Выступающий - __________________________________________________________________________________________________________
Тема - ___________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
| Тема | |
| Тема сформулирована ясно, чётко, лаконично, конкретно. | |
| Тема привлекает внимание, затрагивает интересы слушателей. | |
| Тема сформулирована слишком общó. | |
| Формулировка темы слишком длинная. | |
| Формулировка темы содержит непонятные, незнакомые слова. | |
| Формулировка темы (не) отражает суть, содержание выступления. | |
| Формулировка темы (не) привлекает внимание и (не) создает положительную установку на восприятие материала. | |
| Композиция | |
| Структурные компоненты выступления не прослеживаются. | |
| Структурные компоненты выступления прослеживаются, но без логической связи. | |
| Чётко прослеживаются все структурные компоненты выступления, каждый предыдущий этап логически связан с последующим. | |
| 1. Вступление | |
| Вступительная часть как обязательный структурный компонент выступления не прослеживается (нет вступления). | |
| Чётко прослеживается такой обязательный структурный компонент выступления, как вступительная часть. | |
| Вступление состоит из зачина и завязки. | |
| Поскольку аудитория хорошо подготовленная, вступление состоит только из завязки, без зачина. | |
| Зачин (не) выполняет свою функцию: (не) служит для привлечения внимания и установления эмоционального контакта с аудиторий. | |
| В завязке (не) обозначена тема, проблема, которой посвящено выступление, а также актуальность, важность, значение темы для данной аудитории (т.е. завязка (не) содержит обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно). | |
| В завязке (не) обозначена основная идея выступления. | |
| Во вступительной части используются приёмы захвата внимания: впечатляющие цифры, интересные факты, ссылка на авторитетный источник, оригинальная цитата, вопросы к аудитории, организация дискуссии, риторические вопросы, рассказ о своем личном опыте, постановка проблемного вопроса, обращение к жизненным интересам слушателей, авансирование, демонстрация предмета, наглядность, юмор и т.п. | |
| Во вступительной части не используются приёмы поддержания внимания. | |
| 2. Основная часть | |
| Основная часть как обязательный структурный компонент выступления не прослеживается. | |
| Чётко прослеживается такой обязательный структурный компонент выступления, как основная часть. | |
| В основной части используются приёмы поддержания внимания: впечатляющие цифры, интересные факты, примеры, ссылка на авторитетный источник, оригинальная цитата, вопросы к аудитории, организация дискуссии, риторические вопросы, рассказ о своем личном опыте, постановка проблемного вопроса, обращение к жизненным интересам слушателей, авансирование, демонстрация предмета, наглядность, юмор и т.п. | |
| В основной части не используются приёмы поддержания внимания. | |
| Материал излагается (не) логично. | |
| Материал излагается доступно: письменный текст превращён в устный (преобладают более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова; простые и короткие предложения; сложные понятия объясняются через простые или с помощью синонимов; обозначены структурные части выступления (первое, второе, третье; во-первых, во-вторых, в-третьих); цифр немного, они округляются, даны в сравнении; назван не год, а возраст). | |
| Материал излагается сложно: письменный текст не превращён в устный (преобладают малоупотребительные книжные, научные и официально-деловые слова; сложные синтаксические конструкции; сложные понятия не объясняются; структурные части выступления не обозначены; много цифр; названы года). | |
| Каждое положение обосновывается, приводятся примеры. | |
| Теоретические положения не обосновываются. | |
| Используется индуктивный способ подачи материала (от частного к общему). | |
| Используется дедуктивный способ подачи материала (от общего к частному). | |
| Речь выразительная, эмоциональная (правильно расставлены логические ударения и паузы, интонация меняется на протяжении всего выступления). | |
| Речь невыразительная, неэмоциональная, монотонная. | |
| (Не) используются невербальные средства общения (жесты, мимика, поза и т.п.). | |
| 3. Заключение | |
| Заключение как обязательный структурный компонент выступления не прослеживается (нет заключения). | |
| Заключительная часть выступления логично вытекает из предыдущего изложения. | |
| В заключении (не) напоминается главная мысль и (не) объясняется, что надо делать с полученной информацией. | |
| В заключении содержится вывод не по теме выступления. | |
| (Не) применяется закон края (важная информация даётся в начале и в конце выступления). | |
| Способ выступления | |
| Текст выступления зачитывается. | |
| Текст выступления рассказывается с опорой на записи, сделанные на небольших листках. | |
| Текст выступления заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. | |
| Речевое оформление выступления, соблюдение регламента | |
| В речи соблюдаются нормы литературного языка. | |
| В речи встречаются нарушения литературных норм. | |
| Темп речи (быстрый, средний, медленный). | |
| Громкость голоса (громкий, оптимальный, тихий). | |
| Регламент (не) соблюдён. |