой «красочностью».
Claude Debussy
Девушка с волосами цвета льна
Охарактеризуйте это произведение.(Утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия)
Клод Дебюсси
То, что видел западный ветер
К. Дебюсси
Прелюдия № 10 - " Затонувший собор"
Обратите внимание на название пьес.
Клод Дебюсси
Танцующий снег
Домашнее задание:
Выберите понравившуюся пьесу, прослушайте ее еще раз и нарисуйте свое впечатление от музыки. Рисовать можно красками, карандашами, пастелью (красками проще). Рисуйте не определенный сюжет, а то, что видите или чувствуете во время прослушивания пьесы.