Игры на тему: «Угадай антонимы, синонимы и омонимы»
Игра «Хитрая подмена».
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. (Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
Игра «Подбери слово»
Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА. Работа - З...(занятие)
Родник - И... (источник)
Холод - М... (мороз)
Деятельный - А... (активный)
Игра «Замени слово»
Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес -. Смелый человек - …
Тихая погода - …
Ясное небо - …
Тихие шаги - … (Бесстрашный, безветренная, беззлобный, безоблачное, бесшумные)
4) Игра – соревнование «Кто быстрей».
Составьте свои ряды синонимов с данными словами из разговорного языка – смешные, несмешные, страшные.
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…
страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…
Игра «Третье лишнее»
Вычеркни третье лишнее слово, которое не является антонимом:
а)
Весело, веселый, грустный.
б)
Разлучаться, встреча, встречаться.
в)
Полный, худой, толстый.
г)
Смелый, храбрец, трусливый.
д)
Легкий, тяжелый, легко.
е)
Твердый, твердость, мягкость.
Игра «Найдите антонимы в пословицах».
Дети в пословицах должны найти антонимы и подчеркнуть.
Корень учения горек, да плод его сладок. Работать — день коротать; отдыхать — ночь избывать. Старость не радость, а молодость не корысть. Ученье — свет, а неученье — тьма. Подальше положишь, поближе возьмешь. Радость не вечна, печаль не бесконечна. Нет худа без добра. Лучше свое отдать, нежели чужое взять. Умей в зять, умей и отдать! Глупый осудит, а умный рассудит. Коли день хвалить, так ночь бранить. Хорошо говорит, да было бы чего слушать. При счастье бранятся, при беде мирятся Умная ложь лучше глупой правды.
Игра «Подбери слово»
Подбери к подчеркнутым словам антонимы
Будничный день
(выходной)
Веселая история
(грустная)
Интересный репертуар
(скучный)
Скрытный характер
(открытый)
Сказать правду
(ложь)
Большой оптимист
(пессимист)
Сильно любить
(ненавидеть)
Уехать на юг
(приехать)
Исчезнуть в волнах
(появиться)
В первую очередь
(в последнюю)
Заканчивать урок
(начинать)
Встретить карлика
(великана)
Игра «Ударение меняет смысл».
Нужно поставить ударение, а затем изменить место ударения так, чтобы получилось другое значение слова, и записать его рядом с данным:
хлопок- замок- кружки-
полки- пары- мука-
пропасть- дорога- плачу-
стоит- трусить- поля-
мелки- крою- мою-
потом- стрелки- знаком-
сушу- угольный- солью-
9)Игра «Различай на слух!»
В слух читается четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омонимы), и объяснить их правописание проверочными словами.
1 Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
2 Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
3 К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко
Сел и посидел.
Игра Часть I «Подбери пары»
Детям раздают карточки. Один ребенок называет глагол и спрашивает, у кого подходящая картинка на карточке.
Каждый составляет предложения по картинкам.
Образец: Дятел сидит на дубе и стучит клювом по стволу. - Мальчик стучит в закрытую дверь.
Часть II «Скажи то же самое иначе»
Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия подходящими, но смыслу синонимами.
Образец: Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру. Девочка топает ногой. – Девочка стучит ногой. (Приложение 1)
Игра «Большая или маленькая».
Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой буквы и почему.
1. Улетел орел за город Орел.
2. Наш Шарик поймал воздушный шарик.
3. Не бойся морозов, Сережа Морозов.
4. Хороши груши в корзине у Груши.
5. Наша Поля вернулась с поля.
6. Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.
7. Вася Рыбаков был у рыбаков.
8. У пастухов выступал Андрей Пастухов.
9. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.
10. Пять горшков принес Петя Горшков.
11. Коля Арбузов купил пять арбузов.
Приложение 1