Практическое занятие № 6.




Практическое занятие № 5

Историческое формирование лексики русского языка

  1. Заимствованная лексика:

а) заимствования из славянских языков. Старославянизмы, их признаки;

б) заимствования из неславянских языков.

  1. Признаки заимствованных слов.
  2. Освоение заимствованных слов русским языком.
  3. Типы заимствованных слов.
  4. Калькирование.

Практические задания

Дома -

Задание 1. Укажите в приведенных текстах старославянизмы. Определите их фонетические, морфологические и семантические признаки. Приведите русские соответствия.

Но вдруг пред витязем пещера...

В пещере старец; ясный вид,

Спокойный взор, брада седая... (А. Пушкин)

Трепеща хладною рукой

Он вопрошает мрак немой... (А. Пушкин)

И вот вожделенная минута наступила... Как ни

были забиты обыватели, но и они восчувствовали...

Многие разинули рты, чтобы возроптать. (Салтыков-Щедрин)

Задание 2. Пользуясь Словарем иностранных слов, определите, из каких языков заимствованы эти слова, укажите признаки, свидетельствующее об иноязычном происхождении слов..

Блиндаж, лейтенант, ложемент, арбитраж, аспирантура, буржуа, бюро, лирика, табун, туннель, фрейлина, штатив, капрал, батальон, балерина, бас, казна, тезис, штепсель.

Задание 3. По сборнику упражнений М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина и др. выполните упражнения № 83, 85 (стр. 33-34). Сборник упражнений взять в кабинете 287.

В аудитории:

Задание 1. Найдите соответствующие иноязычным словам словарные толкования.

Ретро, ностальгия, инвектива, эфемерный, вернисаж, тривиальный, паритет, массмедиа, педант, цинизм, ай-кью, апатия, меркантильный, имидж.

1. Определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой, зрелищем или самим индивидом.

2. Стиль в современном искусстве – воскрешение старых мотивов и сюжетов в музыке, живописи, одежде и др.

3. Средства массовой информации (коммуникации) – пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п.

4. Коэффициент умственного развития.

5. Оскорбительное выступление против кого-, чего-либо; оскорбительная речь, выпад.

6. Тоска по родине.

7. Наглое поведение, бесстыдство, пренебрежение к нормам общественной морали и нравственности.

8. Наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки, верхний слой населения или отдельных групп.

9. Мелочно-расчетливый, торгашеский, коммерческий.

10. Неоригинальный, обыкновенный, пошлый, избитый.

11. Состояние безразличия, отсутствие интереса к жизни.

12. Человек, отличающийся чрезмерной аккуратностью, преувеличенной строгостью в соблюдении формальных требований и правил; формалист.

13. Торжественное открытие художественной выставки; выставка-продажа картин.

14. Равноправие сторон (например, в международном совещании, в разрешении конфликта).

15. Мнимый, неисполнимый.

Задание 2. Укажите признаки, свидетельствующие об иноязычном происхождении слов.

Картридж, факс, ноутбук, процессор, брифинг, саммит, демпинг, серфинг, коттедж, джакузи, кемпинг, миксер.

Задание 3. К словам старославянского происхождения подберите исконно русские варианты слов. Укажите, в чем заключается различие между русским и старославянским вариантами слов. К какой группе старославянизмов относятся эти слова по соотношению с исконно русскими словами?

Невежда, шлем, млечный, хранить, глава, краткий, брег, влачить, златой, Владимир.

Образец выполнения: прах – старославянское слово, ему соответствует исконно русское слово порох. В старославянском варианте слова содержаться неполногласное сочетание – ра-, в русском ему соответствует полногласное сочетании – оро -. Старославянское слово употребляется в современном русском языке наряду с русским вариантом, но имеет другое значение.


Практическое занятие № 5.

Функционально-социальная характеристика лексики русского языка.

Теоретические вопросы

1. Общенародная лексика и лексика ограниченного употребления.

2. Диалектная лексика. Типы диалектных слов.

3. Активная и пассивная лексика: а) устаревшая лексика. Типы устаревших слов; б) новая лексика. Типы неологизмов.

4. Терминологическая и профессиональная лексика.

5. Жаргонная и арготическая лексика.

Литература

  1. Русский язык: В 2 -х частях /Под ред. Л. Ю. Максимова. - М., 1989.
  2. Современный русский язык / Попов Р. Н., Маловицкий Л.Я., Валькова Д.П., Федоров А. К. М., 1986.

3. Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта М., 2001.

4. Современный русский язык: Анализ языковых единиц Ч. 1. /Под ред. Е.И. Дибровой М., 2001.

5. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1971.

 

Практические задания

Дома -

Задание 1. Объясните значение слов и словосочетаний из “Трехъязычного лексикона” Ф. Поликарпова (1704 г.).

Возглавие, колоземица, мешанина, мокроступы, детоводница, охабка, оковрач, могута.

Задание 2. Разделите данные слова на группы: а) вышедшие из употребления; б) употребляющиеся для обозначения реалий зарубежной жизни; в) переосмыслены в современном русском языке; г) вернулись в систему языка.

Земство, купец, губернатор, лорд, сенатор, мещанин, полиция, конка, городовой, Дума, камергер, сенат, барыня, опричник, фрейлина.

Задание 3. Выделите устаревшие слова в предложениях, взятых из романа А.Н. Толстого «Пётр Первый». Установите, к какой группе (архаизмов или историзмов) они относятся. Ответ обоснуйте.

1. В феврале 1695 года в Кремле с постельного крыльца думным дьяком Виниусом было объявлено всем стольникам, стряпчим, дворянам московским и городовым, чтобы они со своими ратниками и дружинниками собирались в Белгороде и Севске к боярину Борису Петровичу Шереметьеву для промысла над Крымом. 2. На консилии генералы решили крикнуть охотников, обещали по десяти рублёв за взятие. 3. Другие, бросая алебарды и ружья, бежали к шестнадцатипушечной батарее.

Задание 4. Отметьте в следующих предложениях индивидуально-авторские (окказиональные) неологизмы.

1. Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисментошиканья, и никогда в другое время им не пришлось слышать стольких споров, какие видели и слышали на моей пьесе. (Ч.). 2. У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее, здесь же она - ни то ни се, точно хорошие звучные, но холодные стихи. (Ч.). 3. Она робко замерсикала и вышла... (Ч.). 4. Здесь локоны, каштанясь, сверкают в огоньках под самый свежий танец – танец на коньках. (Ас.). 5. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю... (Возн.).

З адание 5. Определите тип диалектизмов.

Бурлак, ведро, занедужить, клеть, чепь (цепь), яблок (яблоко), пимы, балакать, виски (волосы), дюже (очень), жадовать (жадничать), зачать (начать), квелый (вялый), картоха, нехай, пискленок (цыпленок), спинжак, дожжок, дежа (кадушка для теста), лог (овраг), подбережник (название ветра на севере), заблудить (заблудиться), бирюк (волк), помогнуть (помочь).

 

В аудитории:

Задание 1. Подберите к устаревшим словам синонимы и определите тип архаизма (собственно лексический, лексико-фонетический, словообразовательный).

Алкать, балтический, вежды, вельми, воксал, десница, воотще, глас, грядёт, дружество, зерцало, младость, мраз, перси, противуположный, тризна, росская, длань.

Задание 2. В предложениях из произведений и писем А.С. Пушкина выделите семантические архаизмы. Установите их значение, используя «Словарь языка Пушкина».

1. Вся литературная жизнь г. Каченовского была разобрана по годам, все занятия оценены, все простодушные обмолвки выведены на позор. 2. Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. 3. Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор: Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор: Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно. 4. Я не довольно богат, чтобы выписывать себе славных операторов – а даром лечиться не намерен.

Задание 3. Определите, к какой группе относятся подчеркнутые слова (термины, профессионализмы, жаргонизмы).

1. “Тетей” у нас на заводе называли толстую металлическую болванку, из которой после обработки получалась махонькая деталь. 2. В основу технологии положен метод направленной кристаллизации, позволяющий выращивать камни правильной геометрической формы. 3. Виноградов сидел в кабинете нашей кафедры, где мы “философички” устраивали разные дискуссии. Свои слова у времени любого, Нелепые смешные, иногда, Мне с детства, например, известно слово “Буза”, что означает “ерунда”. Мы говорили в юности: “ Железно”! Махнув рукой, бросали: “А, ништяк!” И упрекать нас было бесполезно, Что классики не изъяснялись так.


Практическое занятие № 6.

Лексика русского языка с точки зрения функционально-стилевого расслоения

и экспрессивно-стилистической окраски

Теоретические вопросы

1. Понятие о функциональном стиле. Межстилевая лексика.

2. Функционально-закрепленная лексика: а) разговорная лексика; б) лексика книжных стилей: официально-деловая, научная и публицистическая.

3. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

4. Соотношение функционально-стилевой закрепленности и эмоционально-экспрессивной окраски слов.

Литература

1.Русский язык: В 2 -х частях /Под ред. Л. Ю. Максимова. - М., 1989.

2. Современный русский язык / Попов Р. Н., Маловицкий Л.Я., Валькова Д.П., Федоров А. К. М., 1986.

3. Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта М., 2001.

4. Современный русский язык: Анализ языковых единиц Ч. 1. /Под ред. Е.И. Дибровой М., 2001.

Практические задания

Дома -

Задание 1. Сравните приведенные ниже тексты. К какому стилю принадлежит каждый из них? Докажите это.

Уважаемый товарищ Иванов!

Довожу до вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет.

Ассистент Сидорова.

Милый Ванюша!

Прости, что огорчаю тебя, но не смогу приехать, когда ты хочешь, и выйти на работу. Я устала как собака, чувствую себя отвратительно, еще хуже, чем раньше. Буду просить дать мне отпуск, чтобы подлечиться. Хоть бы дали, пусть и без оплаты, это не беда.

Целую. Твоя Галочка.

Задание 2. К данным ниже общеупотребительным словам приведите лексику, относящуюся к книжному и разговорному стилям.

Верх

Препятствие

Бояться

Волноваться

Прогнать

Задание 3. Выпишите из Большого толкового словаря русского языка под редакцией С.П. Кузнецова (М., 2001) по три слова со стилистическими пометами бран., выс., книж., неодобр., офиц., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.К. Ушакова.

Задание 4. Напишите заявление на имя декана факультета с просьбой разрешить сдать экзамен досрочно с обоснованием причины.

 

В аудитории:

Задание 1. Найдите слова разговорного стиля. Отметьте в них различные оттенки экспрессино-эмоциональной окраски (делайте пометы: шутливое, ироническое, бранное, неодобрительное, пренебрежительное, уважительное, ласкательное, фамильярное). Объясните, как выражена в слове отрицательная или положительная оценка: в самом значении слова, в суффиксах или в переносном употреблении слова.

1. А вы что за командир? Вы что за птица, позвольте спросить (Тургенев). 2. Вдруг как в голову ударит, или попросту – башку (Твардовский). 3. Баронесса дама честная и книг не зажилит (Чехов). 4. Из Горького выйдет большущий писателище (Чехов). 5. Мать у меня такая сердобольная: коли брюхо не отрастил да не ешь десять раз в день, она и убивается (Тургенев). 6. Скажи им пару слов, Семен, испорти им, чертям, обед (Симонов).

Задание 2. Определите, какими средствами языка (лексическими, словообразовательными, формообразовательными, при помощи ударения) создается стилистическая окрашенность слов в данных парах.

Постоянно – неустанно (книж.), спать – почивать (высок.) – дрыхнуть (прост., шутл.), вязнувший – вязший (книж.), боцманы – боцмана (спец.), слесари – слесаря (прост.), снега – снеги (устар.), дверями – дверьми (разг.), высокий – высоченный (усилит.).

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: