Демократические выборы и политические партии




Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения (органы власти) и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

Избирательная система включает два взаимосвязанных компонента:

1. Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов

2. Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

Избирательное право – часть конституционного права.

А) в узком смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.

Например: в России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган – с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет, а Президентом РФ – с 35 лет.

Принципы демократического избирательного права:

1) равенство

2) всеобщность

3) тайное голосование

4) свобода выборов

Б) в широком смысле избирательное право включает избирательные законы.

Например:

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»

Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и пр.

Стадии избирательного процесса:

1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

2. Выдвижение и регистрация кандидатов;

3. Предвыборная агитация и финансирование выборов;

4. Голосование и подведение итогов выборов.

 

Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная.

2. Пропорциональная.

3. Смешанная.

 

Критерии для сравнения Избирательная система
Мажоритарная Пропорциональная
Краткая характеристика Избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов. Депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер
На каких выборах применяется При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мер) и при выборах коллегиальных органов власти (парламент) При выборах всего парламента, так и нижней палаты или половины нижней палаты.
Достоинства 1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города). 2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п. 3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты. 4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют. 1. Считается, что голоса избирателей не пропадают. Кроме, конечно, тех голосов, которые были отданы за партии не прошедшие процентный барьер. 2. Позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей. При это такая возможность не теряется у большинства. 3. Избиратели голосуют за направление, которое они разделяют. 4. Меньше вероятность попадания в парламент представителей, обладающих финансовыми рычагами давления на избирателей.
Недостатки 1. При мажоритарной избирательной системе «пропадают» и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти «непобедившие» голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — ненамного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие. 2. мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов. 3. при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий. 4. противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. 1. Утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами. 2. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. 3. Процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии. 4. В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. 5. Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

 

Смешанная политическая система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу. В соответствии с такой системой половина (225) из 450 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным округам. Другая половина (225) – по единому общенациональному избирательному округу. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

 

Политическая партия – это организация, представители которой объединены общими целями или идеалами и стремятся к получению и реализации государственной власти.

Общественно-политическое движение - это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

 

  Общее Отличия
Политическая партия – институт политической системы, – группа людей, объединенных общими интересами, – осуществление общей цели, – добровольное участие и т.д. – партия стремится к получению и реализации государственной власти, а общественно-политическое движение стремится воздействовать на государственную власть; – партию от общественно-политического движения отличает: наличие устойчивых местных организаций, связанных с руководством партии; стремление к максимальной поддержке со стороны граждан; пропаганда определенной идеологии.
Общественно-политическое движение

 

Функции политических партий:

· Выдвижение и пропаганда политических идей, программ, теорий;

· Формирование общественного мнения;

· Участие в выборах;

· Политическая социализация и мобилизация граждан;

· Целенаправленный обор политических лидеров;

· Формирование/обновление политической элиты;

· Обеспечение связи участников политического процесса, политического движения;

· Непосредственная реализация политической власти (например, в тоталитарном обществе).

Типы политических партий:

1. По способу организации: массовые (например, ХДС (Германия), КПРФ (Россия)), кадровые (кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Например, Республиканская партия США, Демократическая партия США, Консервативная партия Великобритании, Либерально-демократическая партия Великобритании).

 

Массовые Кадровые
– многочисленны; – единая идеология, выраженная в программе партии; – строгая процедура вступления в партию и выхода из нее; – отличается тесной связью между членами партии; – в них жесткая дисциплина, основанная на подчинении уставу; – есть первичные парторганизации; – проводят деятельность систематически. – немногочисленные; – опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; – в них свободное членство, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов –деятельность активизируется только в период выборов.

 

2. По отношению к действующей власти: правящие, оппозиционные.

3. По отношению к закону: легальные (официально зарегистрированные), нелегальные (деятельность которых запрещена законом).

4. По способу деятельности: реформистские, революционные.

5. По идеологическому признаку:

 

Идеологии Центральные идеи
Консерватизм Делают акцент на сильное государство, сокращение социальных расходов, нравственные устои общества и его традиции, сохранение социального неравенства и социальную стабильность.
Либерализм К ним относятся те, ценностями которых являются свобода, права человека, социальный и политический плюрализм, правовое государство и т.п.
Социализм Выступают за защиту социальных интересов наемных работников, расширение возможностей участия в принятии наиболее важных решений, активную социальную политику государства, справедливость, социальное партнерство, равенство возможностей и т. п.
Коммунизм Выступают с лозунгами ограничения частной собственности, национализации наиболее крупных частных предприятий, расширение государственного регулирования экономики, ликвидация форм социального неравенства, непосредственное участие масс в социальном управлении, классовая борьба и социальные революции – движущая сила общественного развития.
Анархизм Человек – абсолютно свободный и независимый индивид, который с целью защитить свою свободу отрицает любые формы государства; для функционирования общества требуется лишь свободное соглашение, свободная ассоциация.
Фашизм Выступают с позиций крайнего национализма и экстремизма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: